Мне кажется, что 90% туристов выбирают Иорданию в качестве места отдыха именно потому, что тут сохранился древний скальный город набатеев Петра. Конечно, в стране еще есть что посмотреть, но Петра - это чудо из чудес и, наверно, больше нигде в мире такого нет. И сегодня я покажу вам эту Петру, все, что там вы можете увидеть.
История города доподлинно неизвестна, так как народы его населявшие хоть и владели собственным алфавитом (набатеи), но не оставили после себя никаких письменных источников. Судя по всему, город на этом месте существовал еще в XIV веке до нашей эры и это зафиксировали египтяне, проходившие здесь. Знаем мы только, что в этой местности жили идумеи, библейские народ, история которого по античным источникам прослеживается, как минимум, с начала I тысячелетия до нашей эры. В VII веке до н.э. они основали город, ставший их столицей, где сохранился ряд достаточно древних построек. Во II веке до нашей эры территория Эдома (царства, где жили идумеи) вошла в состав царства Набатеев, которые построили большую часть объектов города. Но совсем скоро тут появились римляне, которые, кстати, сделали идумея Ирода I царем Иудеи. От римлян также сохранились часть зданий. Но вскоре Петра (сами жители до прихода римлян звали свой город Ракму), получившая свое название с греческого от слова "камень", стала терять свое значение. Ранее Петра была первым городом, который встречал караваны, шедшие от Индийского океана через Аравийскую пустыню. Жители Петры умело обращались с водой, и несмотря на отсутствие зелени путникам это место могло показаться раем. Однако при римлянах значимость этих торговых путей начала падать, легче и дешевле было осуществлять торговлю морем на кораблях, и скальный город потихоньку стал терять свое значение. В 363 году землетрясение серьезно повредило постройки города (в 551 году землетрясение повторилось). После распада Римской Империи город использовался византийцами, часть сооружений были переделаны под церкви, но уже к началу арабского завоевания в VII веке в Петре никто не жил. И сами арабы не заинтересовались этим городом, а после них крестоносцы, в результате несколько сотен лет никто о существовании города, вырезанного в камне, не знал. Знали бедуины, которые тут пасли свой скот, но они мало интересовались историей древних цивилизаций. Европейцы открыли город достаточно недавно, с 80 годов прошлого века в Петре постоянно проходили съемки разных голливудских фильмов, что очень здорово подстегнуло интерес. После выхода фильма "Индиана Джонс: Последний крестовый поход" все сразу захотели увидеть таинственный город, и с тех пор эта туристическая тропа не зарастала.
План объектов в Петре
В этой статье я расскажу вам о всех главных достопримечательностях древнего города - всему том, что тут можно увидеть. Однако об условиях посещения, особенностях, трудностях и маршрутах я подробно расскажу отдельно, так как тема Петры очень богатая.
Изображение Петры шотландским художником Дэвидом Робертсом в середине XIX века
Итак, свой путь вы начинаете от ворот комплекса у открытого ущелья. На этом пути вас ждут несколько храмов и сооружения по доставке в город воды.
Начало пути
Впереди показались первые объекты
Эти два прямоугольные каменные столба - резервуары для воды
Цистерны джинов
Резервуар
Стали появляться первые гробницы
Самый известный объект на пути к каньону Сик - Гробница обелисков. Тут достаточно просто, на вершине гробница видны обелиски
Гробница обелисков
Изучая Петру, можно увидеть множество пещер и ниш и не совсем понятно, что из них рукотворное и выдолблено древними жителями, а что создала природа. Считается, что современная археологическая зона с известными памятниками - это всего несколько процентов изученной территории. Вокруг существовали другие поселения разных эпох и народов и большинство до сих пор не найдено. Отчасти это связано с тем, что несмотря на толпы туристов заоблачные цены на билеты, исследования Петры не финансируются должным образом, что заметно даже по инфраструктуре объекта.
Перед первым полицейским постом можно увидеть туннель. Я не знаю, можно ли там пройти, но он ведет в еще один длинный каньон, который выведет вас к северу от города. Очевидно, что раньше тут было русло небольшой реки, с ним мы еще раз столкнемся уже ближе к концу нашего пути
Туннель
Вверх уходят ступеньки
Примерно километр спустя после начала пути вы попадете в знаменитый каньон Сик. Внутри вас ждут красивые виды и несколько незначительных достопримечательностей вдоль стен
Вдоль скал каньона устроены желоба, по которым в город поступала вода. Древние жители Петры хоть и жили в очень засушливом регионе, но смогли создать водоносную систему, которая собирала воду со всей округи и подавали ее город. Кроме того, в Петре было множество резервуаров, собиравших дождевую воду
Древний водопровод
Сам каньон местами достаточно узкий, и кое-где даже не видно неба. Если идти тут ночью, то в каньон не попадает вообще никакого света
По пути через каньон на стенах иногда встречаются небольшие молитвенники
Изображения святилищ выше были вырезаны человеком по имени Сабинос, который являлся жрецом бога Душара. Душара - главный бог набатейского пантеона, бог громовержец, что отождествляет его с Зевсом, кроме того, это бог-покровитель Петры. Однако главное святилище Душара находилось значительно севернее на территории современной Сирии. Поэтому жрец вырезал алтарь в виде этого святилища. Также здесь находятся и другие алтари, в частности, в честь богини-рыбы Атаргатис, вырезаны они во II - III веках нашей эры
Запись жреца Сабиноса(?)
Кроме того, в ущелье находится интересная композиция - караван. Ее в наши дни сложно разглядеть, но можно заметить мужчину, который тянет за собой цепочку верблюдов. В 10 метрах над этой композицией есть другая, на этот раз мужчина уводит караван из Петры (но она еще хуже сохранилась). Таким образом, показано, как караванная торговля была важна для Петры, и именно через этот каньон проходили основные торговые маршруты в регионе. Вырезаны изображения были в первой половине I века до н.э.
Барельеф каравана, от верблюдов остались только ноги
Одна из городских дамб
Также то и дело куда-то вверх уходят ступени, их тут можно заметить повсюду
В конце каньона вашему взору открывается главный символ Петры - Эль-Хазне или Казна.
Знаменитый вид появляющегося храма
Эль-Хазне - это храм-усыпальница набатейского царя, созданная в I веке нашей эры, хотя точно назначение сооружения никто не знает. В древности сооружение украшали орлы (на крыше), на втором ярусе были изображены танцующие амазонки с двухсторонними топорами, а вход внутрь охраняли мифические полубоги - братья Кастор и Полулукс. Уже при арабах появилась легенда, что это не усыпальница, а сокровищница фараона, который прятал тут свои сокровища, поэтому здание и получило такое название. А так как внутри не было ничего ценного, то местные бедуины думали, что золото спрятано в находящейся на вершине храма урне и пытались расстрелять ее из ружей.
Эль-Хазне
В этом месте всегда толпы туристов и местных "работников" туриндустрии
Попасть внутрь сооружения нельзя, хотя там ничего и нет, только небольшая пустая комната размером пару метров
Внизу под основной гробницей совсем недавно обнаружена еще одна
Площадка перед Казной
В районе Эль-Хазны, немного левее среди скал видны каменные ступени - это древняя лестница, которая поднимет вас наверх, и, следуя дальше, вы сможете осмотреть ряд гробниц, а также древнее святилище. Проблема только в том, что спуск окажется в самом конце города. Поэтому рассчитывайте свои силы
Лестница, вырубленная в скалах
На самой вершине скалы на Казной видны свешенные ноги туристов
Метров через 400 от Казны по обоим сторонам ущелья начнутся появляться постройки - это Улица фасадов, в конце нее будет римский театр.
Улица фасадов появилась здесь приблизительно на рубеже нашей эры. Здешние строения - это гробницы, достаточно похожие по своему строению друг на друга. Здесь они носят черты влияния Ассирии, на территории которой в Месопотамии можно найти похожие гробницы, датируемые VII-VI вв. до н.э. Однако в Петре гробницы строили не только такие, а также в стиле архитектурной традиции Греции и Рима.
Улица Фасадов
Ниже фото гробницы №67, которая необычна своим вторым входом наверху. Бедуины называют ее "Гробницей вора". Гробница эта появилась в период с II века до нашей эры по II век нашей эры. Позже перед ней был построен желоб водяного канала. При раскопках перед этой гробницей были обнаружено около 20 погребальных статуэток пирамидальной формы, на одной из них была начертано набатейское имя Амлуа
Гробница №67
Поток воды или грабители разрушили главный вход в гробницу
В самих гробницах ничего интересного, выглядят они все как небольшие пещерки, иногда с нишами. Их давно облюбовали бедуины, которые тут живут, спят, готовят еду, складируют сувениры и так далее
Ослик высоко забрался
Здесь же есть еще один подъем к святилищу в районе Казны, он немного проще предыдущего
Множество гробниц, но уникальных среди них нет
В конце данного участка находится небольшой театр, также вырезанный в скале
Театр
Трибуны
Сцена
Театр во время моего посещения был закрыт, но раньше, вроде бы, в него пускали, сейчас же можно только залезть на ограду
Напротив театра в скалах, немного выше уровня земли, высечены знаменитые королевские усыпальницы - ряд гробниц, отличающихся своими размерами и декорированием от остальных похожих строений. Считается, что в них хоронили набатейских царей, но никаких точных данные нет, внутри, как и в других зданиях, нет надписей
Четыре королевские гробницы
Первая из королевских гробниц самая монументальная и к ней ведет арочная лестница. Это, так называемая, Гробница урны. На ее вершине был урна, похожая на ту, что расстреливали бедуины в Эль-Хазне. Отсюда и название
Гробница Урны
Внутри гробницы Урны
Потолок
Недопёсок сторожит эту гробницу
Лестница ведет куда-то вверх
Следующая гробница сравнительно простенькая, называется Шелковая гробница. Если не ошибаюсь, назвали так в честь цвета стен внутри
Шелковая гробница слева от палаток, хотя ее окружает несколько безымянных
Внутри Шелковой гробницы
Слева Шелковая гробница, справа безымянные
Следом за Шелковой шла Коринфская гробница. Названа она так потому, что на фасаде у нее вырезаны колонны с капителями коринфского ордера
Коринфская гробница
И последняя в этой череде - Дворцовая гробница, которая внешним видом напоминала дворец, поэтому так и была названа
Дворцовая гробница
От королевских гробниц вниз спускается дорога, все та же Улица фасадов, которая выведет нас на римскую улицу, однако мы туда сейчас не пойдем
Северо-западная часть Петры
Северная часть Петры
Северо-восточная часть Петры
За храмами существует тропа, которая позволит вам подняться над Петрой. Места там безумного красивые, но никаких объектов там нет. Точнее в стороне от королевских гробниц указана еще одна богатая гробница - Гробница Сектия Флорентина - римского политика, занимавшего важные посты в регионе. Он построил в Петре в начале II века нашей эры себе гробницу. Внутри нее сохранилась соответствующая надпись. Однако, судя по всему, гробница находится выше уровня земли и скрыта от взора в скалах, я ее так и не нашел. Вместо нее вверх уходит лестница, о которой я говорил
Еще один обитатель Петры
На определенном уровне дорога сворачивает и серпантином уходит в другую сторону, однако в камнях вырезаны ступеньки, ведущие еще выше. На картах отмечено, что там наверху у древних набатеев была еще одна дамба, направлявшая ручьи в нужное место
А вот показался бедуинский городок Умм-Сайхун, там расположен автомобильный въезд в Петру и там живет большинство местных бедуинов. В той стороне (северо-восток Петры) есть пещеры христиан и еще несколько гробниц, но они сильно в стороне и туда туристы обычно не ходят. Кроме того, они находятся вне стен древнего города, которые проходили приблизительно в месте, где мы начали подъем на гору
Северо-восток Петры и берберский городок Умм-Сайхун над ним
Ближе к вершине ступени совсем плохого качества
Неизвестная надпись на одной из скал
И вот, наконец, мы на вершине этого хребта, в самой высокой точке Петры, отсюда весь город, как на ладони. На горе над театром также видны люди, туда ведут два предыдущих пути. Там находится жертвенник - древнее место жертвоприношение в виде плиты, кроме того с той стороны хребта есть несколько гробниц, включая гробницу римского солдата, Фонтан льва, но туда я уже не попал
Внизу виден театр и северная оконечность Улицы фасадов. А самая высокая гора напротив - Умм аль-Бияра, на ее вершине находилось древнее поселение идумеев
Римская улица колонн - Декуманус Максимус, вдоль которой шло русло ручья, следы которого мы видели в самом начале
Эта тропа от места над королевскими усыпальницами уходит дальше в сторону Казны. Можно было бы ожидать, что там можно будет спуститься, но каньон Сик надежно разделяет два верхних пути и спуститься можно только по той же дороге, по которой вы поднимались.
Перевал
А вот и Казна
На другой стороне каньона видна вторая обзорная площадка
Спустившись опять вниз и продолжив осмотр, вас ждет главная улица Петры - Декуманус Максимус, которая проведет вас мимо уже построенных строений, а не вырезанных в красном песчанике. Появилась она во II веке нашей эры и заменила существовавшую здесь набатейскую улицу. По обоим сторонам от дороги находилось множество зданий, среди них было очень много торговых лавок, где был выставлен товар из Аравии, Восточной Африки, Индии - все то, что сюда доставляли караваны. Ранее по обоим сторонам улицы стояли колонны, но землетрясение 363 года повредило их, сохранилось только несколько.
Декуманус Максимус - главная улица римского города
Первое на этой улице (справа) - фонтан Нимфеон I-II века нашей эры. К сожалению, от него остался только фундамент. Рядом с Нимфеоном растет 450-летнее дерево фисташки туполистной. Из ее смолы делают ладан, а бедуины используют плоды дерева в качестве крепкого кофе
Нимфеон
Следом за фонтаном можно подняться на холм, где под навесом сохранился фундамент византийской церкви
Византийская церковь на холме
Ступени к какому-то храму (?) слева
Остатки колонн вдоль улицы
Здесь наконец появилась мощенная часть улицы
Справа на холме виден храм Крылатых львов. Это было святилище главной богини города Аль-Узза (верховная богиня арабов до Ислама), построенное в первом веке нашей эры. К храму вела длинная лестница. Крылатыми львами были украшены капители колонн на фасаде храма, в честь этого элемента строение и получило свое название. Землетрясение 363 года его разрушило и, судя по всему, после никто не восстанавливал.
Храм Крылатых львов
Но главное строение на улице - это Великий храм. Кому он был посвящен неизвестно, но он был огромный и буквально возвышался над другими постройками. Высота самого храма составляла 19 метров, еще 15 метров была лестница, ведущая ко входу. Храм основан в I веке до нашей эры, но в ходе строительства были землетрясения и некоторые части приходилось отстраивать заново. В итоге к середине II века нашей эры здание закончили. Но уже через несколько десятилетий она начало пустовать и в последующие века только разрушалось. К VII веку здание было окончательно заброшено и в конце концов разрушилось все, что осталось. Уже ближе к нашему времени бедуины пасли скот во дворе храма
Великий храм
В сам храм вели три лестницы. На верхней площадке был небольшой театр, а за ним уже святилище
Нижний Теменос (двор храма)
Колоны вдоль двора храма
Вид на храм Крылатых львов на другой стороне улицы. Именно оттуда лучше всего наблюдать Великий храм, чтобы увидеть весь его масштаб
Не обошлось в римском городе и без традиционных ворот в честь императора. Построены они были при императоре Адриане около 125 года, но до 255 года еще периодически менялись. Здесь находился вход в город и, возможно, до римских ворот в этом месте находились ворота набатеев. Так как перед воротами находилась священная территория следующего храма (теменос), то и ворота получили название - Ворота теменоса. Эти ворота также разрушило землетрясение 363 года
Остатки ворот Адриана (Теменос)
За воротами, как неудивительно, город не заканчивался, а находился главный храм Петры, как считается, в честь ранее упомянутого бога Душары. Он был построен в греческом стиле в первой половине I века нашей эры. К квадратному святилищу вела лестница из 26 мраморных ступеней. Однако арабы назвали это строение Каср аль-Бинт, что означает "Дворец дочери правителя". По легенде это был дворец правителя, который обещал руку своей дочери тому, кто подведет во дворец воду (канализацию).
храм Каср аль-Бинт
Высота строения в нынешнем состоянии - 23 метра. К сожалению, внутрь войти нельзя, увидеть можно только через ограду
За храмом Каср аль-Бинт вы найдете тропу, которая приведет вас к жертвеннику над Казной, кроме того в той части есть еще несколько гробниц с собственными названиями. Где-то там же есть могила Аарона - брата Моисея.
В конце этой части города вас ждет пересохшее русло реки, рядом с которым в I веке до н.э. находились еще дома набатейцев. Вдоль берегов реки в скалах вырезаны ниши, отчасти напоминающие алтари в каньоне Сик. Одно из них, судя по надписи, было посвящено уже упомянутой богине Аль-Узза
Русло реки, шедшее параллельно главной улице. Справа в скалах видны рукотворные ниши
Но это далеко не все, еще одна важная достопримечательность Петры - Монастырь. К нему отсюда ведет тропа наверх. Это самый сложный подъем в Петре. По пути практически не будет достопримечательностей, только фактически вертикальный (серпантинами) подъем с огромным количеством ступенек.
Начало пути
Тут также много ниш и гробниц по обоим сторонам дороги
Часть ниш бедуины приспособили под своими нужды
Древние гаражи
Место отдыха
Немного левее в начале подъема вы увидите проход к вырезанному в скале Львиному триклиниуму (здание с тремя дверными проёмами). Это здание постройки I века нашей эры. Фасад был украшен головами Медузы Горгоны, а также львами, от которых и получил свое название
В ходе прохода виден Львиный триклиниум
Одинокая гробница, обжитая бедуинами
Еще несколько гробниц в скалах
И даже почти на самом верху видны следы древних камнерезов
Скалы тут достаточно пористые и не совсем понятно, где трудился человек, а где природа
Козы лазают по скалам
И вот почти конец пути. Мы сейчас гораздо выше, чем были ранее на смотровой площадке
В конце этого ужасного подъема вас ждет еще один вырезанный в скале храм
Проход через лавки бедуинов
Ад-Дэйр - это набатейский храм I века нашей эры. Внешне он достаточно похож на библиотеку Цельса в
Эфесе. А монастырем его назвали потому, что во времена Византии он использовался под эти цели, внутри был вырезан алтарь и кресты
Ад-Дэйр (Монастырь)
Вокруг Монастыря еще множество сооружений, куча ниш и всяких комнат
Недалеко от храма можно найти смотровые площадки с хорошим видами на горы. Хотя всего несколько километров и горы перейдут в равнину и шоссе вдоль границы с Израилем
Еще одно рукотворное сооружение, к которому когда-то вела лестница, теперь на вершине палатка бедуина (для сбора возможных средств)
Закат над долиной
Как уже было сказано, это описательная статья о Петре. О том как реально посетить Петру, что для этого нужно, сколько времени займет и чего вам нужно здесь остерегаться - я напишу отдельно.
Помимо Большой Петры существует еще и бесплатная
Малая Петра. Она находится чуть в стороне, она небольшая, но весьма приятная. Скорее всего Малая Петра была пригородом или форпостом для иностранных торговцев. Туда также можно съездить, она открыта круглосуточно.
Малая Петра
Кроме того, не пропустите мой рассказ о жизни в
Петре ночью. Да-да, с заходом солнца жизнь тут не прекращается.
Ночь в каньоне Сик
Чтобы грамотно распределить силы (а они вам ох как понадобятся!) советую выбирать отель ближе ко входу на территорию. Лично я жил в
Petra Place Hotel и очень доволен выбором.