Sep 26, 2010 22:23
Куратору выставки «Русский контрапункт»
Мари-Лор Бернадак (Marie-Laure Bernadac)
Уважаемая госпожа Бернадак!
Обращаюсь к Вам в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг моего участия в выставке «Русский контрапункт».
Как Вы, конечно, знаете, на вывоз моих работ из России Министерство культуры РФ наложило запрет.
Это уже не первый случай неадекватной реакции властей на художественный процесс в России. В 1999 на меня самого в результате моей художественной деятельности было заведено уголовное дело по ст. 282 УК РФ («разжигание национальной и религиозной вражды»), предполагающее наказание в виде лишения свободы от двух до четырех лет. По рекомендации адвокатов я вынужден был покинуть страну, не дожидаясь суда. Уже более десяти лет нахожусь в эмирации в Чехии, имея статус политического беженца.
В 2000 аналогичное уголовное дело по той же статье было заведено на художника и кинорежиссера Олега Мавроматти, которому также грозил тюремный срок. Он также покинул страну и в настояще время живет в Болгарии.
В 2003 в правозащитном Центре им. А.Сахарова членами радикальной религиозной организации была разгромлена выставка «Осторожно, религия!», где художники рефлексировали на тему отношений искусства и релгии. После судебного разбирательства погромщики были оправданы судом, а кураторы выставки Юрий Самодуров и Людмила Василовская были осуждены и приговорены к денежному штрафу. Третий куратор выставки - Анна Альчук - после эмиграции в Германию покончила с собой.
В 2007 после проведения в том же правозащитном Центре А.Сахарова выставки «Запретное искусство-2006» по той же статье 282 УК РФ было возбуждено уголовное дело против ее кураторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова. На этой выставке были показаны работы из коллекции «Третьяковской галереи» таких известных художников, как Илья Кабаков, Александр Косолапов и других, запрещенные к показам в разных российских музеях в течение 2006.
Сразу после заведения уголовного дела Андрей Еврофеев был уволен с должности куратора Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи, а Юрий Самодуров под давлением властей вынужден был уйти с поста директра Центра им. Сахарова. В 2010, только благодаря беспрецендентной массовой поддержке общественности, оба они были приговорены к штрафам. При этом прокурор требовал трехлетнего заключения.
Все эти преследования были инициированы организованными представителями радикального крыла русской православной церки с одобрения Московской Патриархии, стремительно наибрающей политический вес в России.
При этом Министерство культуры РФ во всех случаях устранялось от решения этих проблем.
Это только самые громкие и показательные случаи, связанные непосредственно с искусством, но отражающие общие тенденции в ухудшении положения с правами человека в России.
Месяц назад в этом же правовом поле возникла новая опасная ситуация. Российское консульство в Софии отказалось продлить заграничный паспорт упомянутому выше художнику Олегу Мавроматти на основании того, что он находится во всероссийском розыске десятилетней давности. В результате чего его пребывание в Болгарии стало нелегальным. Сотрудники посольства сообщили ему, что рассматривается вопрос о его экстрадиции в Россию. В сложившейся ситуации Мавроматти грозит помещение в тюрьму до суда. При этом обращаю Ваше внимание на то, что это возможное заключение представляет реальную угрозу для его жизни в силу специфики пребывания в российской тюрьме - суровых бытовых условий содержания осужденных, наличия брутальных неформальных отношений между заключенными и характерного для последнего времени бурного роста популярности православия в преступной среде, сопровождающегося усилением влияния церкви в тюремной жизни в самых примитивных формах.
Мои работы из серии «Радикальный абстракционизм» являются непосредственной реакцией художника именно на эти ситуации. Поэтому отказ Министерства культуры РФ выпустить эти работы - очень показателен. Именно сейчас они исполнили роль индикатора, отметив предел идиотизма в отношениях между искусством и властью.
Поэтому, несмотря на то, что это - тиражные работы, я отказываюсь от предложенной мне идеи воспроизвести эти работы, напечатав их во Франции.
Я не хочу принимать участие в нейтрализации вновь проявленного давно существующего глубокого конфликта.
Исходя из всего этого я принял решение об отказе участвовать в этой выставке без удовлетворения двух требований к российской стороне:
1.Мои работы должны быть официально вывезены из России.
2.Российский МИД должен продлить зарубежный паспорт Олегу Мавроматти.
Я опубликовал Открытое письмо ко всем участникам этой выставки с просьбой поддержать эти требованиях и без их удовлетворения бойкотировать выставку. Надеюсь, что мои коллеги меня поддержат.
Мне очень жаль, что мое публичное заявление грозит срывом выставки. Поэтому хочу искренне извиниться перед Вами и Вашими коллегами.
Особо отмечаю, что выставка в Лувре для меня и моих коллег - огромная честь. Асболютно никаких претензий к Вам, как к куратору выставки, и ко всем Вашим французским и русским коллегам, принимающим непосредственное участие в организации мероприятия, я не имею.
С моей стороны это - единственно возможный для меня способ привлечь общественное внимание в Европе и России к описанным проблемам и повлиять на разрешение новой конкретной критической ситуации с Олегом Мавроматти.
Уверен, что мои требования вполне реалистичны и совершенно справедивы. Предъявляются они ислючительно российским властным структурам.
Надеюсь, что Вы отнесетесь с пониманием к моему шагу. Ведь Франция для мира всегда была символом свободы.
Прошу Вас присоединиться к изложенным требованиям и направить официальное заяление в Министерсто Иностранных Дел РФ в Москве.
С уважением, Авдей Тер-Оганьян