В середине XIX века Модерн уже начал смыслово себя истощать. Его модель человека оказалась очень статичной, и злу в этой модели отводилась важная «созидающая» роль. Тем не менее, потребовались усилия, чтобы протолкнуть повесть, где главной позитивной героиней была куртизанка.
Последний музыкальный пост был посвящен впечатлением от посещения балетов Аштона. Я рассмотрел два первых, а от третьего отмахнулся, потому что его тема мне неприятна. Но все же я стал размышлять о том, отчего эта тема вдруг ворвалась в культурную жизнь Запада.
«Культура» низа всегда существовала. Но она была всегда за рамками и границами нормы. Иногда она из них прорывалась. Иногда такой прорыв ей обеспечивали сознательно, дабы «выпустить пар», предполагая, что человек без этого не может и извести совсем «низ» невозможно. Сатурналии, затем карнавалы, затем…А затем она бац и ворвалась в один ряд с тем, что ее отрицает.
«Дама с камелиями» Дюма младшего вышла «в свет» с большим трудом. Как и написанная по ней опера Верди «Травиата».
Click to view
Дует из первого акта"Un di, felice, eterea". Нашел, что исполняет румынская прима Анджела Георгиу.
Это было уже в середине XIX века, когда Модерн смыслово уже начал себя истощать. Его модель человека оказалась очень статичной, и злу в этой модели отводилась важная «созидающая» роль. Тем не менее, потребовались усилия, чтобы протолкнуть повесть, где главной позитивной героиней была куртизанка.
Это не было первой попыткой. До этого были и другие. Но так как мы говорим о музыке в том или ином формате, то в качестве примера можно привести еще «Манон» (существует несколько опер и балетов с таким названием) по роману аббата Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско», написанный на столетие раньше, чем за эту тему взялся Дюма.
Книга «Манон Леско» была под запретом, но пользовалась бешено популярностью.
Как тут не вспомнить Рабле, воспитанника францисканского монастыря, который собственно и вытащил «низ» наверх. А так же его знатока и культовую фигуру в среде создания идеологии
разрушения советской идентичности Бахтина.
Но вернемся к музыке. Самой известной сценической постановкой «Истории кавалера..,» является опера Массне «Манон Леско».
Click to view
Манон - итальянская прима и режиссер Рената Скотто, а Де Гриё - сам Пласидо Доминго.
В дальнейшем эта тема «падшести» (кстати «травиата» так и переводится с итальянского) главного героя прочно вошла в культурную реальность. Последовала «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, бывшего одно время церковным органистом.
Click to view
Галина Вишневская, ария Чио-Чио-сан.
Но «Травиата» стоит в этом ярду особо. Хотя бы тем, что она первая. Но не только в этом ее особенность. Я не знаю, какова была первая и провальная редакция Верди, мы знаем только вторую. Но сравнивая истории, легшие в основу всех трех произведений, и их сценические воплощения я вижу еще вот что.
Целиком оперу Массне я не видел, и как там расставлены акценты, судить не могу. Но в «Истории кавалера…» Прево, проведя героев через испытания и трагические повороты, очищает их от прошлого, в котором они пали. И погибает Манон, образно говоря, защищаясь от попытки ей это прошлое вернуть.
Драму Давида Беласко «Гейша» я тоже не читал, но из оперы понял, что Чио-Чио-Сан не является падшей в принятом у нас смысле слова. Она живет согласно нормам своего общества и, грубо говоря, выходит замуж за лейтенанта Пинкертона. Потом она его ждет, храня верность этому вероломному янки, воспитывая сына от их брака. Узнав об измене мужа, она пронзает себя мечом.
Согласитесь, есть разница между сюжетами двух драм, где женщины искупают (если им было что искупать) свое прошлое и «Дамой с камелиями» Дюма.
-------------------------------------------------
Иллюстрация: И. Левитан «Большая вода»
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники