Туристы в Черногории знают, что одной из достопримечательностью этой балканской страны является поезд, курсирующий каждый день между сербским Белградом и черногорским Баром. А все потому, что его маршрут проходит вокруг крутых скал на головокружительной высоте и с потрясающими видами. Об этом легендарном маршруте мой сегодняшний рассказ.
Идея постройки данного пути появилась достаточно давно. Сербия остро нуждалась в выходах к Адриатическому морю. И такой маршрут сулил много экономической выгоды. Но строительству мешала слабая развитость территорий и ландшафтные условия - значительная часть пути должна была пролегать через горы. В итоге строительство началось только в 1952 году, когда и Сербия и Черногория были одной страной. Строительство полотна длиной 476 км длилось целых 27 лет. 1/4 пути поезд следует через тоннели, которых на маршруте насчитывается 254 штуки. Кроме того, для дороги было построено 254 железобетонных моста. То есть с инженерной и технической точки зрения это очень сложная дорога, а в случае землетрясений, обвалов и просто пропажи напряжения на путях движение могло полностью остановиться на неопределенный срок.
Вот как эта железная дорога выглядит снизу с автомобильной дороги
Впереди в горах виден железнодорожный мост
Тоннель в горах
Дорога проходит практически по самой вершине горного хребта
Мост в горах
Поезд курсирует по этому участку два раза в сутки, но с точки зрения любования природными красотами два поезда не равнозначны. Дело в том, что почти все самое интересное находится на участке между границей и столицей Черногории - Подгорицей. Это примерно 2.5 часа пути из 7-часового путешествия. Ночные поезда не очень удобны для просмотра пейзажей за окном, а вот дневные поезда обычно проходят этот участок когда светло.
Дорога через Скадарское озеро
После Подгорицы поезд въезжает в длинный и глубокий каньон реки Морача и движется по противоположной от автомобильной дороге стороне
Морача
Если говорить о высоте, то почти всю дорогу слева от поезда пропасть глубиной до 700 метров
Чем ближе поезд приближается к Колашину и национальному парку Дурмитор, тем выше горы вокруг, а ты движешься по самым их верхушкам
Странные пещеры на одном из склонов
В какой-то момент автомобильная дорога остается далеко внизу и ее уже не разглядеть
Перед въездом в тоннель
Достигнув Майковаца и Колашина, высота дороги над уровнем моря составляет порядка 1 км, однако тут начинается зона горных долин и картинка за окном больше напоминает горную Баварию и Швейцарию
Вполне себе альпийские домики
На территории Сербии красивых пейзажей намного меньше
По пути вы проезжаете целых 54 станции, правда, на большинстве остановок нет
Черногорская станция Колашин
Пограничная черногорская станция Биело Поле
В последнее время в условиях пандемии, когда прямых рейсов из России в Черногорию нет, данный маршрут получил дополнительную популярность, так как позволяет достаточно быстро и недорого добраться до Белграда, с которым авиасообщение как раз есть.
Об условиях данной поездки, типе вагонов, их пассажирах, покупке билетов и прочих бытовых аспектах передвижения на этом маршруте я еще обязательно расскажу отдельно.