Интернет пространство каждые пару лет порождает мифы о новых кризисах. Регулярно натыкаюсь в сообществах и форумах на серьезные обсуждения кризиса 5-ти лет, 2-х лет, а тут недавно мне, как говорится, доставило по полной программе упоминание кризиса 4-х месяцев. Ну это уже почти леген…дарно ;))
В принципе тут родители могут возразить - какая разница как что называть, есть ведь в районе 4-х месяцев период когда дети особо капризны и взвинчены у них меняется поведение, родителям становится трудно с ними. И в районе двух лет многие такой период замечают, и в районе 4, 5, 6… А раз такой период есть почему его нельзя называть кризисом, какая разница?
Но разница есть.
И не только теоретическая но и вполне практическая, разница для родетелей, а не психологов-теоретиков.
Неуместное использование таких понятий как кризис даёт тот же эффект что и гипердиагностика по какому-нибудь соматическому заболеванию - упущение из виду действительно существующих вещей, проблем или их зачатков; драматизация семейных ролей; деформация отношений внутри семьи; изменение эмоционального фона не соответствующее реальному положению вещей. Знание о том что и в какой момент происходит с твои ребенком, умение адекватно оценить обстановку и различить те или иные состояния - даёт очень много тому, кто воспитывает малыша или подростка.
На мой взгляд очень важно разбираться в предмете и уметь правильно оценить обстановку, что б выбрать правильную реакцию и действия и вообще относиться к происходящему адекватно.
По этому сейчас я предлагаю вам краткий обзор настоящих возрастных кризисов периода взросления (зрелось и старость брать не будем). И начнём, конечно, с определения, куда ж без него =):
Кризисы возрастные [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических особенностей и социальных отношений.
В отличие от кризисов невротического или травматического генеза, К.В. относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. К.В. закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой.
Изменения в период К.В. охватывают три ключевых компонента психологического возраста ребенка: его социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности и структуру сознания.
Выделяют несколько возрастных кризисов - кризис новорожденности (1 месяц), кризис одного года, кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет, кризис переходного возраста (11-13 лет).
К.В. не следует смешивать с так называемыми кризисами дезадаптации, которые в некоторых случаях могут приходиться на хронологические интервалы, характерные для К.В. Кризис дезадаптации может возникнуть в любом возрасте как следствие достаточно выраженного (тем более острого) несоответствия ребенка или взрослого требованиям, предъявляемым ему со стороны значимого окружения, а также вследствие непосильных задач или стрессовых ситуаций. Весьма распространенным примером такого кризиса может служить комплекс негативных эмоционально-личностных и поведенческих реакций, возникающих при школьной дезадаптации.
Вот такое, довольно длинное определение, которое явно нуждается в дополнительных пояснениях.
Кризис - это состояние между одним стабильным возрастом и другим, переход на новый уровень развития, взросление. Т.е. это весьма позитивный момент и вообще родителям стоит радоваться тому, что ребенок входит в эту фазу - кризис свидетельство роста, позитивных перемен.
Почему же в этот момент происходит такое изменение поведения, которое так напрягает всех, и ребенка и родителя? Качественный переход от одного возраста к другому в первую очередь обусловлен физиологическими изменениями структуры головного мозга и периферической НС. Мозг в буквальном смысле слова вырос. Рос, рос в период стабильности и наконец дорос до того, что готов включить новые центры, зоны и функции. Но что б включить новые нужно выключить старые, передать управление от устаревших центров контроля более совершенным. Кризис это период анархии НС - власти нет, старые связи должны быть разрушены, что б могли быть созданы новые. Ребенок в буквальном смысле не контролирует себя, его поведение регрессирует до состояния предыдущего возрастного этапа, его возможности сдерживать свои импульсы падают, возможности усваивать новую информацию значительно снижаются. Со стороны психики кризис проявляется в негативизме, отрицании, борьбе с окружением.
Следует помнить, что это нормальный период развития, т.е. не нужно в этот момент с ребенком вести ответную борьбу, как-то его воспитывать, пытаться подтянуть его внезапно регрессировавшее развитие.
В период кризиса ребенку плохо и больше он нуждается в поддержке, чем в воспитании или сдерживании.
Кризисы названы по возрастам, но важно помнить что это условные границы, они зависят от внутренних биологических данных ребенка и от внешних, социальных обстоятельств его жизни. Кризис новорожденности происходит условно в 1 мес, но может быть и в 2 недели и в 3 месяца при недоношенности или осложнениях в родах, депривации.
Границы кризиса 1 года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса 3-х и 7-и лет в пределах плюс-минус года. А кризис переходного возраста даже в определении обозначен интервалом лет, а не чёткой цифрой, что указывает на широкое размытие его границ в каждом частном случае.
Дальше, когда мы будем называть кризисы по возрастам, имейте в виду этот реальный разброс, не фокусируйтесь на конкретной цифре.
Время протекания кризисов для каждого из них обозначено свое, самый короткий кризис 1 месяца, самый длинный - переходного возраста. И помимо нормального протекания в каждом частном случае кризис может быть затянут в силу каких-то отягчающих обстоятельств.
Что значит «качественные изменения структуры сознания, вида деятельности и социальной ситуации», от чего к чему переходит ребенок в эти периоды и почему это так важно?
Сознание, мышление ребенка трансформируется от рождения к взрослому возрасту и, ещё раз подчеркну, что трансформации эти основаны на физиологическом росте НС. Ребенок мыслит принципиально иначе, чем взрослые, и физиологически и практически его мышление устроено по-другому.
В период до 1 мес у ребенка длится постнатальный возраст, когда его мышление ещё условно можно назвать «внутриутробным» - оно очень изолировано, замкнуто само на себе, информация из внешнего мира просачивается через толстый барьер. Основная нервная деятельность ребенка сосредоточена на внутренних процессах и на процессах в системе ребенок-мама, причём в довольно узком смысле - тепло, питание, безопасность. Такой тип мышления отражается и в физических возможностях - ограниченные возможности зрения, слуха, движения, восприятия нервных импульсов с периферии.
После этого кризиса (который зачастую родителям совершенно не заметен) мышление ребенка становится наглядно-действенным- вижу=делаю=думаю. Фактически в этом возрасте ребенок не мыслит вне деятельности. Т.е. пока он ничего не делает он ни о чём и не думает. Не потому что глупый, а потому что не может, физически - так у него мозг устроен. Этот тип мышления возникает, набирает силу и отходит на второй план заменяясь следующим в период от месяца до 3-х лет.
В годовалом возрасте сознание ребенка дозревает до выделения очень важных понятий «Я и Мир», возникает важнейшее человеческое качество - самосознание. Это качество будет активно развиваться до трех лет и приведёт в итоге к следующему скачку в развитии и новому кризису. Внезапно появившееся самосознание всё меняет внутри ребенка. Плюс к этому добавляются новые физические возможности, они же потребности - ходьба, речь.
Так же этот кризис знаменует возникновение ново вида деятельности - с этого возраста и до 7 лет у ребенка будет преобладать игровая деятельность над всеми прочими. И это не то, что ребенок предпочитает делать, это то, что ребенок делать может и другие формы деятельности для него в общем случае органически не свойственны, проявляются спорадически и рассчитывать на них родителю не стоит .
В три года происходит много изменений.
Во-первых, мозг вырос ещё немного и созрел для нового типа мышления: наглядно-образного - вижу->представляю->думаю образами. То есть отныне ребенку не обязательно что-то делать, что б думать, он может у себя в голове произвольно воспроизвести образы действий, предметов и думать ими. Конечно, созревание этой возможности происходит не в один момент, проявления этого типа мышления имеют место и до кризиса, непроизвольные, спорадические, неустойчивые. А к моменту кризиса мозг уже сформирован настолько, что б сделать этот тип мышления основным и передать управление этому центру. Это и являет одну из основных составляющих кризиса.
Во-вторых, самосознание переходит на следующий этап - появляется осознание (не знание, а именно осознание) «Я - Другие». Ребенок теперь осознаёт не только существование себя, как отдельно взятого «Я», но и существование вокруг других, отличных от него, самостоятельных, но точно таких же «Я», обладающих теми же качествами что и моё собственное «Я». Грубо говоря, ребенок начинает понимать что другие люди - тоже люди. С этого момента у него появится возможность сочувствовать, сопереживать, дружить, жалеть, понимать других людей, любить, ненавидеть - т.е. переживать весь спектр развитых человеческих чувств, не сразу, но постепенно он будет учиться каждому из них.
И теперь уже можно говорить о развитии личности ребенка, т.к. личность это «Я в социуме», тогда как предшествующее время является до-личностным.
В семь лет тип мышления меняется на словесно-логический, тот тип, который является основным у взрослых людей. Смена эта так же происходит постепенно и задолго до кризиса у ребенка уже могут быть некоторые свойства этого типа мышления, а сам кризис обусловлен передачей руля от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению и знаменует то, что отныне словесно-логическое мышление будет занимать большую часть головы =).
Рои этом родителям важно понимать, что этот весьма сложный переход, который доступен из всего живого мира только нашему виду, ни одно млекопитающее не обладает этим качеством мозга, этот важный переход длиться довольно долго после того как кризис уже минует. Окончательно словесно-логическое мышление во всей своей функциональной полноте формируется к 13-15 годам.
Предыдущие формы мышления при этом не отмирают, но отходят на задний план. У взрослого человека тоже имеется и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, он активно ими пользуется, но главным является словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление, например, ежедневно проявляется у нас в почёсывании затылка при вспоминании чего-либо, в жестикуляции, которой мы сопровождаем объяснения, в привычке расхаживать во время напряженного думанья и во многом другом. Я частенько, когда пишу для вас очередную статью ловлю себя на том, что вместо стучания по клаве я уже вскочила и куда-то бодро пошагала прямо посреди предложения =)) Вполне типичное поведение писателя.
Кроме смены типа мышления в 7 лет происходит следующий этап формирования личности - «Я - социум». До этого ребенок усваивал понятие «Я - Другие я», теперь он расширяет зону своего внимания и начинает замечать существование широкого круга людей, социума с его иерархиями, взаимоотношением и с необходимостью занять какое-то место в нём, и желательно место потеплее .
Так же в этом возрасте меняется ведущий вид деятельности с игровой на познавательную. Это именно внутреннее изменение. Не оно вызвано походом в школу, а наоборот - именно это изменение, будучи замеченным поколениями наших предшественников, сформировало в разных странах одинаковую традицию отдавать детей на обучение ремеслу, профессии или ныне в школу в этом возрасте.
Кризис переходного возраста (11-13 лет) в основном обусловлен переходом физиологического состояния человека от ребенка ко взрослому. Тут имеет место не только половое созревание, хотя оно наиболее ярко влияет на этот кризис, но и другие аспекты физических изменений - изменение в метаболизме, биологических ритмах, работе эндокринных желёз, системы иммунитета и т.п.
Кроме того происходит ещё один этап, меняющий структуру социальных взаимодействий, последнее коренное изменение, которое отражается на качестве социальной жизни человека - подросток снова как бы возвращается к до-личностному состоянию «Я - Мир», углубляется его осознание собственного я, он изучает себя, меняет себя и заново проходит предыдущие стадии - «Я - Мир», «Я - Другие Я», - «Я - социум» внося в эти отношения свои коррективы. В этот период у человека есть реальная возможность изменить себя самому, переделать себя или определить себя.
Вот основные положения возрастных кризисов и то, почему кризисы следует выделять отдельно от иных изменений в поведении или характере. Все прочие всплески, которые имеют место между кризисами не дают качественных изменений, после того как такой всплеск напряжения пройдёт ребенок по большому счёту остаётся таким же как был.
В принципе детям ясельного и младшего дошкольного возраста свойственны всплески напряжения перед освоением какого-то нового навыка (переворачиваться на живот, ходить, говорить и т.п.). Эти всплески в норме идут несколько дней, максимум 1,5-2 недели. В отличие от кризиса, который в норме идёт минимум 2-4 недели (1 года, 3-х лет) или даже несколько месяцев (кризис 7-ми лет) или до полутора лет (кризис переходного возраста). Если родитель относится к такому периоду как к кризису, то есть ожидает более-менее длительного и острого течения и относится к этому как к нормальному положению вещей, то он совершает большую ошибку, которая отрицательно скажется и на нём и на ребенке.
Мнение о том, что течение кризиса не зависит от родителей - тоже большая ошибка. Зависит и довольно сильно. Прямо таки коренным образом. Не зависит только то, что кризис случится - это произойдёт в любом случае, интенсивность у разных детей разная, но так или иначе это происходит у всех. А вот будет ли этот период тяжелым и затяжным или относительно простым и кратким - зависит от семьи. И в основном не от поведения родителя во время кризиса, а от его родительских установок и стиля воспитания в спокойные периоды между кризисами.
Вот такие многобукв про кризисы и таки да, вот это всё - это только краткий обзор!
Тем кто осилил - спасибо за внимание =)