Снова про децимальную организацию

Jan 06, 2021 05:46


      Все-таки есть разница между научной публикацией и постом в ЖЖ, не так ли? Или же нет? Вот как по мне - так есть, а если есть, то обязан ли топикстартер расписывать подробно, откуда и почему ему та или иная идея пришла в голову и почему, собственно, он решил ее выставить на всеобщее обозрение? Вообще-то, как мне кажется, моя репутация достаточно сложившаяся, чтобы понять - просто так я никаких провокационных идей не выдвигаю, а если они появляются, значит, они возникли не на пустом месте, а являются результатом обдумывания равно как и почерпнутых в источниках фактов, так и прочитанного.
      Все это имеет отношение и к децимальной организации, о которой я, кстати говоря, уже писал как-то несколько лет тому назад. Так вот. Пресловутая децимальная организация более или менее четко фиксируется в актовых материалах со второй половины XIV века, еще четче - с XV в., в особенности со 2-й его половины. До этого она встречается крайне редко и смысл упоминаний о тысяцких, сотскых и десятских (кто они и что они) достаточно неопределенен и туманен.
      Есть по меньшей мере два варианта, к чему это все относилось, и лично мне ближе тот, который полагает, что децимальная организация в домонгольской Руси - это элемент развивающейся княжеской администрации, существующий далеко не везде и далеко не повсеместно (быть может, только в городах, да и то не во всех, и если и на селе, то там, где сидели зависимые от князя люди - все, остальное не в кассу).
      Опять же остается вопрос, на который никто из критиков не дал внятного ответа - с какого такого переляку децимальная организация будет вводиться в, условно говоря, "черносошных" волостях, в условиях, когда крепостного права нет, жесткой зависимости крестьян от князя нет, а сама по себе система подданства отсутствует как класс? Где и в какой традиции (а именно она определяет порядок управления) есть указания на то, что децимальная организация была характерна для русского аграрного мира в домонгольскую эпоху? Я таковых не встречал. Более того, я полагал и полагаю (более того, уверен), что и общины в классическом ее смысле на Руси ни в домонгольское, ни в постмонгольское время на Руси не было. Нет, какие-то формы самоуправления были (вопрос только в том, какие именно - упоминания о неких формах крестьянского самоуправления есть в жалованных грамотах, к примеру), но имели ли они отношение к децимальной организации? Я полагаю, что нет. И навязать ее крестьянскому "миру" князь не мог по причине того, что его легитимность покоилась на этой традиции, нарушая которую, он лишался легитимности и превращался в узурпатора. А оно ему, князю, надо?
      Ergo, нужно некое великое потрясение, которое если и не порушило бы старую традицию, то внесло бы в нее серьезные коррективы. И у нас есть только одно такое потрясение, которое, наложившись на системный кризис домонгольского русского общества, в итоге и запустило процесс перемен. Это потрясение - ордынское нашествие, со всеми его последствиями - социально-экономическими и политическими прежде всего. И, как мне представляется, если децимальная система до монгольского "числа" представляла собой "островки" в крестьянском "мире", то ордынские власти распространили ее на всю социальную структуру постмонгольского русского общества. Князья лишь использовали готовый продукт. И в итоге та децимальная организация, которая просматривается в актовых материалах конца XIV - XV вв., есть продукт "гибридизации" домонгольской "княжеской" децимальной организации, носившей частный и локальный характер,с всеобщей и "тотальной", если хотите, "монгольской" децимальной организацией. А в XVI в. эта "гибридизированная" децимальная организация срослась с крестьянским самоуправлением и сама по себе стала ее элементом и неотъемлемой частью.
      Так вижу эволюцию этого института. И, повторю еще раз - это схема родилась не на пустом месте, а в результате обдумывания большого массива литература и источников, причем не только наших и касающихся не только наших "палестин" (почему-то некоторые думают, что яз, грешный, и того не читал,и этого не знаю - а откуда, собственно, есть такая уверенность в том, что я этого не читал и об этом не знаю? Я вроде бы как отчет о том, что я читал, читаю и намерен прочитать, а потом обдумать, никому не давал и давать не намерен. Моя кухня - это моя кухня, туда посторонним вход не то чтобы воспрещен, но не приветствуется).
      Как то так получается.
      P.S. Кстати. В Англии "сотенная" организация, похоже, возникает во 2-й пол. IX в. как ответ на агрессию со стороны норманнов.



альтернативная история, личное..., Из прошлого: любопытные заметки, филозофическое, история в России сегодня, злобное, печаль, barbarians, o tempora! o mores!, заметки, историософии пост

Previous post Next post
Up