Я, дама эмоциональная и впечатлительная, всегда была склонна к чрезмерным восторгам и славословию по отношению к тому, что мне самой очень нравится. Догадываюсь, что не всегда мое мнение в этих случаях совпадает с мнением других. В случае с храмом Святой Софии в нынешнем Стамбуле, думаю, к моим воспеванием красоты и величия этого сооружения присоединяться многие.
Изначально задачей зодчих не являлось привлечь чрезмерное внимание к внешнему облику храма - достаточно было его исполинских размеров и необычных форм. Наружные украшения весьма лаконичны.
В Стамбуле я намеревалась посетить Софию в первую очередь, так как давно хотела посмотреть истоки византийской архитектуры, поэтому сделала это в первый же день по приезду. София в моем родном Киеве строилась по примеру византийских храмов, и
Черниговские соборы - очень хотелось увидеть первоисточник! Признаю, только вернувшись домой, я поняла, что готовиться нужно было тщательнее. Я, конечно, многое увидела, но, оказывается, не понимала, что именно я вижу. А многое и не увидела - просто не обратила внимания. Перечитала литературу, насмотрелась документальных фильмов, а теперь нестерпимо хочется туда еще раз, чтобы посмотреть теперь уже другим взглядом, более осмысленным. Возможно, мой пост поможет какому-нибудь туристу не совершить моих ошибок и увидеть храм Святой Софии во всех деталях, ведь они очень интересны.
Наружный нартекс (эрзонартекс) - крытая галерея на входе. Здесь на стендах можно почитать историю собора.
Начнем с истории - ведь ее главнейшие события неразрывно связаны с некоторыми нюансами и деталями здания. Храм, который мы можем видеть сегодня - уже как минимум третий христианский храм на этом месте. Первый, в форме пятиапсидной базилики, был возведен в 360 году 16 мая по приказанию императора Константина Великого, по сути - основателя Византийской Империи. Он перенес свою столицу из Рима в Византий, позже названный Константинополем, ему нужен был великолепный столичный город с новой планировкой, новыми дворцами и церквями и новым главным храмом. Построенную церковь назвали «Мегалоэклезия», или Великая Церковь, но до величия Софии ему было еще очень далеко. Храм строили 13 лет, но простоял недолго - он сгорел во время народных волнений в июне 404 года - его сожгли бунтовщики, восставшие против притеснений епископа Иоанна Хризостома (Златоуста).
Императорский саркофаг во внутреннем нартексе. Дядечка справа рассматривает копии (1965) мраморных плит, на оригиналах которых в 1166 году было высечено что-то вроде: "Христос не менее важен, чем отец его, и нет разницы между ними" (это так, коротенько).
Новый храм, практически повторяющий предыдущий, стали возводить в том же году. Он уже назывался храм Святой Софии (или Божественной Мудрости). Этот храм возводили 11 лет и он тоже долго не просуществовал - его опять сожгли в 532 году, и это опять были бунтовщики . Это было знаменитое восстание «Ника», поднятое противоборствующими гильдиями колесничих во время лошадиных бегов на ипподроме, расположенном совсем рядом. Обычная потасовка болельщиков вылилась в политическое восстание, направленное против власти императора Юстиниана, закончившееся гибелью 35 000 человек. Сгорела не только базилика, но и императорский дворец. Чудовищный пожар охватил весь город, в огне погибла масса построек. Как и многие разорения и потери, катастрофа вызванная «Никой», привела к новому подъему. На пожарище быстро вырос новый город. Храм Софии начали отстраивать через 40 дней после гибели предыдущего. Для работы над проектом пригласили двух опытных мастеров - Анфимия из Тралл и Исидора Милетского. Старший из них, Анфимий, был выходцем из богатой и очень культурной семьи, по профессии он был математиком, но имел богатый опыт в постройки разных сооружений, в том числе храмов. Считается, что мечеть, которую сейчас называют «Малая София», а ранее это был православный храм Сергия и Вакха, построена все теми же Исидором и Анфимием еще до постройки Святой Софии.
Императорские врата. Сейчас через них лезут все, кому не лень, а вот кто проходил через них в древности - угадайте по названию. Изнутри сверху видны железные крюки, на которые вешалась портьера - надо будет глянуть при случае. Ах, посмотрите же, как прекрасен камень облицовочных плит!
По всей видимости, перед зодчими поставили довольно жесткие условия - построить в кратчайшие сроки храм, равного которому не было в мире.
Казны Юстиниан, похоже, не жалел - строительные материалы транспортировали со всей империи. Каменные глыбы, как показали исследования, везли с Родоса - это было дорого, но зато качество материала было отменным. До сих пор на одной из каменных плит, выстилающих пол, можно видеть клеймо «производителя» - на всех остальных плитах клейма повернуты внутрь. Моя мечта - вернуться в Софию и обнаружить эту плиту.
Мозаика над Императорскими вратами, изображающая Христа-Пантократора и коленопреклоненного императора Льва Шестого (хороший, кстати, дядечка - женился 4 раза. Не блудить же беззаконно?). Кусочки смальты обращены к стоящему внизу зрителю под углом почти в 90 градусов (10 век - да, да, мозаики со святыми созданы гораздо позже самого храма - до этого не принято было, а потом и вовсе иконоборцы разбушевались)
Она где-то рядом с одним из порогов. Сероватый мрамор, из которого вырезаны капители колонн, доставляли с острова Мармора, зеленый - с острова Теселия. Помимо природных материалов, в Константинополь везли крупные фрагменты античных построек - порфировые колоны, которые сейчас установлены в углах, привезли из египетского храма Солнца в Баальбеке, 8 яшмовых колон основной колоннады в первом ярусе - из разрушенного храма Артемиды в Эфесе, массивные желтые колоны - из Туниса. На постройке ежедневно трудилось до 10 тысяч строителей!
Парусные своды нартекса
Кирпич-плинфу делали таким легкими, что он не тонул в воде. Глину для кирпича тоже использовали родосскую. Ноздреватым материал кирпичей получался благодаря «холодному» обжигу - не более 800 градусов. Легкость кирпича компенсировалась чрезвычайной вязкостью и прочностью раствора - помимо «бессолевого» речного песка и негашеной извести в него добавляли толченый кирпич и строительный мусор. Этот способ потом широко применяли на Руси, раствор называли «цемянкой».
Плинфяная кладка стен пандуса
Из-за примеси кирпичной крошки, он имел розоватый цвет, это и сейчас заметно. Такой способ кладки особенно важен был в местах, где требовалась максимальная прочность - на сводах и арках. Турецкие исследователи утверждают, что был и еще один секрет - в раствор добавляли экстракт листьев ясеня ("Ничего себе!" - сказала я себе).
Ну вот, вошли, наконец...
Палаточка слева позади туристического планктона - место для муэдзинов (16 век)
Анфимий и Иссидор поставили и решили невероятную для тех времен задачу - установили гигантский купол диаметром 31 метр на кубическое основание. Основными опорами были четыре массивные колоны, на которые опирался барабан купола.
Схема основного объема храма (этот и другие скрины - из док. фильма "Величайшее сооружение древности. Храм Святой Софии в Стамбуле", США). На рисунке видно, что нагрузка на купол в этом случае распределяется неравномерно.
Просто взять и положить исполинский купол на четыре опоры было невозможно - и опоры обваляться, и купол рассыпется под собственной тяжестью. Архитекторы использовали хитроумных ход - добавили "паруса"-пандативы. Это такие треугольные штуки под куполом, на которых изображены шестикрылые серафимы.
Пандативы с изображенными на них серафимами. На двух лики открыты, а на двух сохранились позолоченные маски-розетки - изображение людей в исламе запрещается.
Использование пандативов позволило равномерно распределить нагрузку. Только и этого оказалось недостаточно - уж больно дерзкой была задумка зодчих, уж больно невероятны размеры строящегося храма.
Пандативы
Были предприняты и другие меры, чтобы укрепить конструкцию:
К куполу пристроили две полусферические конхи и еще несколько маленьких, "распылив" таким образом давление.
По бокам опорных колон возвели арочные конструкции, играющие роль контрфорсов, они же являлись арками хоров.
И не смотря на все эти ухищрения, ошибки в просчетах дали о себе знать уже на начальных этапах строительства. Во-первых, купол получился не круглым, а эллипсоидным, так как уже при постройке опоры начали "расползаться" наружу, верхний квадрат основы постепенно превратился в прямоугольник. Понятное дело, что овальный купол менее прочен, чем круглый, да и плосковатым его сделали архитекторы.
Самая естественная деформация - временем, ну, и трением, конечно. Сколько же ног коснулось этого порога?
Во-вторых, арочные контрфорсы оказались исключительно непрочными из-за большой площади проемов. Они стали покрываться трещинами, их пришлось укреплять еще одним рядом кирпичной кладки. Это можно видеть через дефекты штукатурки в некоторых местах - обязательно посмотрю, если попаду туда. Можно видеть и уплощение и деформацию некоторых просевших арок.
Разрушение арок и решение проблемы (а еще арки надстроили дополнительным ярусом)
Деформация несущей конструкции
Ошибки были заложены и в самих материалах - ряд колонн, привезенных с других объектов, оказались на 30 см ниже, чем остальные, их пришлось "дотачать" - тоже мечтаю это обнаружить, на фотографиях не увидела. Некоторые колонны под тяжестью верхлежащих конструкций немного разъехались и деформировались. Сразу эти изменения не сильно бросались в глаза, но со временем они грозили обрушением всей конструкции.
Почему-то отошли от первоначального плана разместить верхний ряд колонн, повторяя расположение нижних - они сейчас не повторяют друг друга, но на некоторых участках верхней галереи можно видеть первичную разметку.
Многострадальный купол, третий по счету. Арабской вязью в центре начертан 35 стих 24 суры Корана.
Потомки частично исправили дефекты - уже снаружи зданий были достроены подпорные стены, аркбутаны и контрфорсы в 9, 13 и 16 веках (последие - уже при турках, грубые контрфорсы - их работа) - подобные приемы широко использовались в готической архитектуре. Несмотря на просчеты, которые исправлялись на ходу, Иссидор и Анфиний продолжали быстро возводить собор. Для работы на верхних ярусах они создали пандусы (а вы думали, это они для туристов старались?). Сейчас по ним можно попасть на хоры и рассмотреть интерьер собора сверху.
На круглых щитах, обтянутых верблюжьей кожей, начертаны имена Аллаха, Мухаммеда, его внука и первых халифов. Разноцветный квадратик на полу справа ближе к алтарной части - место, где венчали на престол императоров - омфалион.
Пандус, ведущий на верхний ярус
Анфимий умер в 534 году, Иссидор достраивал собор сам. Сложно себе представить, под каким давлением работали эти люди: грандиознейшее из сооружений было возведено всего за шесть лет! Достаточно беглого взгляда на интерьер (сама не заметила, но хочу), работы заканчивали в жуткой спешке - мраморные облицовочные плиты в некоторых местах явно укладывали тадж... впопыхах, и подогнаны они как попало. Мозаики с изображением Христа, Богородицы, Святых и вельмож, как уже отмечалось, появились гораздо позже. При Юстиниане собор тоже был украшен мозаиками, однако изображения были куда как более скромные - кресты и орнаменты. Сказать по правде, мастерство исполнения мозаик в Хоре (Керие), на меня произвело большее впечатление. В Софии они примитивнее что-ли. Кроме одной.
Прекрасный Деисус. Напротив этой стены расположена надгробная плита бывшего венецианского дожа Энрике Дондоло (прах его убрали мусульмане - не положено!), я ее даже не заметила!
Самое трепетное, человечное, даже нежное, если хотите, изображение Христа, которое мне довелось видеть в своей жизни, - это Деисус в Софии. От исходной площади изображения осталась всего одна треть, но это несомненный шедевр. Во взгляде Спасителя совсем чуть-чуть укоризны, но сколько же печали и сочувствия! Говорят, стоящий справа Иоанн-Креститель просит у Христа за человечество, но, мне кажется, это не нужно - Христос, похоже, все уже решил, хоть мы этого и не достойны. Создатели мозаики сознательно поместили ее у окна - на нее всегда падает свет и она буквально переливается золотом. А нижние куски мозаики, говорят, обобрали посетители.
Еще мозаики. Император Иоанн Комнин с мешком денег, пожертвованных храму, Богоматерь с младенцем и императрица Ирина, дочь Владислава Венгерского. Справа их сын Алексис. У бедного юноши болезненный вид - он вскоре умер от чахотки (в 1122 году)
Император Константин Мономах Девятый (опять же, с мешком денег), Спаситель и императрица Зоя. Эта дама - одна из немногих женщин, правивших империей, Константин - всего лишь супруг-консорт, третий по счету. Нетрудно заметить, что его голова "приделана" позже, ранее были предыдущие мужья. У Зои с головой тоже явно не все в порядке - говорят, на склоне лет она тоже приказала "приделать" себе голову помоложе.
Богоматерь с младенцем в алтарной части
К части создателей собора, он простоял более 20 лет, несмотря на то, что Юстиниану, принимавшему заказ в 537 году, на голову сыпалась крошка с разрушающихся колонн. Стоял бы и дальше, но тут почти подряд произошло сразу два сильных землетрясения - в 557 году. Отгадайте, что разрушилось - правильно, купол! Сначала он дал трещину, а потом, уже во время ремонта, и вовсе обвалился. К этому времени и Иссидор уже умер, наверное, к своему счастью. Купол ремонтировал его племянник, Иссидор Младший. На этот раз уже никто никуда не торопился. Только деревянную опалубку выдерживали год. Архитектор изменил конструкцию купола, приблизив ее к кругу, сделал полусферу более выпуклой и несколько перестроил барабан. В барабане по прежнему было 40 окон, но теперь он более прочно охватывал купол и более надежно лежал на опоре, добавили также дополнительные клонны. Строительство длилось 4 года. Эта конструкция была более совершенной и долговечной, но в 869 году купол опять разрушился при землетрясении. Его восстанавливал армянский архитектор Трдат.
Остальное
ЗДЕСЬ. Всем спать!