Все мамы-в-интернете (да и большинство без интернета) знают, что ребенку важен контакт с мамой, семьей с самых первых минут жизни. О том, как важно быть рядом с малышом с самого начала, приложить его к груди, дать ему тепло, любовь, чувство безопасности пишут в журналах, книгах для родителей, на форумах, этому учат на курсах. Но на курсах не учат, что делать тем мамам, чьи дети сразу после родов попали в реанимацию и провели в больнице по несколько недель, а то и месяцев.
Понятно, что надо лечить, выхаживать, искать лучших специалистов, сцеживать молоко и ждать. Но когда все треволнения, беготня по больницам и ожидание позади и уже достаточно здоровый малыш оказывается дома мама начинает вспоминать о том, чего же она ему недодала за время пребывания в больнице и как же это теперь отразиться на его развитии и психике. Ведь в литературе так подробно и доходчиво описано, почему ребенку с самого рождения надо тесно и неотрывно быть в контакте с мамой, что в сознании автоматически рисуется - если такого контакта не было, то всё, психическая травма на всю жизнь и никакого счастья и гармонии.
Многие вещи по реабилитации ребенка от депривации родители делают интуитивно. Для того что бы окружить малыша заботой и любовью, для того что б понять, что в больнице ему было плохо и постараться «долюбить» его, додать ему тепла, восполнить, для этого не надо знать никаких умных слов, определений, техник. Многие мамы делают это и так, по наитию, следуя чувству. И прекрасно справляются. Но, поскольку у нас тут не кружок сентиментальных вышивальщиц, а блог по психологии я всё таки опишу механику процессов. И начну, конечно, с определений.
p.s. мамы, чьи дети пробыли после рождения в ПИТе или где-то ещё вдали от родителей до 5 непрерывных дней могут смело вторую часть не ждать, т.к. младенчики ваши депривации не испытвали, а только, к общему счастью, фрустрацию, и всё о чём мы будем дальше говорить к ним не относится. Мамы, которые лежали в общих палатах обычных роддомов, т.е. без совместного пребывания с ребенком или мамы после кесарева или кровопотери, за детьми которых ухаживал персонал пока мама приходила в себя - могут тоже не беспокоится. Да быть не с мамой а «где-то» несколько дней неприятно, это огорчает, расстраивает, тревожит, но как только мама оказывается радом всё проходит без следа и последствий.
Депривация [от лат. deprivatio - потеря, лишение] - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
По этиологии депривация делится на абсолютную (объективную) и относительную (субъективную).
Абсолютная депривация - невозможность удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.
Относительная депривация - субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают, должны или могут иметь) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как представляется, могут получить в реальности).
Выделяют три основных вида депривации (каждый из которых может быть как абсолютным, так и относительным): эмоциональная, сенсорная (депривация потребностей органов чувств, т.н. «депривация впечатлений») и социальная.
Чем обширнее депривация, тем больше её негативный эффект. Депривация только одной какой-то потребности может быть успешно компенсирована реализацией других. Но чем больше потребностей подвержено депривации - тем хуже состояние. Самая тяжелая для детей форма депривации - социальная и чем младше ребенок, тем тяжелее последствия. Но с другой стороны если говорить о младенцах первых недель жизни, то их нормальная потребность в социуме настолько низка, что это в значительной мере защищает их от негативных воздействия социальной изоляции.
По степени выраженности депривация может быть полной или частичной, а так же скрытой. Но это актуально для более старших детей и для взрослых, по этому подробно рассматривать не будем.
И последнее определение актуальное в нашей теме - фрустрация.
Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное переживание, обусловленное блокадой тех или иных потребностей, желаний, стремлений. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, в крайнем случае - отчаянии. Эффективность деятельности человека при этом существенно снижается.
От депривации фрустрация отличается тем, что это временное эмоциональное переживание, а не психическое состояние. Оно затрагивает только психические процессы, но не распространяется на соматические и не имеет длительных последствий, характерных для депривации.
Ребенок пристёгнутый в карсит с непривычки переживает фрустрацию из-за ограничения подвижности. Ребенок в распорках для лечения тазобедренного сустава в первые дни переживает фрустрацию, а в дальнейшем - постепенно нарастающую сенсорную депривацию двигательной активности.
Время блокады потребности и её глубина в значительной мере определяют фрустрацию ли испытает человек или переживания переходят в область депривации.
Психические эффекты депривации у взрослых и у детей несколько различны. (физические мы рассматривать не будем, понятно что от длительной депривации движений («прикован к постели») атрофируются мышцы, а от депривации еды или воды вообще умирают) У взрослых это угнетённое состояние психики, депрессивные настроения и агрессия, направленная наружу, на внешние объекты или внутрь, а за частую и туда и сюда. Аутоагрессия вызывает соматические расстройства и заболевания эндокринной и кровеносной систем и поражения гладкомышечных органов (научно доказанный факт, за него исследователями получена Нобелевская премия) и значительное снижение иммунитета. Для взрослого человека проблема депривации за частую временная, т.е. все эффекты от неё проходят, когда меняются абсолютные условия или переоцениваются относительные. Но в некоторых случаях длительная депривация может повлечь за собой клиническую депрессию. Реже психоз или другие серьёзные психические расстройства в случае критически длительной депривации или в сочетании с другими травмирующими факторами. Но тут нельзя выделить какую роль оказала сама по себе депривация, а какую - другие вредные факторы.
У взрослых людей абсолютная депривация как правило вызывает и относительную и может быть усилена ею. Или же наоборот, при позитивной психологической установке, обратной относительной депривации, эффект от абсолютной депривации может быть минимальным или вообще нулевым.
Два человека лежат в травме с гипсом, оба страдают от боли в ноге, оба лишены возможности двигаться, лишены привычного уровня жизни и комфорта, временно лишены работы, семьи, привычного досуга. Но один психически переживает из-за всех этих временных лишений, вспоминает как хорошо дома, прокручивает что бы он сейчас делал если бы не перелом и т.п - т.е. он остро воспринимает нынешнее положение как утрату привычных благ, фокусируется на этом и испытывает относительную депривацию. Ему очень плохо по всем статьям. В его случае к абсолютной депривации добавляется относительная и усиливает эффект.
А второй больной не рефлектирует на «если бы», а воспринимает произошедшее как возможность отоспаться, отлежаться, отдохнуть от ежедневных хлопот и рутин, перечитать все нечитанные книжки, посмотреть дневные шоу по телику на что никогда не было времени. У него болит нога но в остальном он находит нейтральные или положительные стороны своего состояния. Он не испытывает относительной депривации благодаря своим жизненным установкам и даже более того - абсолютная депривация у него значительно уменьшается т.е. одни, утраченные блага, он путём позитивного осмысления, заменяет другими, новыми благами. Живётся ему в больнице намного лучше чем первому, хотя все исходные данные у них совершенно одинаковые. И снимет гипс он раньше, последствия пребывания в больнице у него будут значительно меньше.
У нормально развивающихся детей дошкольного возраста, первое и решительное отличие от взрослых - не бывает относительной депривации. Депривацию у них вызывают только абсолютные (объективные) условия. И это очень позитивный момент, мы вернёмся к нему в дальнейшем.
Детская депривация приводит к тому же что и у взрослых угнетённому состоянию психики, депрессивным настроениям и агрессии, так же могущей быть направленной как внутрь так и наружу (но у детей намного реже бывает «и туда и сюда», при прочих нормальных условиях всё таки что-то одно). Аутоагрессия у ребенка ведёт к тем же соматическим эффектам, что и у взрослого.
Но у детей после прекращения депривации практически никогда не бывает депрессий или психозов. За то, в отличие от взрослых, агрессивное состояние может продолжаться у ребенка и некоторое время (при нормальных условиях в среднем до месяца) после снятия депривации. Так же у детей перенесших депривацию может наблюдаться невротизация (при нормальных условиях до 2 месяцев) именно от самого факта абсолютной (объективной) депривации, даже без сопутствующих травм, тогда как у взрослого если возникает невротизация то скорее из-за относительной депривации - т.е. из-за рефлексивных переживаний. Т.е. можно сказать, что у ребенка невротизация, если и возникает, то несет больше соматическую природу, а у взрослого - психическую.
И последнее, самое важное отличие эффектов депривации у взрослых и у детей - детская депривация тормозит развитие как психическое, интеллектуальное, так и физическое. А в случае длительной и масштабной депривации (многие месяцы изоляции от всех видов стимуляции, например, отказники лежащие в больнице и по пол года ожидающие мест в доме малютки, не имеющие ни общения, ни тактильных контактов, ни новых информационных впечатлений, ни двигательной активности) возникает недоразвитие мозговых структур, в последствии требующее серьезной реабилитации. Но, надо сказать, что реабилитация таких детей весьма эффективна. «Восстановленный» из такого состояния ребенок интеллектуально ничем не отличается от сверстников. А зачастую даже опережает, в силу того, что уделяя много внимания его развитию из-за необходимости наверстать упущенное, родители потом не сбавляют оборотов и в среднем такой ребенок получает больше внимания и стимулов для развития, чем ребенок не переживавший тяжелую депривацию и соответственно не нуждавшийся в реабилитации.
С этим эффектом торможения физического роста очень хорошо знакомы усыновители, принявшие в семью не младенцев, а уже подросших ясельников или дошколят. Дети, попадая в семью после дома ребенка или детского дома, в считанные месяцы значительно прибавляют в весе и росте, просто рывок делают на 10-15 см и, что самое удивительное - у многих из них появляется богатая и длинная шевелюра. Волосы за 3-4-6 месяцев отрастают на 5-10 сантиметров. И это не из-за питания, в детских домах питание хоть порой и довольно безынтересное и не очень вкуснее, но по составу и количеству для нормального роста и развития достаточное. Без излишеств и баловства, но соответствующее медицинским нормам, в этом смысле организм всё что нужно получает. Собственно в очень многих семьях питание точно такое же по количественным показателям элементов, калорий. Разница именно в эмоциональной, сенсорной депривации которую ребенок испытывал в детском доме и которая закончилась, сменившись любовью взрослых, теплом, объятиями, богатыми впечатлениями от повседневной жизни нормального семейного ребенка.
И так, мы разобрались с определением депривации и фрустрации, и с тем, чем депривация у взрослых отличается от депривации у детей. Более подробно о самых маленьких детях, эффектах которые вызывает у младенцев пребывание в больнице сразу после родов, и о том, что интуитивно верно делают родители, что они могут сделать ещё, на что обратить внимание - об этом в следующий раз.
Зная, что для близких мне людей тема сейчас актуальна я постараюсь как можно быстрее дать этот материал, но сегодня мне уже пора детей из сада забирать, а то не ровён час у них фрустрация начнётся. Или у меня =)