Когда-то давно человечество впервые полетело в космос, высадилось на Луну, отправило зонд к Марсу. Сегодня оно управляет колониями на далёких планетах, сделав первый шаг к освоению галактики. Но обнаруженные технологии исчезнувшей расы пришельцев открывают перед корпорациями Земли новые возможности продолжить экспансию в космосе. Конкуренция велика. Кому удастся первым раскрыть тайну неизвестных технологий и установить господство во всей галактике?
В культовой настольной игре "
Борьба за галактику" (Race for the Galaxy) игрокам предстоит колонизировать и захватывать планеты, эффективно распоряжаться ресурсами, производить товары и осваивать новые технологии, чтобы обойти конкурентов и первыми установить контроль над галактикой! Партия заканчивается, когда кто-то из игроков выкладывает на стол свою двенадцатую карту или когда заканчиваются жетоны очков номиналом 1 и 5.
Игра полностью карточная. Единственные дополнительные компоненты - это картонные жетоны номиналом 1, 5 и 10 очков, которые игроки получают за "продажу" товаров. Именно эти 28 жетонов и надо выдавить из заготовки перед первой партией.
Как вы уже поняли, в данной настольной игре главное - это карты. В игре присутствует 109 игровых карт, среди которых 59 карт миров (с кругами) и 50 карт разработок (с ромбами). Имеются повторяющиеся карты.
Фактически в игре несколько типов игровых карт. Можно выделить карты разработок (обозначаются бежевыми ромбами). Они выкладываются в фазе разработки (II). Карты с кругами - это карты миров, которые выкладываются игроками в фазе освоения (III):
Миры бывают незащищёнными (круг с чёрной обводкой) и защищёнными (круг с красной обводкой). Каждый из этих двух типов может быть обычным миром (круг с серой заливкой), миром производства (с заливкой синего, зелёного, коричневого или жёлтого цвета) или миром накопления (круг с цветным ореолом).
На карту мира производства кладётся товар в фазе V. На карту мира накопления кладётся товар сразу после освоения (выкладывания) этого мира на стол. В качестве товаров используются карты из колоды, которые кладутся рубашкой вверх на карты миров.
Использование игровых карт в виде ресурсов - это, на мой взгляд, неудобно (занимают много места, закрывают информацию на картах миров, не показывают цвет (тип) товара) и непрактично (эти карты находятся как бы вне игры). В качестве ресурсов удобнее было бы использовать цветные кубики из дерева или пластика (например, как в "
Адреналине"). Мы же взяли кубики из настольной игры "Ограбление по..." (там как раз четыре нужных цвета).
В шестиугольниках рядом с ромбами и кругами указано количество победных очков, которое принесёт та или иная карта в конце партии. Карты, где в шестиугольнике стоит знак вопроса, приносят очки согласно условиям, указанным на этих картах.
Позднее такой принцип начисления очков за карты был внедрён в настольной игре "
Master of Orion".
Чтобы выложить в свою игровую зону карту разработки или карту незащищённого мира, необходимо в соответствующую фазу сбросить количество карт, указанное в ромбе или круге. Чтобы выложить карту защищённого мира, необходимо, чтобы значение атаки было равным или больше значения, указанного в круге. Атака увеличивается при помощи различных карт (обозначается как красная цифра с плюсом в белом круге с красной обводкой). Также есть карты, которые понижают значение атаки.
Каждый игрок начинает с одной картой родного мира (всего в базовой версии таких карт пять) и четырьмя начальными картами миров и разработок. Для ознакомительной партии в книге правил игрокам рекомендуется взять конкретные карты миров и разработок, которые обозначены цифрами по углам. В дальнейшем игроки смогут начинать игру со случайным набором карт.
Каждый игрок также получает набор из семи карт действий с фазами раунда. Этими картами игроки в каждом раунде показывают, какие действия они будут в этот раз совершать. В конце раунда все игроки забирают свои карты действий обратно, а в следующем раунде вновь выкладывают те из них, фазы которых они собираются выполнять. И так далее.
В игре имеется пять возможных фаз, но выполняются только те из них, карты которых выложили игроки в начале раунда. Так, если все игроки выложили одинаковые карты фаз, то в этом раунде будет всего одна фаза. Если среди выложенных игроками карт всего две разных, то и фазы будет две. И так далее.
Открытую фазу выполняет каждый игрок, независимо от того, он выложил карту этой фазы или нет. То есть, в каждой фазе по желанию участвуют все игроки. Однако те игроки, которые выложили карты текущей фазы, получают так называемую привилегию (дополнительный бонус).
Похожий принцип был позднее внедрён в настольной игре "
Eminent Domain".
Фазы бывают следующими:
Фаза I: Исследование (два варианта) - возьмите две карты, одну оставьте в руке, другую сбросьте. Привилегия: возьмите на 1 карту больше и оставьте на 1 карту больше (вариант +1, +1) или возьмите на 5 карт больше, оставьте 1 как обычно (вариант +5).
Фаза II: Разработка - выложите карту разработки, оплатив её стоимость. Привилегия: оплачивая стоимость разработки, сбросьте на одну карту меньше.
Фаза III: Освоение - выложите карту мира, оплатив его стоимость (незащищённый мир) или имея достаточное значение атаки (защищённый мир). Привилегия: освоив или захватив мир, возьмите 1 карту из колоды.
Фаза IV: Потребление (два варианта) - примените способности потребления (обозначены стрелкой), сбрасывая товары в обмен на карты и победные очки (ПО). Привилегия: до начала потребления продайте 1 ресурс в обмен на карты (вариант Продажа) или получите в этой фазе удвоенное количество победных очков (вариант ПО х 2).
Фаза V: Производство - положите товар на каждую незанятую карту мира производства (круг с цветной заливкой). Привилегия: также произведите товар в любом из ваших миров накопления.
Ещё в комплекте идут две дополнительные карты действий (копии карт Разработка и Освоение) для дуэльной партии для продвинутых игроков, в которой каждый игрок выбирает по две фазы за раунд, в том числе можно выбрать две разработки или два освоения.
Сразу скажу, что игра не из простых. Придётся размять мозги, чтобы вникнуть в неё, но это того стоит. Глубокая карточная стратегия, из которой были взяты игровые элементы для разных других настолок, стала настоящей классикой, приобрела статус культовой, благодаря просто крышесносному геймплею с огромной вариативностью. Правила умещаются на двенадцати страницах (правда, очень мелким шрифтом и с минимумом картинок).
Придётся также запомнить много условных обозначений, указанных на картах. Поначалу вы будете часто заглядывать в памятку и правила, где расшифрованы игровые символы и подробно расписаны некоторые карты.
Чтобы лучше понять принцип игры, рекомендую посмотреть обзор от "Игроведа" и летсплей от Сергея и Натальи (Beznal 72):
Click to view
Click to view
Click to view
Автором "
Борьбы за галактику" является Томас Леманн (Thomas Lehmann), игра была впервые издана компанией Rio Grande Games в 2007 году и сразу же стала хитом. Была переведена на одиннадцать языков. Первая русскоязычная локализация вышла в 2009 году. Второе русское издание увидело свет в 2017-ом благодаря издательству "
Hobby World". В период с 2008 по 2015 годы было издано пять официальных дополнений, первое из которых было также локализовано "Миром Хобби" в 2017 году. Подробнее об этом дополнении читайте далее.
Первое дополнение к настольной игре "Борьба за галактику" носит название "
Перед бурей" (The Gathering Storm). Помимо новых карт миров и разработок, данное дополнение вносит три основных новшества в игру: одиночный режим, цели и возможность играть впятером. Далее мы с вами рассмотрим каждое из новшеств отдельно.
В этом дополнении есть несколько картонных компонентов, которые необходимо выдавить из трафаретов. Подробнее эти компоненты будут рассмотрены далее.
Дополнение "Перед бурей" содержит 18 новых карт миров и разработок, а также 17 пустых карт миров и разработок, на основе которых можно создать собственные карты. Только не переусердствуйте, чтобы сильно не нарушить баланс игры. Новые карты замешиваются в базовую колоду.
Первое новшество, о котором было сказано выше, - это цели, которые игроки достигают в процессе партии. Перед началом партии берутся случайные два больших и четыре малых жетона целей.
Малый жетон цели достаётся тому игроку, кто первым выполнит указанное на жетоне условие (например, первым получит 5 победных очков или первым внедрит разработку со стоимостью 6). Если к концу фазы только один игрок выполнит условие, то он забирает себе жетон, который приравнивается к трём победным очкам. Если таких игроков несколько, то один берёт себе жетон, а другие получают оранжевые жетоны победных очков номиналом 3 ПО.
Большой жетон цели достаётся тому игроку, который выполнил условие лучше других игроков (например, освоил больше всех миров производства или получил в своём секторе наибольшее значение атаки). В конце партии такой жетон принесёт обладателю 5 ПО. Однако большие жетоны целей являются переходящими - если игрок лишается преимущества, он должен положить жетон в центр стола или отдать тому игроку, который его обогнал.
С целями играть интереснее, необходимо точнее планировать развитие своего сектора, сосредоточиться на каком-то направлении, чтобы первым получить дополнительные ПО. Повышается дух соперничества.
Второе новшество - это одиночный режим. Этому режиму посвящена половина страниц книги правил дополнения. Игра идёт против так называемого робота - специального планшета с обозначениями, которые меняются в процессе партии при помощи жетонов и накладок. Также используются два кубика с наклейками.
Я не буду подробно останавливаться на одиночном режиме, так как у нас в компании всегда набирается большое количество игроков, но при желании вы можете посмотреть летсплей в соло-режиме от Сергея и Натальи (Beznal 72):
Click to view
Третье новшество - это введение в игру пятого игрока. Этого очень ждали в нашей компании, так как желающих поиграть в "Борьбу за галактику" много, а максимальное количество игроков в базовой версии всего четыре (кстати, в последующих дополнениях в игру вводится и шестой игрок, но пока что эти дополнения не локализованы).
В дополнении имеется полный комплект для пятого игрока: 7 карт действий, 4 новых карты родных миров, 4 стартовых карты миров и разработок, а также дополнительные жетоны победных очков.
Если вы освоили правила базовой "Борьбы за галактику", то играть с дополнением для вас не составит ни малейших трудностей. По сути, все правила дополнения умещаются на шести страницах, три из которых посвящены одиночному режиму.
Видео летсплея от Сергея и Натальи (Beznal 72) с дополнением "Перед бурей":
Click to view
Настольная игра "
Борьба за галактику" (Race for the Galaxy) в период с 2007 по 2010 годы была удостоена большого количества наград, включая несколько побед в номинации "Лучшая карточная игра года". На текущий момент данная настолка, которой уже больше десяти лет, по-прежнему входит в ТОП-50, занимая 43 место в списке лучших настольных игр мира BoardGameGeek, а это уже говорит о многом.
Карточная "Борьба за галактику" очень качественно реализована в электронном виде для мобильных операционных систем iOS и Android. К сожалению, пока русского языка в электронных версиях нет.
"
Борьба за галактику" (Race for the Galaxy) является одним из эталонов среди карточных стратегических настольных игр. Конфликтность полностью отсутствует - игроки никак не могут напакостить друг другу, каждый развивает свою систему независимо от остальных. Это настоящая гонка (слово "race" в оригинальном названии именно так и переводится) - технологическая гонка и гонка вооружений одновременно. Кто быстрее разовьёт свою систему, тот и станет победителем. "Борьба за галактику" обладает высокой реиграбельностью, предоставляет игрокам возможность проявить себя в тактическом и стратегическом плане. В этой настолке важно продумывать свои действия наперёд и пытаться спрогнозировать действия других игроков. Статус культовой игра получила вполне заслуженно. Рекомендую всем.