Хора - Карие в Стамбуле. Храм закатной империи

Sep 05, 2016 09:32


Оригинал взят у agritura в Хора - Карие в Стамбуле. Храм закатной империи


Сложно представить, что такое утонченное и изысканное здание было создано уже на закате Византийской империи, а не в пору ее расцвета

Эта достопримечательность Стамбула не менее прекрасна и интересна, чем храм Софии, однако туристам она менее известна, экскурсий сюда водят не так много, как в другие знаменитые места Стамбула. И это объяснимо - монастырь Хора некогда находился вообще за пределами стен Феодосия, а сейчас это район Эдирнекапы, находящийся в некотором удалении от района Ипподрома, где расположена София, Султан Ахмет, колонны, Цистерна Базилика и другие туристические магниты. В Хору (мечеть Карие, при османах), мы поехали без всяких экскурсий на городском автобусе.



Феодор Метохит преподносит Христу макет храма

Монастырь Хора был основан давно, еще при Юстиниане, и храм в нем, естественно, существовал, но это был еще совсем другой храм. В начале 11 века, при Алексее Комнине, его теща Мария Дука велела построить новый храм Христа Спасителя вместо старого, обветшавшего. Правда, вскоре он был разрушен землетрясением. Церковь еще несколько раз разрушалась и восстанавливалась.

В непосредственной близости к монастырю находился квартал Влахерны. Здесь был знаменитый храм Влахернской Богоматери, где по преданию Богородица явилась молящимся. В честь этого события в православии отмечается праздник Покрова Богоматери. В 11 веке, когда Византия ослабела после многочисленных войн (особенно, с Персией), было много желающих поживиться сокровищами распадающейся империи.



План Храма

Константинополь постоянно был под угрозой вторжения, и императоры перенесли свой дворец из центра города во Влахерну,  в более безопасное место. Здесь был построен новый дворец. В храме Христа Спасителя в Хоре хранились самые важные реликвии, снесенные сюда для сохранности из всех храмов города. В первых двух десятилетиях 14 века императорский советник Феодор Метохит выделил большую сумму денег на ремонт церкви. Тогда она и приобрела нынешний вид, сохранившийся до наших дней практически без изменений. Чиновник, поэт и астроном Метохит заказал строителям покрыть стены храма чудесными мозаиками. На одной и них мы можем видеть его самого - коленопреклоненного, в огромном тюрбане, в роскошных ризах.



Карие на старой фотографии. Еще мечеть.

Удивительный факт - обнищавшую Византию в самом конце ее существования охватил настоящий строительный бум. Прекрасные, роскошные храмы возводились на территории империи в огромном количестве, правда, площадь ее к тому моменту существенно уменьшилась. Вообще, судя по многим изображениям, Византия, обедневшая и разграбленная крестоносцами, ... утопала в роскоши. Одежды и головные уборы императоров и вельмож ослепляли золотом, узорами, драгоценными камнями и мишурным блеском. Так, например, во время визита императора Иоанна Восьмого Палеолога (дядя Софьи Палеолог) в Рим и Феррару его вычурный раззолоченный наряд произвел такое сильное впечатление на итальянцев, что очевидец Беноццио Гонцоли запечетлил его на знаменитой фреске в Капелле Волхвов дворца Медичи - вот в этих пышных нарядах и странной шапке-короне.

Церкви и светские постройки тоже выглядели необычно, нарядно, иногда даже вычурно. Стиль именно этих построек до сих пор называют "византийским" и нередко используют при постройке современных церквей.
Мозаики, пришедшие в Византию из античности, полностью отвечали вкусу "поздних" византийцев, тяготевших к блеску и роскоши. Плоских живописных изображений было не достаточно, хотелось сияния и буйства красок.

Что было первичным, что вторичным - роскошь стала признаком упадка или его причиной, теперь сложно сказать. Наверное, правда где-то посередине, как обычно.



Константинополь на изображении конца 15 века

Не долго новый храм привлекал верующих и радовал глаз фресками и мозаиками. В мае 1453 года Константинополь пал. Турки разрушили стены вокруг Влахерны, пробили бреши и на других участках древних стен. Большинство храмов стали мечетями, не стала исключением и Хора. Мозаики густо заштукатурили. Именно это и спасло их от разрушительного воздействия времени и вандалов. Уже в наше время в Карие сделали музей, штукатурку счистили, и теперь каждый может любоваться старинными изображениями.



Дама в черном - не монашка, а ортодоксальная мусульманка

Я гуляла по церкви долго, с удовольствием. Рассматривала, фотографировала, сидела на скамье и размышляла - Карие для этого самое лучшее место. Думаю, сами волшебные изображения расскажут вам больше, чем скромный автор. Гуляйте, наслаждайтесь, любуйтесь!



Архитектура храма Хора - типичнейший образец позднего Византийского зодчества



Розы, розы - как и везде в Стамбуле



Сложное сочетание объемов и разноцветная кладка - визитная карточка византийских храмов



Не пытайтесь отковырнуть кусочек древнего скрепляющего раствора - он прочнее природного камня



Одно из огромных достоинств музея Карие - небольшое количество туристов



Приятно в жаркий день побродить по сумрачным прохладным залам. Фотографировать разрешено, но без вспышки.



Местами сохранилась ажурная каменная резьба. Как, например, над входом в один из нефов.



И еще резьба



Мечети здесь уже нет, но минбар остался. Немного в стороне от оси, как и в Софии



Островок аутентичного пола, обнаженный для осмотра туристов



Богоматерь Одигитрия с архангелами в одном из куполов



Архангелы



Христос Пантократор



Христос с родословной



Еще одна Богоматерь



И еще одна



Святой Петр

МОЗАИКИ О ЖИТИИ БОГОРОДИЦЫ:



Благовещение святой Анны



Бездетный скорбящий Иоаким в пустыне



Встреча и целование Анны и Иоакима у Золотых ворот Иерусалима



Рождество Богородицы



Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию



Часть потолочной мозаики "Введение Богородицы во храм"



Благословение Марии первосвященниками



Иосиф покидает Марию, отправляясь на работы



Перепись населения сборщиками налогов



Ирод дает приказание начать избиение младенцев



Избиение младенцев



И здесь избиение. Под живописные ужасы отведена почти целая стена.



Святая Елизавета и младенец Иоанн Креститель укрываются в скале от погони



Сон Иосифа и Бегство святого семейства в Египет



Успение Богородицы

ДРУГАЯ БОЛЬШАЯ ГРУППА МОЗАИК - О ЖИТИИ И ДЕЯНИЯХ ХРИСТА:



Добрая самаритянка



Явление Христа народу



Исцеление паралитика в Капернауме



Исцеление тещи Петра



Исцеление глухого и немого



Мольба страждущих



Исцеление сухорукого



Женщина, страдающая кровотечениями, молит Христа о помощи



Христос Пантократор и Богородица



Превращение воды в вино



Умножение хлебов



Христос Пантократор



Роспись "Сошествие в ад"



Дмитрий Солунский



Павлин

Эти безголовые фигуры привлекли мое внимание роскошными одеяниями:





Ну, вот. Экскурсия закончена. А кто смотрел и читал, тот молодец. Всем спасибо!

архитектура, Константинополь, Стамбул, церкви Стамбула, живопись, Хора, перепост, храмы, мозаика

Previous post Next post
Up