Вот сейчас будет пятиминутка старческого брюзжания. Я предупредил. Иногда (в припадках плохого настроения) мне кажется, что современная музыка делается для людей, которые не любят музыку, людьми, которые не любят музыку. То есть на самом деле, все ее формально любят, но она всё чаще выполняет роль фона. В эпоху всемирного цейтнота под музыку можно делать разные вещи - читать интернет, чатиться, работать, тусоваться... ну и далее по тексту. Такая музыка может благостно бухать где-то на заднем плане, может услаждать слух приятными тембрами, но её неинтересно слушать. Иногда мне кажется, что Стивен Уилсон - один из последних не очень еще старых людей на белом свете, которые любят музыку, которые ею живут. У Уилсона каждый год выходит по нескольку разных проектов и практически каждый год - по номерному альбому. Сейчас так не делают - выпустят альбом, а потом пять лет его катают на концертах; так делали раньше, давно.
Тем интереснее, что на своем новом сольнике Стивен Уилсон заезжает как раз в ту самую, радийную, приятную и форматную музыку, которая никогда и ни за что не помешает вашим делам. Здесь встречается и электронный бит, и женский вокал, да и в целом пластинка выдержана в очень гладком и мелодичном духе. Но замечательно то, что в весь этот безобидный формат Уилсон всё равно завинчивает свои прогрессивные фишки: в одном месте приятный женский вокал эффектно перекрывается стеной гитарного шквала; в другом - в нехитрую вроде бы песню внедряется совершенно улётное гитарное соло, и такие фокусы происходят сплошь и рядом. Это музыка, которая нагло и бесцеремонно оттягивает ваше внимание на себя. И что самое важное, её суть, проникающая способность, эмоциональный резонанс остаются на прежнем уровне.
Делать непростые вещи в непростом формате - это известный жанр. Делать непростые вещи в простом формате - это сложнее. И самое замечательное, что публика оценила: впервые у Уилсона альбом занял первое место в британских чартах. Вполне возможно, что большой секрет для маленькой компании перестаёт быть секретом. Можно было бы начать опасаться, что у главного героя наступит головокружение от успехов, и он начнёт и дальше упрощать свою музыку, но почему-то у меня такого страха нет. То есть нет. Я могу предположить, что Уилсон попробует себя в еще более легком жанре, но что его музыка станет при этом скучной, рутинной и неинтересной; что он растеряет свою любовь к ней, - в это я не могу поверить.