Человечество, ведомое желанием исследовать космос, наконец вышло за пределы Солнечной системы. Бороздя просторы Млечного Пути, люди сталкиваются с другими разумными цивилизациями и становятся свидетелями конфликтов галактического масштаба. Не желая оставаться в стороне, они присоединяются к гонке за превосходство. Но стать правителем галактики непросто, равно как и выжить во всём этом хаосе.
В настольной игре "
Master of Orion" каждому игроку представляется возможность возглавить одну из развитых инопланетных цивилизаций и попробовать привести её к процветанию и превосходству в космосе. Для этого игроки собирают ресурсы, строят флоты, осваивают новые звёздные системы, возводят на колонизированных планетах разные сооружения, нанимают советников, атакуют соперников, стараются мобилизовать все силы и ресурсы для достижения полного господства в космосе, но при этом не потерять лояльность своего народа.
Цель игры - набрать как можно больше очков к концу партии. Партия заканчивается в одном из следующих случаев:
- закончился восьмой раунд игры;
- в конце раунда лояльность любого игрока оказалась равна 0 или ниже;
- в конце раунда во всех возможных системах любого игрока находится по 5 карт.
Игра "
Master of Orion" - это новинка отечественного игростроения, которая представляет собой настольную версию одноимённой компьютерной пошаговой стратегии от компании Wargaming.net, разработчика общепризнанного мирового хита "World of Tanks". Стоит упомянуть, что новая игра является продолжением компьютерной космической стратегии 1993 года с таким же названием, которая пользовалась огромной популярностью в те времена. Получился этакий олдскул в современной оболочке - все особенности и фишки оригинальной игры сохранены в сиквеле и перенесены в настольный вариант настолько, насколько это возможно. Ниже заставки игр 1993 и 2016 годов, а также коробка настольной игры.
На первый взгляд правила могут показаться сложными, а количество делений, цифр, надписей и всевозможных значков на планшетах цивилизаций может испугать новичка в мире настолок. Но это всего лишь на первый взгляд. На самом же деле правила написаны настолько чётко, что уже после первого прочтения никаких вопросов не остаётся. И даже если описание на какой-то карточке слишком лаконичное, то на последнем развороте книги правил есть подробные пояснения к тем карточкам, которые во время первой партии могут вызвать сомнения у новичка.
Теперь рассмотрим компоненты игры в отдельности. Компонентов для выдавливания совсем немного - всего шестнадцать жетонов, среди которых жетон первого игрока (большой круглый жетон с логотипом игры), маленький круглый жетон счёта раундов, четыре жетона +50/+100 очков (для тех, кто пошёл на второй или третий круг на треке подсчёта очков) и десять жетонов -1/-3 единицы лояльности (для тех игроков, лояльность которых опустилась ниже минимальной отметки на планшете цивилизации). После выдавливания жетонов оставшийся трафарет можно со спокойной душой выбросить.
Деревянные кубики четырёх цветов (по цвету на игрока), которые используются для контроля количества имеющихся ресурсов, отслеживания положения на треке подсчёта очков, а также для маркировки выполняемых действий.
Поле для подсчёта очков имеет 50 делений - от 0 до 49. Если игрок набирает 50 и более очков, то он получает жетон с надписью "+50". Если игрок проходит второй круг по треку подсчёта очков, то он переворачивает имеющийся жетон на другую сторону, где написано "+100". Также в нижней части поля расположен счётчик раундов.
В игре присутствуют 90 карт сооружений (карточки четырёх цветов), которые выполняют различные функции, описанные на них, а также приносят ресурсы. Из этих карт формируются системы. В каждой системе может быть не более пяти карт.
Ещё в игре есть 8 карт советников, которые приобретаются игроками для получения разного рода преимуществ во время партии. У каждого игрока может быть не более одного советника. В каждой партии участвует пять случайных советников. Если игрок хочет нанять другого советника, то предыдущий возвращается на стол.
В игре 7 цивилизаций (или рас), из которых раса Людей представлена на оборотной стороне всех шести имеющихся планшетов. Дело в том, что Люди представляют собой базовую цивилизацию, а все остальные расы имеют какие-то небольшие отличия и/или индивидуальные особенности. Для первой партии всем игрокам рекомендуются выбрать именно расу Людей, а также не использовать советников. Это несколько упростит игру.
Перед началом партии каждый игрок получает планшет выбранной цивилизации и 15 кубиков одного желаемого цвета, три из которых кладутся в ячейки с обведёнными цифрами на счётчиках продовольствия, флотов и производства, один кубик помещается на стартовое деление поля для подсчёта очков, а оставшиеся одиннадцать кубиков располагаются рядом с планшетом - это резерв игрока.
На каждом планшете в правом верхнем углу имеется подсказка с ходом раунда, который состоит из трёх фаз:
1. Начало раунда
• Получение ресурсов со всех карт во всех системах игрока;
• Определение уровня мобилизации и получение кубиков действий;
• Выполнение эффектов "В начале раунда".
2. Действия
3. Конец раунда
• Проверка на окончание партии;
• Сброс карт до пяти;
• Сброс кубиков в резерв;
• Передача жетона первого игрока.
В начале раунда каждый игрок подсчитывает ресурсы, изображённые в верхнем правом углу всех карт всех его систем, и передвигает кубики на соответствующее количество делений на счётчиках ресурсов. Затем игрок смотрит на положение крайнего правого кубика на счётчиках ресурсов его планшета - это текущий уровень мобилизации расы: под ячейками указаны эффекты для низкого (выполнить 3 действия, взять 1 карту и поднять лояльность на 1), среднего (выполнить 4 действия) и высокого (выполнить 5 действий и понизить лояльность на 1) уровней мобилизации (примеры в скобках даны для цивилизации Людей). Теперь игрок берёт из резерва кубики по количеству доступных действий и размещает их в правой части планшета. И наконец каждый игрок выполняет эффекты, начинающиеся с фразы "В начале раунда...", со своих рабочих карт (верхних карт систем) и планшета, если таковые имеются.
Во второй фазе происходит самое интересное - выполнение действий. Игроки по очереди берут кубики из области доступных действий своих планшетов и помещают их в области тех действий, которые они хотят выполнить (в случае "Атаки" кубик помещается на планшет соперника, а в случае "Активации" - непосредственно на рабочую карту игрока). Действия бывают восьми видов - именно такое разнообразие действий позволяет выбрать свою стратегию развития, делает игру интересной и разноплановой.
• Строительство - построить карту сооружения с руки, поместив её наверх существующей системы или создав новую (у игрока может быть не более четырёх систем, в каждой из которых не более пяти карт). Любое строительство необходимо оплатить ресурсами в количестве, изображённом в левой части карты сооружения.
• Эксплуатация - сбросить карту с руки и получить ресурс, изображённый в нижнем левом углу карты, или взять карту.
• Исследование - взять в руку две карты с верха колоды сооружений.
• Активация - активировать рабочую карту с эффектом "Активация" (кубик действия помещается на эту карту).
• Атака - напасть на другого игрока (кубик действия помещается на планшет атакованного соперника).
• Торговля - произвести один обмен ресурсами по установленному на планшете курсу.
• Пропаганда - увеличить лояльность своей цивилизации на 3.
• Сделка - нанять советника (у игрока может быть только один советник).
Действия можно выполнять по несколько раз за ход (пока имеются свободные кубики действий) за исключением тех, которые помечены буквами "А" и "Р" в квадратах - если в этот квадрат помещён кубик, в текущий ход данное действие больше невозможно. То есть, действия с квадратами одноразовые - их можно выполнить только один раз за ход.
Действия позволяют повышать лояльность, добывать дополнительные ресурсы, брать новые карты, нападать на соперников, зарабатывать победные очки, выполнять дополнительные действия. Рассмотрим пример:
У игрока, представляющего расу Псилонов, к началу фазы Действий имелось 6 единиц продовольствия, 5 флотов и 3 производства. В соответствии с уровнем мобилизации игрок получил четыре кубика действия. Первый кубик он тратит на действие "Строительство" и строит "Высокоорбитальный локатор", расходуя по одной единице каждого ресурса. Локатор сразу после постройки позволяет выполнить дополнительное действие (описано на карте), а именно активировать любые рабочие (верхние) карты с пустыми ячейками "А", но при этом потратить кубики не с планшета, а из резерва. Игрок решает активировать карту "Биосферы". Теперь он может потратить одну единицу флота, чтобы взять верхнюю карту сброса.
После того, как все игроки выполнили свои действия, наступает конец раунда. Сначала игроки проверяют, не наступило ли одно из условий окончания игры: закончился восьмой раунд, чья-то лояльность упала до нуля или у кого-то полностью заполнены все системы. Если ничто из перечисленного не произошло, то игроки сбрасывают с руки лишние карты так, чтобы у каждого осталось по пять карт. Затем возвращают все кубики действий с планшетов и карт обратно в резерв. И наконец жетон первого игрока передаётся следующему игроку по часовой стрелке.
Click to view
Если партия завершилась (наступило одно из условий окончания игры), то игроки подсчитывают очки: к значению с поля для подсчёта очков добавляются текущий показатель лояльности и сумма всех очков со всех карт сооружений во всех системах игрока (очки указаны в нижнем правом углу карт сооружений) - надо иметь в виду, что существуют карты с 0 очков и есть карты со знаком вопроса - количество очков, которые они приносят, зависит от выполнения условий, указанных на этих картах. Кто набрал больше всего очков, тот и победил в игре. Мои поздравления! =)
Авторами игры являются Игорь Склюев и Екатерина Горн. "Master of Orion" издана в августе 2016 года компанией
Hobby World, крупнейшим издательством настольных игр на постсоветском пространстве. Игра также издана и на английском языке, однако полноценный англоязычный тираж готовится к выпуску в 2017 году. Сейчас на портале Tesera.ru игра имеет рейтинг 7.22 при 109 оценках - это очень хороший показатель, особенно для отечественной настолки. Браво!
При цене менее 1500 рублей настольная игра "
Master of Orion" займёт достойное место в коллекции любого настольщика, а также станет прекрасным подарком к Новому году для людей, увлекающихся фантастикой. Думаю, даже новички в мире настолок смогут без особого труда освоить правила игры. Симбиоз различных игровых механик делает игру оригинальной и интересной, большой выбор действий сулит высокую реиграбельность, а разные пути развития позволяют варьировать степень конфликтности между игроками (так, можно сделать упор на дипломатию, а можно идти к победе военным путём). Нам игра очень понравилась. Однако нас сковывают ограничения по количеству игроков, хотелось бы увеличить состав игроков до шести. Возможно, в дополнениях это будет реализовано - потенциал игры позволяет. В общем, рекомендую! ;)