Детские разборки.

Jan 15, 2012 01:45

Многие спрашивают мнения на тему драк между детьми осознанного возраста. Про агрессию у малышей до 3-х лет я уже писала, у детей старше 4-х драки несколько иные. Хотя при педагогической запущенности (ага, есть такой умный термин, означающий, что что-то где-то кто-то упустил в воспитании) и старшие дошкольники могут драться по тем же импульсивно реактивным причинам что и младшие, но эти случаи мы разбирать не будем.
Да, собственно, и случай с драками между старшими дошкольниками и младшими школьниками тоже не будем разбирать =) Ибо вопрос этот, на мой взгляд, не имеет общего решения, т.е. относится не к более-менее объективным предметам психологии или нейрофизиологии, а к вопросам морали, культуры и этики. А тут как с религией - всё правда и всё индивидуально.

В целом с тех самых более-менее объективных сторон драки и всяческие агрессивные «вопли-сопли» для детей вполне нормальны и закономерны. Накладывать жесткое табу на такое поведение - вредно. В какие рамки его ставить - вопрос индивидуальный.
Каждый родитель должен сам для себя определить рамки и нормы морали по этому вопросу. Собственно так же как и в большинстве педагогических моментов - сначала чётко понимать самому что можно, что нельзя, есть ли исключения и какие ко всему этому обоснования. А уже потом учить своего ребенка именно этому, а не каким-то «правильным» ценностям или идеалистически упрощенным моделям «в педагогических целях». Если вы считаете, что девочек нельзя бить никогда, правда считаете, что нет и не может быть таких ситуаций, когда к женщине допустимо применить физическую силу не только на удержание, то ок, учите этому. Но если вы считаете, что в принципе такие ситуации могут быть - учите тому, что это правило в котором есть особые исключения. И по всем остальным сторонам этого вопроса у вас должно быть своё, продуманное, согласованное с вашими личными ценностями и моралью, мнение.

Если говорить о драках между детьми в социальном аспекте, то тут тему можно подразделить на 2 части - садик\школа и дом\присмотр няни\бабушки. Т.е. место где ваш ребенок самостоятелен и место где он под вашим наблюдением.

Если ребенок находится под вашим наблюдением - не ждите пока другие родители начнут воспитывать ваше чадо, включайтесь в ситуацию и разруливайте соответственно вашим принципам и отношению к вопросу. Однако избегайте прилюдно отчитывать ребенка, какое-то своё воздействие всегда можно сделать это более или менее приватно, так вот лучше более.
Если это незнакомые дети и родители (например на площадке), то лучше включаться несколько быстрее, если это знакомая компания ваших детных друзей - при первом же инциденте обсудите варианты и тактику с другими родителями. В целом здравая рекомендация для всех - в знакомом коллективе вмешиваться минимально. Тогда через некоторое время дети устанавливают свои собственные границы взаимоотношений и общение мам на кухне будет протекать гораздо спокойнее, чем если с самого начала вмешиваться и помогать детям договариваться - тогда ни кофе вам ни бесед, только знай прыгай да парламентируй.

Если поступают жалобы на ребенка из детского сада, то вам нужно попробовать трезво и честно для себя оценить действительно ваш ребенок «не управляемый» и «агрессивный» или это разовые незначительные ситуации.
Во втором случае для всех будет лучше, если в садике будут знать что вы «принимаете меры» - это социально ожидаемо от вас. Но сами для себя вы должны понимать, что повлиять на эти разовые эксцессы вы не сможете - дети внимательно и вдумчиво слушают увещевания родителя, а через 3 минуты голова снова чиста и прекрасна. Действия детей не программируются таким образом, ни сам ребенок-дошкольник не может их запрограммировать словестно-логическим блоком, ни тем более вы не можете этого. Дети такого возраста регулируют поведение не солвестно-логическим центром, он ещё совсем не развит, а наглядно-образным и наглядно-действенным. Т.е. программировать поведение нужно не логически, а бихевиористически: «действие ребенка -реакция взрослого» должны идти непосредственно друг за другом, даже разрыв в несколько минут уже в разы ослабляет связь между поступком и последствиями. По этому не рассчитывайте в серьёз на то, что объясняя что-то ребенку вечером и достигнув полного с ним взаимопонимания вы на следующий день получите «хорошее» поведение. Беседы вести можно и нужно, но не нудно, не долго, интерактивно (что б ребенку было интересно, он тоже участвовал, что б это было больше позитивно, чем напряженно), но не стоит сильно рассчитывать на их результативность в обозримые сроки. А это значит - не стоит требовать от ребенка того что б он действовал по результатам набеседованного. Он вряд ли сможет и это НОРМАЛЬНО. А за норму не наказывают. Обозначить своё недовольство и напомнить о неверности поведения - да, наказывать словом, реакцией или делом - нет.
Итог: разовые случаи можете смело оставлять на воспитание воспитателей детского сада + ваше видимое другим родителям и персоналу небезучастие + общее воспитание ребенка во время вашего присмотра, регулярные напоминания о правилах поведения в садике, которое рано или поздно сформирует человека, могущего контролировать свои инстинкты. Потому что меры, которыми вы могли бы дотянуться до ребенка с рабочего места в детский садик в данном случае -как палить из базуки по кухонной мухе.

Если аналогичный вопрос поднимается с младшим школьником тут ситуация несколько строже, т.к. инстинктивно агрессивные замашки к этому возрасту ребенок уже должен уметь (или начинать уметь, тренироваться) контролировать, так же по возрастным этапам развития он уже может (а значит, на мой сугубо личный - должен) обладать некими формами морали и сочувствия и применять их как регулятор своего поведения. К тому же младшие школьники уже имеют стремительно развивающееся словестно-логическое мышление, по этому от них уже можно ожидать (и стимулировать) умение программировать свои действия заранее, выполнять то о чём договорено накануне.

Если же анализируя претензии из сада или школы вы, положа руку на сердце, можете сказать что таки да у чадушки есть проблемка с арессией, то всё вышесказанное конечно не теряет актуальности, однако просто переложить это на плечи воспитателей или учителей, а дома продолжать воспитывать как воспитывали - этого будет не достаточно для вас и вашего ребенка и совершенно несправедливо по отношении к другим детям из коллектива и их педагогам. По этому вам понадобятся те самые меры, тут уже не «кухонная муха», а ситуация за которую вы, как родитель ребенка выходящего в социум, несёте ответственность. Первоочередное - понять причины такого поведения. К сожалению за частую самостоятельно это сделать очень сложно т.к. это или органика или влияние (негативное) семейного воспитания или семейной ситуации. И то и другое самостоятельно диагностировать чрезвычайно трудно - диагност тут будет лицом сильно заинтересованным или даже «диагностом» и «пациентом» в одном флаконе. По этому с вопросам о причинах лучше к специалисту или как минимум к внешним людям (друзьям, знакомым), которым вы доверяете и считаете адекватными. Вашим друзьям может быть очевидно то, что не видно вам, главное только правильно спросить. Что бы человек не побоялся, что обидит вас или испортит с вами отношения. Именно по этому друзья обычно сами первыми не рвутся открывать нам глаза на очевидные для них наши проблемы. Так помогите им =)
Ну а дальнейшая тактика зависит от найденных причин.

На последок пара слов о различиях между мальчиками и девочками - в дошкольном возрасте они в плане физической агрессии не принципиальны, ближе к школьному возрасту в силу вступает гендер и девочки становятся менее драчливыми, более способными к самоконтролю, мальчики же ещё очень долго контролируют свои агрессивные позывы с трудом. Но это не значит что вы не должны стремить их к этому.

Будьте терпеливы к своим детям, не требуйте от них того что они не в состоянии делать и тогда всем будет легче и приятнее жить =)

Родительство, Психология

Previous post Next post
Up