Траектория саморазрушения

Feb 03, 2015 10:04



Часто сталкиваешься в общении в виртуале с агрессивным самодовольством и невежеством. Можно было бы просто отмахнуться, сказав - недостаток воспитания. Но дело тот глубже. Человек, оторванный от Смыслов, превращается в машину саморазрушения. Об этой машине хочется сказать несколько слов.

«Глагола ему Иисус: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною…»( Ин. 14:6)

В одной мной очень нелюбимой песни мной очень нелюбимой группы есть такая фраза:  «Правда всегда одна».  Это не так. Истина действительно одна. Если она Истина. Потому что Истина это не «что», а Кто! Господь - Истина. Высший смысл - Истина.

Но кроме того что Бог Истина, он еще и Путь к Ней:
«ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин 15:5).


А раз Путь, то есть Он как Цель и Помощник на Нем, то есть и путник. То есть  начинается некое многообразие. Ведь Путь у каждого свой. Он общий в том, что ведет к Истине. И Сама Истина ведет по нему. Но траектории может быть существенно разными. У монаха  - один путь, у мирянина - другой и т.д.

А на этом пути могут быть свои этапы, достижения, повороты и т.д. И если Путь к Нему, то есть к Истине, то все это и можно назвать правдой. Поэтому правда может быть различной, но она может рассматриваться как таковая только в своей причастности к Пути, к Высшему Смыслу.  Чтобы было понятнее. Скажет монах, что правда во внутреннем делании, и будет прав. А мирянин наших дней вслед за игуменом Никоном Воробьевым и множества других подвижников благочестия и святителей  - в несении скорбей. И это тоже будет правда. Без Христа они могут быть противопоставлены друг другу. А с Ним, это несколько правд.

А во что превращается путь, без Высокого Смысла? Пишу так, чтобы не выводить за рамки людей светских.  Он превращается в траекторию. И тогда правда низводится просто к позиции на этой траектории.

Но ведь отсутствие Высших смыслов отпускает один и концов этой траектории. А ему надо на что-то
замкнуться. На что же? А что остается в этой схеме: цель, путь, путник без цели? Только сам путник. То есть траектория замыкается на самого человека, закольцовывается. И тогда начинается  - теснота души. То есть то состояние внутреннего плена, неминуемо через страсти приводящий к апатии и далее со всеми последующими.
При этом человек все сильнее отрывается от реальности.  Ведь путь, всегда должен пролегать в ней. Реакция реальности на Путь и есть единственное доказательство его наличия. И наоборот. Но человек не может даже в тесноте душевной жить вместе с сознанием того что пути нет. То есть, нет его, как путника. А Реальность упорно говорит именно это. Говорит своим молчанием.


Ревущая тишина. Ее заменить можно только собственными громким криками и прочим шумом имитации всякого рода закольцованной опять же на себя деятельности. И агрессивная дремучесть ничегонеслышания, феномен который часто встречаешь в беседах в соцсетях - это как раз проявление этого страха перед ревущей тишиной своего отсутствия.

Есть еще одно свойство у этой схемы. Все замкнутое на себя никуда не ведет. И потому пребывая в таком состоянии человек не в состоянии ничего достичь. Он может иметь широкий круг интересов, но ни одно до конца он реализовать не в состоянии. Нет пути и нет достижения хотя бы чего-то.   Он скользит по дугам своих интересов и неизбежно соскальзывает на себя. А там пустота. Тогда он начинает новый виток, по новой траектории, но результат тот же.

Вот говорит человек, что он почитатель св. страстотерпца Николая II, но при этом публикует фото похабной выходки похабной панк-группы в ХХС.
И не понимает, что тем самым низлагает и свое почитание Николая II. Ведь ХХС был начат при его прадеде, а закончен при его отце Александре III.
Или при том же почитании Николая II человек млеет от Гиркина. А тот в свою очередь считает героями белых. Тех самых белых, что в феврале 1917 подвили Николая II к отречению, а Российскую Империю к катастрофе.
Или вступает человек в полемику в посте на некоторые околохристианские темы. И при этом ведет себя подчеркнутоне по-христиански.
И т.д. И т.п.
Человек не в состоянии оформить до конца ни одну из составляющих своего опыта. Он бесконечно скользит от себя к себе.

И при этом не замечает своего положения пустоты. Даже предлагает вместо того, чтобы общаться и в общении показать себя, прочитать о нем. Ведь понятно почему предлагает. Потому что его нет, а данные о нем как бы говорят что он есть.
Я этим всем описал конкретный опыт одного общения. Мне он интересен именно как феномен.


Самый важный вопрос. Вернее вопросы.
Первый. Понимает ли этот феномен - чем все закончится. Когда гул пустоты покроет его судорожные крики о том, что он все
же есть. Понимает ли он, что в данной схеме в нем есть два плюса. Есть некое созидательное, живое и живительное начало, что в психологии определенного направления называется «Эросом».  Оно то и толкает человека все время подняться от себя, над собой и искать чего-то. Убегать от своей пустоты.
Но есть и второй полюс - Танатос. Центр разрушения и смерти. Рано или поздно траектории скольжений замкнуться именно на него. И уже начнется не просто скольжение - а скольжение к смерти.

Ведь что такое обессмысленная позиция. Изначально это была правда, то есть сопричастность со смыслом. А смысл отняли, и вместо него появилась позиция на траектории. Вместо смысла. Вместо - это на греческом "анти". Антисмыслы, антихрист. Для верующего  - это чистой воды бесовщина. А за ней смерть души. А для светского  - антигуманизм, то есть фашизм.

Второй вопрос. Этот рассмотренный мной феномен не частность. Это, к сожалению, активно утверждающаяся в мире (и в виртуальном, где она очень широка, и в реале, где пока еще не так сильно) тенденция.  И спасения отдельного человека, или народа в целом невозможно без размыкания этих траекторий от себя на Смыслы.

А чтобы размокнуть их надо понять - кто и как их замкнул. Есть ли технологии разыкания и замыкания? Кто стоит за ними?

На примере творчества Стругацких в статье «Куда приплыли?»   как раз описывается технология примененная врагом.

Танатос, Истина, пустота, Евангелие, Стругацкие, правда

Previous post Next post
Up