Недоученные уроки...

Dec 10, 2019 07:02


       Камрад paul_atrydes разместил на своей страничке большой отрывок из вот этой работы:



Речь в нем идет о том, как французское командование и лично Морис Гамелен пытались освоить те уроки, которые были получены союзниками после завершения польской кампании вермахта в сентябре 1939 г.:
       Основной эффект наступления зимы, впрочем, состоял в том, чтобы предоставить союзникам и вермахту ценную возможность проанализировать и распространить уроки, которые каждый из них нашёл в сентябрьской кампании в Польше, а также улучшить оснащение и обучение своих армий и военно-воздушных сил. Уильямсон Мюррей показал, насколько серьёзно немецкие генералы рассматривали недостатки вермахта против поляков и как усердно они стремились повысить свою боевую эффективность путём критической оценки военных действий Германии на востоке.
       Однако почти игнорируются значительные усилия, предпринимаемые командованием западных союзников, и особенно французами, в сопоставимых исследованиях опыта, извлечённого из польской кампании. Поэтому, задолго до того, как противоборствующие армии на западе во второй половине ноября 1939 года, наконец, окончательно перешли к зимней передышке и переоснащению, они обратились к обучению своих войск в свете первых военных операций.

       Пройдя по ссылке (а это вторая часть - первая часть, которую я пропустил, была раньше), можно узнать много интересного о том, как и в каких условиях французы добывали этот опыт, на что они обратили внимание в первую очередь и какие попытки учесть полученные дорогой ценой знания были сделаны.
       Если честно, то мои представления о французской кампании 1940 г. сформировались давным-давно, еще в 85-м г., когда прочел работу Д.М. Проэктора "Война в Европе".



И еще тогда сложилось впечатление о верховном командовании союзников как о каком-то невдалом, неумелом, косоруком и кривоглазом - инвалиды, одним словом. Но вот из отрывка, приведенном ув. paul_atrydes, Морис Гамелен предстает несколько в ином, более благоприятном, свете (в каком-то смысле я бы сравнил его с нашим Тимошенко). Любопытный тезис высказывает М. Александер в этой связи: "Осенью 1939 года Гамелен и его cabinet явно демонстрировали исключительную осмотрительность в своих усилиях по повышению готовности французских и британских войск во Франции. Действительно, в своём внимании к деталям они превзошли то, что обычно можно ожидать от такого высокого уровня командования (где основные обязанности лежат в области межведомственной координации, связи с французскими союзниками, национальной мобилизации и политико-стратегического планирования). Таким образом, не на плечи Гамелена должны быть возложены недостатки в функционировании подчиненных штабов, неполном оснащения или несовершенной боевой эффективности, подорвавших оборонительную деятельность франко-британцев в 1940 году. Скорее, будущие историки кампании должны адресовать вопросы о причинах неудач ниже по цепи командования - среди корпусных и дивизионных генералов и штабов, и даже на полковой уровень".

Горт и Гамелен



Автор, т.о., предлагает сместить фокус с персоналий на систему в целом, и мне этот тезис импонирует - с 85-го года прошло много времени, и мои взгляды на то, как функционирует военная машина, серьезно переменились. Может ли один человек сломать инерцию системы, которая формировалась многие десятилетия, и заставить ее действовать иным образом? Возможно, и может, имея надежную поддержку, но для этого нужно немалое время, а вот именно этого времени (и, добавим от себя, пространства и политической воли у руководства страны) Гамелену и не хватило.
      P.S. А все-таки интересно было бы посмотреть, что получилось, если бы Гитлер не обратил внимания на идею Манштейна и одобрил бы первоначальный план вторжения на Западе, предполагавший наступление главными силами вермахта через Бельгию, как в 14-м году...
      P.P.S. Ситуация с Гамеленом живо напоминает нашу ситуацию после финской и первых двух кампаний Второй Мировой. В Москве также осознали, что подготовки явно не хватает и спешно начали доучиваться. И времени опять же не хватило. И учиться пришлось уже в ходе самой войны, оплачивая недоученные уроки большой кровью.

альтернативная история, печальная повесть, обычаи войны, размышлизмы, книжное, Вторая мировая, военно-исторические заметки

Previous post Next post
Up