Марокко, как и многие другие государства принадлежит к той категории стран, которую бессмысленно посещать без личного транспорта, по ней надо ездить и преодолевать серьезные расстояния. C общественным транспортом тут не особо, железнодорожный транспорт не развит совсем, на такси все-таки не наездишься, поэтому большинство туристов берут машины в прокат и отправляются за горизонт на край континента. Сейчас я вам подробно расскажу об особенностях путешествия по Марокко на машине.
Безопасность в Марокко
С безопасностью в Марокко нет никаких проблем, страна хоть и арабская, но находится далеко от очагов исламизма и пристально оберегает свои границы. Единственное свидетельство повышенного уровня контроля - это вот такие блокпосты на въезде в города, а также вооруженные патрули в общественных местах, таких как вокзалы и аэропорты.
Блокпост на въезде в Уарзазат
Иностранцев на таких блокпостах, правда, не останавливают, видят, что едет белый человек, и переключаются на следующую машину. Общие же ощущения от страны весьма благоприятные, никакой опасности вне своего отеля ты не чувствуешь, местного радикализма как-то не замечаешь, на дорогах спокойно
Прокат авто в Марокко
Прокат в Марокко очень развит, все крупные бренды присутствуют. Однако на небольшие расстояния можно ездить и на такси, они хорошо выделяются в общем потоке и их много, а самое главное, такси тут очень недорогое. В разных городах могут быть свои расцветки такси, но в основном оно красное.
Такси в Касабланке
Такси в Фесе
Я брал авто в аэропорту
Касабланки, куда прибывает большинство международных рейсов. Брал в Hertz. Машина хорошего класса в сезон обошлась мне за неделю в 9 000 рублей, то есть, примерно 1250 в сутки. Проблем не было, обмануть не пытались, все отлично.
Дороги в Марокко
Дороги в Марокко близки к отличным, не хуже, чем в Европе. С дорожной инфраструктурой все на вполне высоком уровне. Дороги хуже только глубоко в пустыне и далеко от крупных городов. А главное, только проезжая по этим дорогам, можно насладиться очень красивыми видами. Особенно это касается севера страны, но в пустыне и в
горах Атлас также можно полюбоваться окружающей природой
Дорога на Рабат
Дорога на Мекнес и Фес
Дорога близ священного города Мулай-Идрис-Зерхун
Шоссе на Марракеш
Дорога в Атласские горы
Дорога на Уарзазат
Другие участники движения
По трассам вдоль побережья существуют платные участки, но цена за проезд невысокая, порядка несколько евро. В основном это касается участка между Рабатом и Касабланкой, в других частях страны платные дороги почти не используются. Оплата простая - в окошке оператору
Справа вверху видны цены, с нас за проезд 18 дирхам - 1.8 евро
Правила движения в Марокко
Никаких особых дорожных правил в Марокко не существует, для наших водителей все достаточно стандартно, волноваться не стоит, уделять особое внимание нечему. Дорожные знаки международного образца, почти все дублируется на английский
В пустынной части надписи дублируются еще и на языке берберов
Езда местных
Арабский Восток или Северная Африка - это определенный штамп, и штамп не самый хороший. Движение на дорогах в таких странах может быть достаточно хаотичным, но на этом фоне Марокко выгодно отличается. Здесь много полицейских и местные более-менее соблюдают правила. Правда, в крупных городах и особенно на узеньких улочках резко увеличивается количество двухколесного транспорта, владельцы которого стремятся пролезть в любую щель, за этим стоит следить, чтобы не сбить ненароком
Перекресток в Марракеше
Еще здесь достаточно оживленные и сложные для пересечения нерегулируемые перекрестки, но это больше касается пешеходов
Перекресток в Касабланке
Особенную трудность в Марокко составляет движение в мединах (старой центральной части города), в большинстве случаев там на машине ездить нельзя и не проехать даже, но на подступах трафик высокий, а места для маневра мало. Много нервов нам попортили улочки Марракеша, где порой бывает очень узко, высок риск задеть или быть задетым, а еще местные, которые пытаются на тебе заработать.
Стены Феса
Старый город в Рабате
Пробок на дорогах почти не бывает, движение вполне свободное. Единственный раз, когда я наблюдал затор, случился в районе древней крепости
Айт-Бен-Хадду и города Уарзазат, там случилась какая-то авария, либо, возможно, дорога перекрывалась для высоких гостей, но очередь растянулась на несколько километров и на несколько часов. Поняв, что это надолго, мы просто объехали пробку по пустыни.
Аварий за все время путешествия я видел всего две. В районе Мекнеса перевернулся грузовик
По дороге в
Агадир машина вылетела в кювет и, к сожалению, всмятку. Но обычно тут не гоняют
Полиция на дорогах в Марокко
Полиции на дорогах достаточно много, в результате чего местные стараются соблюдать скоростной режим. В отчетах, которые пишут путешественники, очень многие отмечают, что не смогли избежать штрафа, который равняется примерно 30 евро. Но при этом полицейские активно брали взятки в меньшую сумму. При этом несколько лет назад многие туристы использовали хитрость - делали вид, что не понимают полицейского, его арабского или французского, и он, немного помучавшись с переводом, отпускал хитрых туристов. Но сейчас они смекнули, что их так разводят, и выучили английский. Мне избежать штрафа тоже не удалось, хотя я его в итоге и не заплатил, но там особая история.
Полицейская машина в Атласских горах
Марокканские полицейские активно используют на дорогах скрытые камеры и радары. Вот ниже на снимке видно придорожное здание. В нише в нем спрятался полицейский с радаром. Внедорожник перед мной попался. Это дорога в пустыню через Атласские горы
Полицейский радар спрятан впереди в доме
Но тут стоить сказать, что полицейских я видел исключительно на дорогах вблизи Марракеша. Вторая засада, куда я попал, была на дороге из Марракеша в
Эс-Сувейру. Там, где-то был спрятан радар, а через пару км нарушивших останавливал полицейский и показывал снимок с камеры, все весьма технологично. Поэтому в этих направлениях рекомендую быть максимально внимательными
А вот камеры стационарные на дорогах я видел только на трассе между Агадиром и Марракешем
Камера вдоль трассы
Заправки в Марокко
С ними нет никаких проблем, их очень много вдоль трасс, по которым вы будете передвигаться. Выглядят они крайне цивилизованно. Цены разнятся не сильно, но топливо в этой стране сильно дороже, чем у других арабских соседей - около 1 евро за литр. Люди есть всегда, оплата в основном наличными. За заправку заправщикам я давал пару монет, они были довольны.
Навигация в Марокко
В целом, все основные достопримечательности находятся в крупных городах и, чтобы добраться до них, навигаторы и карты особо не нужны, достаточно указателей, развилок, съездов и всего прочего. А вот по самим городам навигация нужна. Я купил в аэропорту Касабланки сим-карту оператора Orange и использовал ее. Российские операторы тут крайне невыгодны. Пакета в 2 гб более чем достаточно на это дело. Стоил он около 7 долларов
Кроме того, навигатор вам может помочь в дремучих мединах
Феса и Марркеша, попав туда, сложно ориентироваться даже по сторонам света, а так точка на карте хоть будет показывать в какой вы части города и куда двигаетесь
Парковки в Марокко
Парковки в Марокко это, пожалуй, главная особенность и головная боль для туристов в этой стране. Припарковаться можно везде, но абсолютно везде за это надо платить. Время стоянки не важно, у каждого пустыря или обочины есть смотрящий, который подойдет к вам, когда будете выезжать. Цены нигде не указываются и никак не регламентируются. Обычно это от 2 до 25 дирхам (0.2 - 2.5 евро), причем срок стоянки не важен. Конечно, это недорого, но когда стоишь 20 минут, а после с тебя хотят пару евро - это раздражает и, честно говоря, уже дорого. Самые безумные цены в Марракеше, там все весьма нервно и хаотично. А местная детвора может заниматься откровенным вымогательством. Поэтому будьте готовы за все и везде платить, о чём вам с удивительной злобой укажут
Единственные паркоматы я видел на некоторых главных улицах Касабланки
Крупная парковка у стен Феса
Носильщики, помогающие туристам и торговцам довезти багаж с парковки
Уличный парковщик в Уарзазате
Цивильная парковка в Агадире, но туда въезд только для собственников
Парковка у
касбы Амридил у очень наглого парковщика
Стоянка торгового центра в Марракеше - дороже, но все по четким правилам
Цивилизованная парковка недалеко от центра Марракеша
Вдоль дорог
Вдоль дорог жизнь цветет, деревни и городишки вы будете проезжать редко, но зато встретите торговцев - цитрусовыми, улитками... а в долине реки Дра активно продавали венки из живых цветов. В горах торгую минералами и разными каменьями
Апельсины
Цветы
Достопримечательности Марокко
В целом, помимо красивой природы, на машине в Марокко можно посетить древние берберские крепости - ксары, дома - касбы, найти хорошие пляжи, увидеть горы. А также в паре мест узреть пески Сахары (а не каменисто-глиняные пустоши). На этом список достопримечательностей вне дорог можно считать исчерпанным, достопримечательностей вне городов, кроме указанного, а также руин
древнего римского города Волюбилиса нет.