Честно говоря, я этот праздник не понимаю. День независимости. От кого? От чего? День России. А зачем государству День? Государству, в принципе, праздники ни к чему. Государство - чётко отлаженный механизм, и от профилактики в виде всенародного гулянья с парами спирта ему ни тепло, ни холодно. Ну разве, что полирнутся лишний раз законы, да и то...
В общем, в этот день, поняв, что телевидение со своими ура-патриотическими фильмами и песнями нам не подвластно, мы забили на все концерты и пошли гулять. Заодно выгуляли ново-старый объектив Helios, доставшийся мне по наследству от папы. Его светосила такова, что пришлось практически закрыть диафрагму.
Главная достопримечательность парка "Лопатинский сад" (название осталось в честь губернатора Лопатина, который и приказал облагородить фактически пустырь) - Горбатый мостик или "Мостик вздохов". Молодожены вешают на его поручни замки, призванные символизировать вечную любовь. Судя по замкам, да и не только по ним, вечная любовь случается и между существами одного пола, а то и вовсе между едой.
А потом мы отправились в Художественную галерею. Совсем недавно она сменила место жительства, переехав на улицу Коммунистическую. Нового помещения дожидались более 20 лет, и вот наконец-то дождались. Но зато теперь смоленские музейщики не завидуют загранице. У них есть, что показать, и есть, где это всё красиво расположить.
А теперь "пронесемся" по зацепившим меня картинам. Ибо рассказывать полностью о галерее - дело абсолютно ненужное. И трудоемкое. А начну я, пожалуй, с современной и советской живописи.
Исаак Бродский "Илюша" (холст, масло), 1907.
До революции у Исаака Бродского был совершенно другой стиль. Но это было ДО. А после ... После был "Ленин в Смольном" и "Расстрел 26 бакинских комиссаров", в общем, полный гос. заказ и официоз. Поменялся и стиль. Но былую легкость, светлую задумчивость и некую печаль можно встретить в дореволюционных работах художника.
Михаил Гуревич "Игарка" (холст, масло), 1932
Гуревич - родился в Смоленской области, потом переехал в Грузию, учился в Москве... А смерть нашел во время Великой Отечественной, в 1943 году, защищая малую родину - Смоленщину.
Борис Цапенко "Автопортрет" (дерево, масло), 1930-е.
О Борисе Михайловиче Цапенко в Гугле известно мало, уже пожалела, что не спросила у смотрителей... Но если это тот самый Цапенко, то перед вами портрет автора памятника Софийскому полку, который сам служил в этом полку во время Первой мировой. Кстати, фотографии стадиона сняты именно оттуда - с места, где расположен сей памятник.
Александр Щипицин "На улице (два мопса)" (холст, масло), 1929
Александр Щипицин загадал нам загадку. Где же второй мопс? А вы догадались?
Василий Яковлев "Старатели пишут письмо творцу Конституции И. В. Сталину" (холст, фанера, масло), 1936
В принципе, для меня эта картина вполне в духе времени. Но есть одно "НО"... Зеленые человечки, зомби... То ли это метафора, то ли реальность, ставшая метафорой, но смотрятся такие лица на фоне красных жутковато.
Николай Ромадин "Интерьер на Шексне" (бумага, картон, масло), 1961
Не знаю, что меня привлекло в этой картине. Вроде бы всё просто и безыскусно. Но этот глубокий синий, эта симметрия, эта керосиновая лампка, как привет из детства, которое прошло в 90-е... Притянуло.
Николай Касаткин "Байкальский натюрморт" (оргалит, масло, темпера), 1969
Натюрмотр в духе японского минимализма. Строгая геометрия, простая композиция и японская (она ли? не ошибаюсь?) живопись на картине в картине... Всё так изящно, всё так сложилось.
А вот современные-пресовременные тенденции вызывают у меня неприятие. Так в 1976 году были популярны голубые ослики. Ну так же, как и в 1913 году, видимо...
Павел Кузнецов "Мираж в степи" (холст, масло), 1913
Мир Джавад Мир Ашумович Мир Джавадов (Не удивляйтесь, это действительно такое имя. Было. И есть. На табличке) "Голубой ослик" (холст, масло), 1976
Впрочем, есть и то, что я понимаю. Еще бы! Такой знакомый вид :)
Владимир Ельчанинов "Прогулка" (холст, масло), 1976
Но есть в галерее и работы признанных мастеров прошлого: Айвазовского, Куинджи, Сурбарана...
Евграф Сорокин "Альгамбра" (холст, масло), 1849
Николай Сверчков "Соколиная охота" (холст, масло), 1863
Иван Айвазовский "Лунная ночь на берегу моря" (холст, масло), 1852
Архип Куинджи "Исаакиевский собор при луне" (холст, масло), 1869
Франсиско де Сурбаран "Святая Юста" (холст, масло), год неизвестен
Христиан Моргенштерн "Дом в горах" (холст, масло), 1843
А вот сейчас пошли неизвестные :)
Неизвестный голландский художник 1-й половины 17 века "Иоанн Богослов" (холст, масло)
Неизвестный художник 16 века "Св. Иероним в келье" (дерево (дуб), масло)
Михель ван Миревельт "Женский портрет" (дерево, масло)
Пока - это всё, что я хотела показать. Можно было, конечно, показать и кованую лестницу, ведущую на второй и третий этажи, но... Тут мне потребовалась бы вспышка, а ее у меня 12 июня не было. Се-ля-ви.
Кстати, забыла сказать, что в Художественной галерее смоленского музея-заповедника все картины - подлинники. По крайней мере, это утверждают сотрудники галереи. А им врать, какой резон? Посетителей и так, без пиара - масса. Многие не пошли на поводу у алкоголя 12 июня, и заглянули в галерею. Я думала, мы будем одни, но нет! Любителей взглянуть на настоящее искусство было человек 20. И это в праздник. И одновременно.
Но оно и понятно, билет для взрослого стоит всего 50 рублей + 150 за право фото съемки (500 рэ - за видео). Было бы желание, как говорится ))
P.S. Дико извиняюсь за качество фото. Я еще только учусь работать с данным объективом, а с ним трудно "раскрылиться" в небольших комнатах второго этажа...
12 июня