Открытое письмо министерству культуры РФ.
После того, как министерство культуры отказалось дать разрешение на вывоз работ художника Авдея Тер-Оганьяна, я не считаю возможным принимать участие в данной выставке.
Отказ в отправке работ был мотивирован внеискусствоведческими оценками: настроением серии как “недружественным” и прочими абсурдными оправданиями, в то время как истинной причиной отказа, очевидно, следует считать наступившее в Российской Федерации торжество идеологической цензуры и желание запретить любую возможность критиковать и иронизировать.
Это решение министерства культуры якобы направлено на то, чтобы предотвратить возможный скандал, гипотетическое недовольство со стороны зрителей мусульман, которых может оскорбить зеленый фон на абстрактной картине. Спешу сообщить, что в Париже мусульмане очень человечны, и в летний день позволяют прилечь на газон не только себе, но и католикам, и атеистам, несмотря на то, что трава здесь мусульманского зеленого цвета.
Эффект получается обратным - скандал разгорается. ГЦСИ, соорганизатор выставки, поставлен в нелепое положение тем, что вынужден объяснять произошедшее, а так как нельзя сказать честно, объяснения звучат нелепо.
Когда говорят, что куратор Лувра отобрала эти работы Тер-Оганьяна просто потому, что не знает русского и не смогла прочитать, что там написано - это неправда. Кураторы такого уровня не работают с закрытыми глазами, по чьей-то подсказке. Поверьте, она дала себе труд разобраться в смысле этой работы, и поняла ее, в отличие от некоторых знающих русский язык.
Избежать международного скандала будет возможно, только если министерство культуры изменит свою позицию, и, рассмотрев работы Тер-Оганьяна еще раз, внимательнее, разрешит официально выставить их в Лувре.
В противном случае, этот прецедент станет поводом для пресс-конференции, на которой художники, приглашенные к участию в выставке, в любом случае, состоится она или нет, - дадут полную, объективную и нелицеприятную для международного имиджа России картину цензуры и состоянии гражданского общества в нашей стране.
Естественно, необходимо будет упомянуть недавний инквизиционный суд над Ерофеевым и Самодуровым, а так же предстоящий позор для называемого демократическим общества в виде отказа в перевыпуске российского паспорта русскому художнику Олегу Мавромати. Ему угрожают депортацией в Россию, судом и тюремным заключением - в связи с произведением искусства, перформансом 10-летней давности, в котором он подверг себя распятию.
Как и любое другое произведение искусства, данный перформанс может быть трактован по-разному, но у христианина, да и любого человечного человека, в первую очередь вызывает физическое, до собственной боли сопереживание распятому Христу и страдающему ближнему. Но у манипулирующих религиозными ценностями в политических целях он вызывает нездоровое желание воспользоваться 282 статьей УК в целях установления собственного миропорядка, не допускающего существования других мнений. Полагаю, что не в силах министерства культуры решить вопрос выдачи паспорта, однако в его компетенции - высказать наконец свое мнение в защиту талантливого русского художника, подвергающегося несправедливым преследованиям, и в целом -высказаться о независимости искусства от идеологических манипуляций.
Ожидаю положительных, «дружественных» для искусства и общества России шагов со стороны министерства культуры.
Диана Мачулина, художник
http://melanholerik.livejournal.com/34114.html?view=229698#t229698