Когда мы говорим о древних цивилизациях и человеческой истории до нашей эры, то в голове большинства возникает несколько основных образов - это
пирамиды Египта,
Колизей в Риме ,
руины Трои и последний важный объект - это Акрополь Афин и его храм Парфенон. Тут зарождалась демократия, отсюда выросла вся европейская цивилизация и тут находятся самые узнаваемые древние образы.
Город
Афины построен на 7 холмах, но главный среди них только один, где находился Акрополь или Верхний город. Здесь во времена царей жили правители Афин, а также находились самые главные храмы полиса. Сам холм имеет высоту всего 156 метров с площадкой на вершине 300 на 170 метров.
Холмы Афин
Вид на Акрополь из центра города
Освоение Акрополя жителями Афин началось задолго до того, как он приобрел свой классический вид. Первые постройки в виде храмов и дворцов были здесь еще в III тысячелетии до нашей эры во времена постройки египетских пирамид. Укрепление акрополя произошло в Микенский период - в первой половине II тысячелетия до н.э. Активное строительство происходило в VII-VI вв до н.э., а затем при тиране Писистрате, который построил один из немногих объектов, не дошедших до нашего времени, но известный нам - Гекатомпедон, храм Афины, предшественник Парфенона. Однако в 480 году до н.э., после захвата континентальной Греции персами, последние уничтожили все здания афинского Акрополя. После изгнания персов Акрополь был отстроен заново, это стало рубежным моментом в его истории, так как появился Акрополь, который мы знаем и можем увидеть.
Древний план Афин
Акрополь XII века до н.э.
Классический Акрополь до 87 года до н.э.
Акрополь XV века нашей эры
В 447 году до н.э., в классический период греческой истории, при Перикле работы по восстановлению святынь Афин были доверены самому известному греческому скульптору - Фидию, которому помогал целый ряд других скульпторов и архитекторов. То, что они возвели, простояло почти 2000 лет. В Средние века турки разместили тут свой гарнизон и закрыли Акрополь. В 1687 году во время осады турецких Афин венецианцами был разрушен Парфенон. А в начале XIX века британский посол лорд Элджин вывез с Акрополя практически все сохранившиеся древние статуи (греки пытаются их получить обратно, но, увы, безуспешно). Разрешение на изучение и опись у него было от турецкого султана, а возможность перемещения остается под большим вопросом. Тем не менее, после Элджина целых и ценных скульптур на Акрополе не осталось. Немного позже уже сами турки, штурмуя позиции греческих повстанцев, серьезно повредили другой важный храм Акрополя - Эрехтейон. Уже после обретения независимости греки убрали с Акрополя все, что было построено за последние 2000 лет и начали восстанавливать классический облик этого места, работы продолжаются до сих пор.
Некоторым зданиям Афин очень повезло иметь вот такой вид на Акрополь. Отель
Electra Palace Athens Однако Акрополь - это не только храмы и стены верхней площадки, на склонах Акрополя находилось много и других объектов. Bначале мы взбираемся мимо множества туристических лавок. И уже у подножия скалы самого Акрополя можем зайти на территорию древнего греческого центра, двигаясь по древней дороге.
Первый объект, который тут находился, но от которого ничего не осталось - это Одеон Перикла V века до н.э. Он был построен в 435 году до н.э., как место для проведения поэтических конкурсов. Крышу здания поддерживало множество колонн, но не каменных, а деревянных. Это были мачты уничтоженного персидского флота. А само здание внешне напоминало походную палатку персидского царя Ксеркса. Этот Одеон сгорел в 80-е годы I века до н.э., во время осады Афин римскими войсками Суллы. Сейчас на его месте просто пустырь, сразу после входа на территорию комплекса
Рядом с Одеоном находился и находится до сих пор театр Диониса. Он был частью святилища в честь бога виноделия, расположенного перед театром. Это самые древние постройки на южной части холма Акрополя. Святилище появилось здесь в VI веке и включало огороженную территорию - теменос, небольшой храм и отдельно стоящий алтарь. После строительства театра в IV веке он был отделен от остальной частью святилища стоей дорического ордера. В 330 году до н.э. рядом со старым, разрушенным храмом Диониса был построен новый, в нем находилась статуя бога из золота и слоновой кости. Но от всего этого почти ничего не осталось.
Реконструкция святилища Диониса и рядом стоящего Одеона Перикла
Остатки святилища Диониса
Изначально театр, как и Одеон, был деревянным, затем в IV веке до н.э. его перестроили уже с использованием мрамора. Основная его функция была - это использования в дни празднования Диониса. В I веке нашей эры римляне переделали театр под арену для гладиаторских боев. Всего театр вмещал около 17 тысяч зрителей.
Театр Диониса
Трон
Верхний ярус трибун театра и хорегический (спонсорский) памятник
Далее мы движемся под стенами Акрополя
За театром Диониса было множество зданий - Стоя Эвмена, Асклепион, различные храмы, хранилища воды и мастерские по отливке бронзовых статуй, но от этого практически ничего не сохранилось.
Реконструкция южного склона
Храм Асклепия, бога врачевания, и его дочери Гигиены был построен местным жителем Телемахом в 420 году до н.э. К храму впоследствии примыкало, аж, 4 стои (галереи колон)
Святилище Асклепия
Основание храма Фемиды
Следующее крупное строение на склоне холма Акрополя - это Одеон Герода. Он был построен в 165 году по заказу местного оратора Герода Аттика. Он был диаметром 76 метров, в нем было 39 рядов мест, которые вмещали до 6 тысяч зрителей. В 267 году и этот Одеон сгорел, а позже он стал частью укреплений Акрополя. Сейчас здание Одеона используется для концертов, и попасть туда можно только во время их проведения.
Одеон Герода
Еще один важный объект на склоне холма - это двор Клепсидры - небольшая площадка, в центре которой бил священный источник. Он находится на северной стороне Акрополя недалеко от холма Ареопага. Источник здесь появился еще в IV тысячелетии до н.э. и был посвящен Нимфе Эмредо. В 470-460 годах тут появился фонтан, лестница от которого вела ко входу на Акрополь. Во времена Византии здание фонтана стало часовней. В Средние века вся площадка стала частью новых стен Акрополя. А после это место продолжило быть источником пресной воды, снабжавшее греческих партизан во время их сопротивления турецкой оккупации.
Рядом с этой площадкой, размером 25 на 11 метров, находились священные пещеры, посвященный богам Зевсу, Аполлону и Пану (бог пастушества). Мимо всего этого проходила сакральная Панафинская дорога.
Источник Клепсидры
И вот, наконец, мы подходим к западным воротам Акрополя, появившимся здесь в III веке нашей эры.
План верхней части Акрополя
Ворота Акрополя
За воротами нас ждут Пропилеи - парадный вход, появившийся здесь в 437-432 гг. до н.э. Его автор - архитектор Мнесикл. Правда, война со спартанцами помешала полностью осуществить задуманный план
Рядом с лестницей, ведущей наверх, во второй половине I века до н.э. появился монумент, установленный на деньги царя
Пергама, победившего в Панафинских играх. Однако несколько десятилетий позже монумент перепосвятили генералу Агриппе - внебрачному сыну императора Октавиана Августа, управлявшего городом. При нем на постаменте появилась соответствующая надпись и полноразмерная бронзовая квадрига, которая не сохранилась
Пропилеи, слева постамент монумента Агриппы
Вид на соседний холм Ареопага
В V веке правая часть монументального входа стала христианской базиликой. В Средние века при франкских правителях комплекс использовался как дворец и был укреплен дополнительными башнями. В 1640 году хранившийся тут порох сдетонировал и уничтожил постройку.
Здесь на южной отвесной скале расположился один из храмов Акрополя - храм Ники Алтерос, он был построен в 420 году до н.э. и назван так по фризу с изображение богини победы. Первоначально храм на этом месте существовал еще в VI веке, но около 480 года его разобрали персы. Почти нетронутым храм, с которого я начал описание, простоял до 1686 года, пока турки не использовали камень святилища для укрепления стен Акрополя. Сейчас к храму подойти нельзя, так как ведущая к нему лестница, как видно на фото, разрушена.
Храм Ники Алтерос, к нему вела отдельная лестница
Обычные люди пройти за эти ворота не могли и поэтому прилегающая галерея использовалась для банкетов и приема подношений от верующих. Согласно римскому путешественнику Павсанию, данный зал был украшен картинами, из-за чего получил название "Пинакотеки"
Ворота Пропилеи
Сразу за входом справа находилось небольшое святилище Афины Гигиены и самой Гигиены. Культ его известен с VI века до н.э., а около 420 года здесь появилась бронзовая статуя Афины, очевидно, это было связано с началом эпидемии чумы в городе
Ворота Пропилеи, слева примыкало святилище Афины Гигиены, а дальше Бравронейон
В центре Акрополя, немного позади входа, располагалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, работы Фидия. Она появилась на месте недостроенного храма в честь той же богини, почти сразу как афиняне отвоевали свой город у персов (475-450 гг), заложив начало нового Акрополя. На создании статуи пошли трофеи, оставленные персами на поле боя. Это была 9-метровая бронзовая статуя воинственной Афины, с копьем и щитом, установленная на небольшом постаменте. Вокруг нее стояли другие статуи и различные подношения. В IV-V вв нашей эры, ее вывезли в Константинополь, где установили на ипподром. В 1204 году, когда крестоносцы осадили Константинополь, статую уничтожила толпа зрителей, так как им казалось, что вытянутая рука богини приглашает захватчиков.
Место, где стояла статуя Афины
Справа от входа находилось святилище Артемиды Бравронской (Браврон - небольшой прибрежный городок недалеко от Афин), покровительницы рожениц, которое также называли Бравронейон. Считается, что "чуждый" культ сюда принес тиран Писистрат в VI веке, так как он происходил из городка Браврон, где был распространен данный культ. Однако найденные остатки святилища относятся к 430 году до н.э. Святилище было вписано в древнюю стену XIII века до н.э. и стену V века до н.э. Святилище состояло из небольшого храма и отдельно стоящего алтаря. Считается, что тут находилась статуя богини, работы другого известного скульптора - Праксителя.
К Браврону примыкала Халкотека. Здание размером 43 на 20 метров, считалось, что оно было что-то типа склада церемониальных предметов, а также оружейной. От обоих зданий ничего не осталось.
Бравронейон, переходящий в Халкотеку
К Халкотеке примыкает главный храм Акрополя - Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Девственной). Он был построен между 447 и 438 гг. до н.э. в дорическом стиле. Авторами проекта стали Иктин и Килликрат, но скульптурную группу для храма создавал Фидий. Размеры Парфенона составили 31 на 70 метров и высота - 15 метров. Внутри храма стояла еще одна работа Фидия - гигантская сидячая статуя Афины из золота и слоновой кости, высотой 12 метров. Она также бесследно исчезла, возможно, в результате пожара III века.
Парфенон
В III веке нашей эры, после нашествия варваров, в храме случился сильный пожар. К V веку в Парфеноне располагалась христианская церковь Святой Софии, а все сокровища храма были вывезены в Константинополь. Во времена Византии тут был собор в честь Богородицы, считавшийся одним из главных паломнических центров страны. В XIII веке при бургундах здесь был Собор Афинской Богоматери. В 1458 году, когда Афины захватили турки, Парфенон стал мечетью, пристроенная христианами колокольня стала минаретом. Во время войн между Османской империей и Венецианской республикой Парфенон неоднократно обстреливался. В 1687 году он был взорван в результате попадания венецианского ядра в пороховой склад, который тут устроили турки, поэтому храм пришлось восстанавливать буквально по крупицам.
Самая ранняя фотография Парфенона, датируемая 1839 годом.
Храм огромный, но колонны сейчас стоят голыми. Однако изначально их украшал богатый фриз из скульптур. С восточной стороны была изображена битва Олимпийских богов и гигантов - Гигантомахия. С северной стороны было изображено падение Трои. С западной стороны была Амазономахия - столкновение с амазонками. С южной стороны была Кентавромахия - битва греков с кентаврами. Еще один фриз, длиной 160 метров, изображал процессию, празднующую фестиваль Большие Панафенеи, в котором участвовали все жители города.
Фронтоны храма были украшены сценой соперничества Афины и Посейдона за город и сценой рождения Афины из головы ее отца- Зевса
Реконструкция фриза фронтона в Новом музее Акрополя. Спор Афины и Посейдона
Реконструкция фриза фронтона в Новом музее Акрополя. Рождение Афины из головы Зевса в круговороте дня под покровительством бога солнца и богини луны, управляющих колесницами
Остатки фриза и скульптур фронтона
Англичане, а до них французы, вывезли почти все скульптуры этой роскошной композиции, которые не разрушил взрыв в XVII веке. Все, что осталось теперь, выставлено в Новом музее Акрополя
Сразу за Парфеноном стоял небольшой круглый храм в честь Ромула и Октавиана Августа в виде ротонды, построенный во времена владычества Рима. Он появился здесь около 19 года до н.э. в честь римского императора, так как жители Афин изначально поддерживали его противника Марка Антония (проигравшего), и этим храмом, единственным римским храмом на Акрополе и единственным афинским храмом в честь римского императора, хотели исправить свою ошибку, чтобы наладить отношения с Римом.
Храм Ромула и Августа
Напротив Парфенона стоит второй по важности храм Акрополя Эрехтейон, он посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Серые камни перед ним - это остатки более древнего храма Афины, построенного в VI веке Писистратом.
Эрехтейон и руины старого храма Афины
Эрехтейон был завершен в 406 году до н.э. в ионическом стиле. Разные части храма были посвящены разным богам и даже героям. В I веке до н.э. здание пострадало от пожара. При византийцах тут была церковь, а при турках жилой дом.
Макет Эрехтейона
Одна из самых ценный частей этого храма - это кариатиды - женские фигуры, поддерживающие свод
Кариатиды
Сейчас на Акрополе стоят их копии, оригиналы защищены от непогоды в Новом музее Акрополя. Однако часть из них повредили венецианцы, а одну вывез в Лондон тот самый лорд Элжин. В настоящее время Греция безуспешно пытается вернуть свою архитектурную святыню
Оригиналы
Перед Эрехтейоном находилось еще одно древнее святилище Пандросейон, названный в честь Пандросос - дочери легендарного царя Афин Кекропа. Она была первой жрицей Афины. А ее отец был судьей во время спора Афины и бога моря Посейдона за то, кто станет покровителем Афин. В Пандросейоне росла священная олива - которая появилась на том месте, куда Афина ударила своим копьем. А также соленый источник, куда Посейдон ударил трезубцем и могила самого царя Кекропа. Кроме того, под оливой стоял алтарь Зевса - покровителя самой семьи Кекропа. Как выглядело здание - неизвестно, скорее всего это была открытая площадка с деревом в центре и колоннами стои сбоку. В 480 году его разрушили персы, и больше оно восстановлено не было.
Оливковое дерево на месте Пандросейона у стен Эрехтейона. В память об этом святилище в стене Эрехтейона сохранилась небольшая дверь, а Кариатиды были поставлены на гробнице царя
Это все постройки Акрополя, которые дошли до наших дней. Кроме них здесь сохранились, естественно, стены
Часть стены Акрополя
Поддержка для стены
На месте восточной башни Акрополя сейчас находится смотровая площадка с хорошими панорамными видами на Афины
Вид на Акрополь
Храм Зевса Олимпийского, а за ним ипподром
Театр Диониса, а далее Новый музей Акрополя
Стоя Эвмена и другие здания у подножия Акрополя
Вид на Одеон
Недалеко от смотровой площадки есть фонтанчик с питьевой водой. Возможно, тут бьет источник