Одной из самых ожидаемых мною игр, представленных на прошедшем Эссене'11 была семейная (тогда я мог об этом только догадываться, но теперь окончательно убедился) настольная игра "Undermining". Привлекала внимание она сразу по нескольким причинам. Во-первых, это авторский проект, а значит он будет сделан не для того чтобы срубить деньжат. Возможно будут какие-то ляпы, неоднозначности, но в эту игру автор всегда вложит душу. Во-вторых, перед нами ничто иное, как новый настольный старый добрый "Диггер". И в-третьих, у игры просто обалденные компоненты, особенно милы модельки машин, на которых придется рыть землю буром. А еще, как оказалось, у Андермайнинга очень удобная небольшая коробочка, которая почти до верху набита компонентами.
Суть игрового процесса очень проста и правила объясняются буквально на 5-10 минут. Конечно же они не элементарны и обладают некоторыми нюансами, что относит игру к категории продвинутых семейных игр. В ближайшей весовой категории из свежатины, пожалуй, можно привести такие проекты как "Такеноко" и "Раттус". Хотя влияние случайности тут не столь велико, но по общим ощущениям эти игры приблизительно эквивалентны. В Undermining игроки управляют забавными штучками-копалками, представленными миниатюрой и персональным полем. Первая передвигается по игровому полю, на втором собираются всякие жетончики. Добытые на глубине ресурсы и остатки древних техногенных артефактов мы доставляем на поверхность, отгружаем и обмениваем на новые улучшения или контракты. И все это для того, чтобы опять отправится в неизведанные глубины за новой порцией ценностей. Как видите, все достаточно просто. Мой перевод правил
можно скачать здесь. Если же лень читать обо всех игровых нюансах, то краткий обзор механики
можно глянуть тут.
Начнем с компонентов, которые тут более чем приятного качества. Про стильные фишки местных транспортных средств я уже говорил. Кроме них в комплект игры входит куча всевозможных жетонов. Все с отличной вырубкой на толстом картоне. Основное и персональные поля тоже радуют глаз настоящего "настольного плюшкина". Отдельно стоит упомянуть шикарные местные векторные иллюстрации. В общем, я так и не нашел к чему бы придраться. Если вы цените в играх приятные компоненты, то точно не будете разочарованы.
Что касается игрового процесса, то перед нами крепкий семейный еврогейм продвинутого уровня. Можно сказать что, в основе игры лежит кризисный менеджмент ресурсов, но, естественно с поправкой на семейную аудиторию. Если при игре вдвоем игрокам не хватает только жетонов контрактов, которые заканчиваются быстрее пирожков в базарный день (ага, игра обрывается на самом интересном моменте), то при увеличении числа участников начинает ощущаться нехватка как улучшений, так и полезных ископаемых. Ну, как сказать нехватка. Жетонов ресурсов хватит на всех, но в охоте за ними кто-то окажется более удачливым. Он и станет победителем. Играя вдвоем, мы едва докопались до середины игрового поля. А вот при игре вчетвером, наши буры коснулись самого дня инопланетного котлована. Но балансировка конкуренции - это дело поправимое. Достаточно отобрать соответствующие наборы ресурсов. Однако это увеличит время подготовки к партии. Видимо по этой причине авторы от такого решения отказались, оставив его только применительно к стопкам жетонов космических долларов. Во всем остальном игровой процесс достаточно незатейлив и использует классическую схему выбора нескольких действ из определенного заданного набора. В данном случае это движение, бурение, разгрузка, улучшение, выполнение контракта и подзарядка. Действо приятно разнообразят карты инопланетных технологий, позволяющих один раз за игру выполнить одно очень крутое действие. Но для начала до этих артефактов еще нужно докопаться.
Отдельно упомяну об атмосфере, которая тоже присутствует в полном объеме. Приятная копошня с добычей, доставкой и отгрузкой ресурсов как нельзя соответствует тематике. Я, конечно, не представляю как проходят будни типичных звездных старателей. Но, по-моему, приблизительно так они и должны проходить. Целый день снуют они по в глубоким штольням, доставляя на поверхность ценный груз, сбывая его за бесценок крупным межгалактическим корпорациям. И вновь ныряют в темные глубины. Только в данном случае автор ужал рабочие сутки до 40 игровых минут и сделал их, что-ли, кавайными.
Подытоживая все выше сказанное можно отметить, что игра получилась добротная. Идеальная для семейного досуга. Красивая, качественная, с несложными правилами, быстрая и в меру соревновательная. Здесь не так много ключевых решений и по сути 2 ветки развития: либо вы сразу начнете выполнять дорогие контракты, либо апгрейдите вашу машину по максимуму и потом одним рывком обойдете конкурентов на финишной прямой. Например, у меня в одной из партий получилась эпичная комба на 7 действий, во время которых я трижды отправлял ресурсы на поверхность, а затем выбрался сам и выполнил все оставшиеся контракты. Однако это мне позволило обойти ближайшего соперника, скупившего в начале все самые дорогие контракты, всего на пару очков благодаря оставшимся картам технологий. Даже матерые геймеры смогут найти здесь кое-что для себя. Особенно любители кропотливых расчетов и построений коварных планов, ведь конфигурация игрового поля открыта с самого начала, что дает возможность просчитать все необходимые действия наперед. Итого 8 из 10 с возможностью небольших дивиаций в будущем. Компоненты уж очень хороши!
Чего бы хотелось увидеть еще...
- Многоуровневую структуру поля. Явно не хватает зависимости конфигурации от количества игроков. Так же вполне логично, что ценные артефакты должны лежать на глубине, а не болтаться на поверхности, где их можно с легкостью собрать.
- Обвалы раздробленной породы. Вот этого очень сильно. Понятно, что игра семейная и не допускает агрессии без особой на то необходимости. Но все-таки очень хотелось бы как в Диггере обрушить на жадного конкурента кусок-другой хорошо раздробленной скальной породы. Вполне хватило бы того, чтобы у него при этом отбиралась одна ячейка заряда в батарее. Как говорится, мелочи, а приятно.