Есть такие темы, которые лично меня очень волнуют, но вот обсуждать их в ЖЖ меня как-то не тянет - потому что поймут единицы, а в переубеждении остальных смысла столько же, сколько в объяснении маньяку-убийце, что убивать-де нехорошо :) Но когда пять раз за неделю дискутируешь в реале на одну и ту же тему, понимаешь, что есть смысл и пост на эту же тему сообразить.
Многие, наверное, читали нашумевшую книгу "Офис в стиле фанк" Кали Ресслер и Джоди Томпсон. Она совсем не про то, что заложено в названии, а вовсе даже про удаленную работу и то, как это прекрасно, замечательно и "странно, что некоторые отсталые компании все еще работают по старинке". Закупаясь очередной тонной несовременных бумажных книг, прикупила ее и я. Очередь до нее дошла аккурат перед моим сентябрьским отпуском.
Здесь небольшое лирическое отступление. Все (или почти все) бизнесмены родом из детства, а точнее, из наемных сотрудников. И я, само собой, не исключение. Работаю я с 13 лет и насмотрелась за это время на самые разные стили руководства. И вот к собственному бизнесу я пришла со стандартным пакетом представлений о том, каким должен быть настоящий руководитель:
- настоящий руководитель не может ругать работника за опоздания на работу (при том, что я за все время опоздала на работу один раз, на 5 минут, чем дико - нет, не рассердила,- напугала начальника :). Почему? Потому что важно не то, насколько человек пунктуален, важны результаты его работы;
- настоящий руководитель не может быть против использования Интернета в личных целях на работе - чем бы дитя не тешилось, лишь бы результаты были достойные. Потому что "работать надо не 15 часов в сутки, а головой";
ну и, конечно же,
- настоящий руководитель должен, просто обязан, понимать, что сидеть в офисе неэффективно. Ну вот сижу я в офисе целый день, ничего родить не могу. Вышла в кофейню, поймала inspiration, сделала отчет, который пыталась вымучать неделю, за полчаса - красота! Зачем, ну зачем нужен офис мне, если говорить по телефону я могу и из дома, отвечать на почту - со смартфона или ноута, а на встречу, если уж придется, просто заезжать по пути из дома в фитнес-клуб. Заметьте, такие идеи лично мне в голову приходили далеко до нынешнего бума - году этак в 2002-м :)
В общем, к чтению этой книги я приступала без всяких предубеждений к самой идее, но с большим количеством вопросов по тому, как такую схему работы можно организовать, например, в отдельно взятой 4BS. Да, и сейчас часть сотрудников, не занятых непосредственно в ежедневном сопровождении Клиентов, работает у нас дистанционно. Но это либо "разовые" узкие специалисты, либо сотрудницы, находящиеся в декрете и не желающие терять квалификацию, которым мы выделяем те участки работ, которые можно без потери качества обслуживать дистанционно.
Читала я эту книгу, читала, много где даже мысленно кивала, но вот миновала последняя страница и стотыщпятьсотпятый повтор про то, как это хорошо и прогрессивно, как все сотрудники стали счастливы, а ответов ни на один вопрос так и не появилось.
А вопросы мои были следующие. Как перевести на такую схему работы всю компанию, как советуют в книге, если есть сотрудники, непосредственно работающие с Клиентами. Ну вот конкретно наш случай - юрист работает удаленно. 95% времени он посвящает подготовке документов, которые он может готовить хоть на Луне. Подготовил - и? Правильно, должен быть кто-то, кто эти документы распечатает, подошьет, подготовит для Клиента, разъяснит ему на встрече, что с этими документами сделать и ответит на текущие вопросы Клиента. То есть нужен секретарь + юрист. Если проект один в месяц - не проблема. Если десять в день, а каждому Клиенту удобнее встречаться в свое конкретное время, а некоторые из них звонят и говорят "я тут рядом, могу сейчас зайти?", а некоторые не звонят и вовсе, а просто заходят, то как быть в таком случае? Правильно, посылать таких нестандартных Клиентов лесом - нечего. Сказано, в 9, значит, в 9. А если их десять, то у юриста встречи в офисе в 9, 9:30, 10, 10:30 и далее везде.
Бухгалтер, курирующий компанию Клиента. Звонки - ОК, можно переводить на мобильный бухгалтера (но на заднем фоне будет Led Zeppelin, плачущий ребенок, звуки кинотеатра или еще что похуже). А можно и вовсе Клиента перевести на электронное общение only. Сервис в полный рост. Но как же конфиденциальность, если база Клиента будет у сотрудника дома стоять, в съемной квартире, или с сервера компании расшарена кому угодно. А принтер тоже каждому домой поставить, как сканер, ксерокс и еще кучу всего? У нас один бухгалтер до 1000 листов в день бумаги расходует - ему как поставки организовать? Или пусть сам принтер заправляет, бумагу закупает?
Всех, решительно всех можно перевести. Если не получается, значит, вы плохой организатор - утверждает книга. Но все же не рассказывает, как же быть с операционистами в банках. Вариант ТКС Банка прекрасен, но ровно до той поры, пока мы не вспоминаем о бюрократических особенностях обслуживания юрлиц в банках. И вот приходит Клиент в банк, а операционисты тютю, работают дистанционно, справку - нет, не дадут, бумажную платежку нет, не примут итд итп.
Ну ОК, признаем, перевести можно не всех. Но как же мотивировать оставшихся работать по старинке? Какими калачами заманивать их работать за сопоставимую зарплату, как дуракам, в офисе, если рядом люди в офис приходят раз в неделю на полчаса, чисто потусоваться (и пусть они впахивают дома, кто же это заметит, в офисных сплетнях операционисты будут самые работящие и несчастные, а вот лодыри, которые даже в офис не являются будут явно не в фаворе)? Опять ноль ответов. И опять абзацев десять про то, как круто работать дистанционно.
На этом закончу возмущаться содержанием книги мысли вслух и перейду, как всегда, к личному опыту.
Итак, вот она я. Несколько лет я работала в привычном режиме с 7 (8 иногда) до 23 (22) в офисе, с перерывом на встречи. Непросто. Дома бываешь редко, успеваешь сделать там только самое важное, родных и друзей почти не видишь, зато идешь к заветной цели. Время тратишь в офисе на работу. В выходные работаешь по мере возможности, над нестандартными и творческими задачами, проводишь встречи, невозможные по каким-то причинам в будни. В отпуске продолжаешь работать, но в пределах пары часов в сутки. Вот только пробки по пути на работу и с нее сжирают немыслимо много времени.
Решила я, что так жить нельзя, передвинуть свой график - с утра просыпаюсь, сажусь за творческие задачи, от которых в офисе точно оторвут, - сайт, проработку схем бизнес-процессов, стандартизацию, документы по мадридскому офису итд итп. Пробки спадают - еду в офис или на встречу. По пути, опять же, отвечаю на письма, звоню, принимаю звонки,- в общем, работаю. Поскольку в офис приезжаю позже, в первые 4-5 часов разбираю срочные и неотложные дела. Потом встречи, а потом бац - а на часах 2 часа ночи. Домой. В душ и в кровать. А на утро - просыпаюсь, и понеслась. Естественно, поскольку в офисе я провожу меньше времени, маленькие вопросы "на секунду" превращаются в полноценные мэйлы от сотрудников - они тратят время на то, чтобы их написать, я - чтобы прочитать и ответить. Вопросы Клиентов, заглянувших в офис на секунду, снова превращаются в монологи по телефону или почте. Показать бумаги сложнее - нужно сканировать и присылать, так что их краткое содержание я тоже слушаю по телефону :) В итоге рабочей недели мне не хватает, я работаю все выходные напролет и все равно ничего не успеваю.
Итог нескольких месяцев такой работы - полнейший завал и абсолютное отсутствие личного времени. От слова "вообще". Чтобы что-то успеть, я уже все свое время отдаю работе, но все равно вечно что-то не успеваю. Приехали.
Собственно, мой отъезд в отпуск в таких условиях был единственным способом перевести дух, пусть на неделю, и просто посмотреть на ситуацию со стороны.
И в таких вот декорациях
я продолжаю работать, работать и работать. Утром, днем и вечером. Успеваю только выскочить на 15 минут каждые 3 часа к океану, искупаться, прочитать еще 2 страницы книги и нырь обратно - работать.
В общем, жизнь удалась. Я искренне люблю свою работу, но "офис в стиле фанк" превратил всю мою жизнь в эту самую работу, не оставив мне ни минуты времени на отдых без угрызений совести. "Я же лечу в отпуск" - поэтому в полете не сплю и не читаю, а дописываю договор. В отпуске - проверить почту и бежать обедать, пока ресторан не закрылся, а по пути обратно уже строчить sms сотрудникам.
К вопросу о сотрудниках. У нас работают умнейшие и замечательные люди, но в их взглядах уже через неделю черным по белому было написано "Тебе хорошо говорить, ты в офис к 11 являешься!". Опять же, тот факт, что начальник и уходит не в 6, а очень даже в 2 ночи, никого не волнует. Люди такие :)
В общем, эксперимент провалился. До такой степени провалился, что я еще 2 недели, работая с 7 до 23 выкапывалась из последствий своего свободного графика.
Да, у меня вариант нетипичный, я, в принципе, очень много работаю, выполняю работу нескольких людей сразу и собираюсь продолжать в том же духе. Но в целом, глядя на опыт сотрудников нашей компании и моих знакомых, вижу одно - свободный график работы у не-лентяев убивает личную жизнь на корню. Возможность "в 6 выйти из офиса и ни о чем плохом не думать" и уехать в отпуск и хотя бы несколько дней не думать о работе, у "свободных" сотрудников отсутствует начисто. Простите, хотите в кино ходить в 12 дня? Вы же "взрослый человек и в состоянии работать вне офиса". Извольте и в отпуске поработать. Как взрослый. Да, все купаться, а вы договор вычитывать. Это мы говорим о, действительно, взрослых и умеющих себя контролировать и организовывать людях.
А 99% таковыми не являются. Получив "свободу", они радостно забивают на работу, затягивают сроки в надежде на музу, которая придет, и начальника, который не заметит, и сливают свою работу в полном объеме. В итоге мы имеем компанию, в которой реально работают полтора человека, а остальные с удивительной ловкостью строчат отписки непосредственному руководству. Про самоконтроль и работу из дома я уже
писала, и мнение мое с тех пор не изменилось.
Итог - если сотрудник не работает вживую с Клиентами и работа занимает у него не больше часа в день, а все остальное время его увлекают Интернет и Танки Онлайн,- да, работа в свободном режиме и вне офиса для него вполне возможна. Если же ему платят зарплату за реальную работу - работа в стиле фанк уничтожит его личную жизнь, а следом и карьеру.
В общем, вы как хотите, а мы будем работать, как работали, и даже лучше. У сотрудников установлен график их конкретно работы - кто-то (по своему выбору) работает с 8 до 17, кто-то с 9 до 18, кто-то с 10 до 19 и так далее. Клиенты перераспределяются соответственно - в каком графике удобнее работать им, в таком графике и подыскивается им куратор.
В итоге, офис 4BS работает с 8 и до 24. Каждый Клиент может назначить встречу в то время, которое удобно конкретно ему. Каждый сотрудник, если у него есть задача на день, которую можно или удобно решить в рабочее время, вполне может это организовать - у нас очень демократичная обстановка, и не было еще случая, чтобы я отказала сотруднику в такой просьбе. Но и сотрудники не злоупотребляют. В итоге, все дела делаются, Клиенты видят нас в урочное и даже в неурочное время. При этом у каждого сохраняется полное право на личную жизнь до и после работы и даже иногда во время :), отпуск у сотрудников - это отпуск, а не суррогат.