Дурацкая сказка

Mar 23, 2009 00:07

Вот, предположим, попали вы в сказку (потому что именно там обычно Иванушке-дурачку главному герою предлагают совершить какой нибудь героический выбор).
Итак, прискакиваете вы на коне к камню на перекрестке дорог...
Итак, бьют часы, и нужно срочно решать, оставаться с принцем или дуть домой, пока карета в тыкву не превратилась...
Итак, в 225-ый раз ( Read more... )

философия...

Leave a comment

Comments 28

ayametoo March 22 2009, 21:41:12 UTC
Нельзя никогда сказать, что кому-то более имеет смысл умирать, чем другому. Смерть это всегда не вовремя и всегда вовремя.
А вот сказка - это просто сказка. Жизнь отдать, чтобы кто-то жил, - это красивый жест, самая большая жертва... И там уже ничего хорошего по большому счету в этом нет. Может, человек полагает, что тому жить важнее для мира, чем этому, но это всего лишь мысли конкретного человека.
Вот если бы в реальной жизни был какой-то пример, когда смерть одного тождественна спасению другого... Было бы интересно узнать мнение различных поборников морали...

Reply

ginasen March 22 2009, 22:18:49 UTC
На войне таких случаев полно. Да и без войны тоже хватает. Вспомни Беслан: несколько учителей отдали свою жизнь за то, чтобы дети продолжали жить.

Reply

ayametoo March 22 2009, 22:23:12 UTC
это было тождественно? не то, что благодаря героическому поступку кто-то остался жив, а именно был выбор жизнь одного = смерть другого?

вообще я думала это вопрос о любовных отношениях (или дружбе), каковые отношения позволяют совместное будущее, то есть при смерти одного (любого) из пары все теряет смысл и совершенно не важно, кто именно умрет, все уже разрушено

Reply

ginasen March 22 2009, 22:25:17 UTC
На войне всё бывает

Reply


ginasen March 22 2009, 22:17:36 UTC
Про дурную бесконечность хорошо подмечено :) Никогда не задумывалась о таком варианте :)

Reply

ilja_muromec March 23 2009, 00:16:34 UTC
классический пример - Ромео и Джульетта.. правда, там они умирали без перспективы возрождения любимого человека..

Reply

tencheg March 23 2009, 07:06:37 UTC
Ромео и Джульетта - это не дурная бесконечность, потому что а) не сказка, то есть постоянного умирания по очереди не было, б) мотив смерти у них был другой (не взамен. а от безысходности)

Reply

ilja_muromec March 23 2009, 07:08:50 UTC
сначала "умирает" Джульетта, потом Ромео, потом снова Джульетта. если б в этот момент воскрес Ромео, он снова бы умер. ну и т.д.
так что начало бесконечности положено :)

Reply


ajalein March 22 2009, 22:58:35 UTC
Да. За очень редким исключением - из жалости к себе. Чтобы не страдать самому в отсутствие упомянутого в посте существа. К исключениям отношу "одного за многих" и если при принятии решения анализируются не собственные эмоции, а полезность "обмена" для мироздания (тот момент, что мирозданию всё это глубоко фиолетово, в данном случае не учитываем).

Вторая схема поведения не всегда возможна - не во всех э... "событийных пространствах" вообще есть концепция царства мертвых и, тем паче, пребывания в оном или возвращения из него же.

Reply

tencheg March 23 2009, 07:10:15 UTC
Уж очень люблю во всем мифология мотив похода в загробный мир за... (вставить название нужного любимого существа).
Почему-то он в дальнейшем в литературе слабо прорабатывается, а жаль.

Reply


ilja_muromec March 23 2009, 00:17:56 UTC
думаю, теоретизировать на эту тему глупо. пока не попадёшь в такую ситуацию, заранее ничего не решить.

Reply

tencheg March 23 2009, 07:12:03 UTC
это не теоритизирование, а "мнение по поводу"

Reply


inagoldin March 23 2009, 01:36:34 UTC
Мне кажется, что если речь о любви или о настоящей дружбе - а она недалеко ушла - то, когда человек умирает у тебя на руках, тебе не до того, чтоб заниматься анализом - будет ли его смерть утратой для мира или нет. Там доминанта одна - сделать хоть что-нибудь. Если в это "что-нибудь" входит жизнь - все равно хорошо, пока это позволяет что-то сделать для спасения. Это скорее инстинктивный уровень, а не уровень размышления. И выбора тут на самом деле не представляется.

Reply

tencheg March 23 2009, 07:13:58 UTC
Да, инстинктивный уровень - это важно.
Если говорить с моей точки зрения на вопрос, то мне интересно:
- это инстинкт, работающий по умолчанию,
- или всё же вскормленный героической литературой, показывающий такую модель действий в выгодном свете.

Reply

ajalein March 23 2009, 07:29:08 UTC
Имхо - вскормленный. Не знаю, литературой или чем еще, но у большинства зверья такого нет - штука чисто социальная и с точки зрения выживания, как вида, так и особи, весьма не выгодная.

Reply

mistform March 23 2009, 09:31:26 UTC
Хотел написать то же самое, что Ина Голдин, только чуть циничней, может быть.
Литературный морализаторский принцип "сделать хоть что-нибудь".
Если случилась польза - хорошо, если вред - "не ошибается тот, кто ничего не делает". Впрочем, в литературе в таких случаях никогда не ошибаются.
Вскормленный, безусловно.

Reply


Leave a comment

Up