Если старт был не удачным. Часть II

May 12, 2010 15:12

Поговорив о депривации в целом и обозначив определения можно приступать непосредственно к заявленной цели - обсуждение тактики и стратегии поведения родителей, чей ребенок после родов попал не к маме на руки, а в кювез реанимации и в итоге пробыл в отрыве от мамы не 3-4-5 дней, а много дольше. Так же это во многом касается и родителей, которые приняли в семью ребенка раннего возраста, на первых месяцах жизни.

Ещё раз повторю: многие вещи по реабилитации ребенка от депривации родители делают интуитивно. Для того что бы окружить малыша заботой и любовью, для того что б понять, что в больнице ему было плохо и постараться «долюбить» его, додать ему тепла, восполнить, для этого не надо знать никаких умных слов, определений, техник. Многие мамы делают это и так, по наитию, следуя чувству. И никаких супер-секретов какого-то «тайного психологического мастерства» тут не будет.

И второе - то что мы сейчас будем обсуждать это довольно общий случай, т.к. на практике у кото-то дети 2 недели лежали, у кого-то 4 месяца, кто-то навещал ребенка хоть на пару часов в сутки, кто-то вообще не видел малыша, да и персонал в больницах разный. И сами дети, безусловно, тоже разные.

Ну и последнее - мы сейчас говорим только о депривации той или иной степени. Дети с неудачным стартом не редко имеют ещё и неврологические, органические проблемы, которые усложняют картину, но вводить ещё и эту переменную я сейчас не буду, в любом случае всё нижесказанное актуально и для этих детей, может даже в большей степени.

Начну с хорошего, ну того хорошего что вообще может быть в ситуации когда ребенок лежал в больнице. «Преступление» есть, но есть и «смягчающие обстоятельства»:

Первое это ранний возраст - в этом возрасте потребность в контакте, как ни странно звучит, в определённом смысле ниже, чем у детей постарше. Точнее так - потребность весьма высока, но по фактическому времени она «краткая». Всем известно, что младенцы первых недель обычно много спят. И это в значительной степени оберегает их от переживаний отсутствия близкого человека, общения, стимуляции.
Плюс к этому отсутствие опыта тоже играет на руку. Ребенок уже знающий маму и оторванный от неё переносит такой период хуже ребенка, с мамой "не знакомого".

Второе, и это наверно прозвучит не то что странно, а и вообще ересью, но больной организм занят более важными делами, основное своё внимание и ресурс он направляет на борьбу с болезнью, а всякие эмоциональные нужды оказываются вторичными. Конечно мама - это сила, это энергетическая подпитка, поддержка, с мамой всё проще. Но сами по себе базовые потребности (а именно их блокада вызывает депривацию) в период физической опасности несколько меняются местами, приоритеты организма становятся несколько иными. Здоровый младенец в тех же условиях чувствует себя по этим параметрам гораздо хуже больного. Болезнь защищает младенца от депривации.

И третье, мы уже говорили, что депривация бывает эмоциональная, сенсорная и социальная. Младенцы, в виду отсутствия потребности в социальном контакте, не испытывают депривации связанной с ним. Это очень хорошо - одной проблемой меньше. Сенсорная депривация имеется, но, опять-таки в виду ограниченных возрастом возможностей и потребностей она относительно не велика. И это тоже хорошо. Основная задача это депривация эмоциональной сферы.
Так же хорошо то, что у такого малыша нет относительной депривации - это тоже «одной проблемой меньше».

Теперь что у нас в минусах:

Первое - упущение синзитивного периода для первого эмоционального контакта и для дальнейшего развития потребности этот контакт иметь. Вместо опыта общения, любви и тепла - кювез и непонятные манипуляции.

Второе - опыт переживания тяжелого физического состояния (в лёгком на долго без мамы в ПИТ\изолятор\инкубатор обычно всё таки не кладут) с угрозой жизни, а у кого и с клинической смертью или близким к тому состоянием. Со стороны физиологии это может не иметь последствий, но со стороны психологии имеет.

Третье - отсутствие или весьма низкая сенсорная стимуляция даёт отставание в развитии.

Это то, что происходило в процессе депривации. После попадания малыша к родителям сама депривация заканчивается, но остаются её эффекты - агрессия и невротизация. Это не обязательные участники событий, но это то, что может быть по этому и об этом тоже скажем в своё время.

Обозначив границы можно думать, что с этим всем делать.
Начну с самого простого - сенсорная депривация.
Для реабилитации по этому параметру ребенку нужна разнообразная стимуляция. То, что для ребенка, не имевшего проблем называлось бы ранним развитием из серии «маме заняться нечем», для ребенка после сенсорной депривации - «то что доктор прописал».
1. Разнообразные тактильные контакты, с разными материалами, фактурами, температурами, движением воздуха. Т.е. выкладываем ребенка на разные покрывала и подстилки из разных материалов, выносим на ветерок, что б он чувствовал движение воздуха на лице,даём почувствовать холодные и теплые предметы.
Тут надо не спешить, смена одного стимульного материала другим идёт не быстро, как при играх в обычные развивающие игрушки более старшим ребенком, который уже всё хватает и тянет сам, а медленно, по 15-30 минут «общения» с одним и тем же материалом.
2. Разнообразные визуальные контакты. Тут, как и для детей без «предыстории», очень хороши черно-белые картинки с четким контурами. Но особое внимание уделяем тому, что бы ходить и всё показывать ребенку и, что особо важно - осуществлять различную бытовую деятельность на глазах у ребенка, вместе с ним. Что б ему было видно «человека в действии».
3. Аудиальные и обонятельные контакты в целом осуществляются в достаточной мере обычным обращением с младенцем, тут ничего сверх того что и так рекомендовано делать не требуется.
4. Отдельным, очень важным блоком в реабилитации стоит физический контакт с малышом. По мимо обычных ласк и нежностей, ношения на ручках, ухода, игр, «мамского массажа» добавляем и специальное действие «Прорисовку»
Двумя руками, пальцами, ладошками проводим по лицу, ручкам, ножкам, телу малыша. Даём общий контур с головы до пят потом проводим подробно, как бы рисуем полцами его черты лица (симметричные лучше одновременно, а не по отдельности), контуры его тела ладонями, что б одновременно затронуть большую поверхность, дать объём. Особое внимание лицу и всей голове, ладошкам, и стопкам.
«Рисуя» тело не забываем интимные места, это важно. Я не говорю что вы должны «лезть» туда, где уже начинается слизистая (малые половые губы, под крайнюю плоть), но гениталии и попку тоже обязательно надо «рисовать» и достаточно чётко. Это часть ребенка, к тому же из всех его частей в раннем младенчестве наиболее важная - руки-ноги для него пока ничего не значат, а что такое кушать и писать он уже прекрасно знает.
И под конец снова одним движением объединяем его.
Эта методика задаёт ребенку потерянное за время депривации ощущение самого себя, своего существования. Через специфический тактильный контакт вы объединяете его в одно целое, помогаете почувствовать себя и объединиться, в том числе и эмоционально. Я привела это упражнение в ряду сенсорной реабилитации, но на самом деле оно в не меньшей степени относится и к реабилитации эмоциональной депривации.
5 Восстановлению принадлежности и связи с близкими можно способствовать методикой, похожей на предыдущую. Это скорее к реабилитации эмоциональной депривации, но уж раз про «рисование» рассказала, то и это сюда же. Методика такая - трогать ладошками малыша его же лицо. У него пока с моторикой туго, он сознательно сам это практически не может сделать, только случайно. Тогда мама расправляет кулачек малыша и гладит его ручкой его же щёчку, проводит по контуру лица. Потом свою щёку и своё лицо. То же самое делаем вместе с ним перед зеркалом - «рисуем» его и себя своими или его ручками что б он и чувствовал и видел одновременно.
6. Следим за тем, что б большой палец у малыша был не спрятан в кулачёк, а лежал снаружи. Это чисто к эмоционально-волевой сфере относится, но поскольку это физическая манипуляция тоже тут пишу. Только не спрашивайте почему - не скажу =) Нет чёткого теоретического обоснования, но эмпирическое наблюдение таково, что спрятанный большой палец это жест эмоциональной нестабильности, тревожности, страха, неуверенности, это видно и на подростках и у взрослых, конечно не у всех, но достаточно что б провести параллель. Когда я услышала эту идею как-то не очень её поняла и приняла, но понаблюдав за другими и за собой убедилась - есть такое дело. И вытаскивать пальчик наружу это действие от противного, можно сказать бытие определяющее сознание. Т.е. через изменение телесного уровня влиять на эмоциональное состояние.

Все эти действия не обязательно делать какими-то режимными регулярными, как какие-то упражнения. Я понимаю, что при описании это всё звучит казённо, но просто чётко описать словами я могу только так. На самом деле, в действии, в жизни это всё вы делаете как часть обычного ухода и общения с ребенком, столько времени, сколько у вас сейчас есть. Это касается и последнего пункта - не обязательно создавать какие-то специальные условия для этого «рисования», можно и между делом. Главное закончить «проходом» по всей фигуре малыша, объединяющим жестом, одет он при этом или нет - не суть важно.

Длительность этой реабилитации зависит от ребенка, когда его навыки выравниваются и догоняют упущенное, тогда можно переходить на обычное общение, ведь в нём тоже присутствует и обучение и развитие =)

Начало - тут
Продолжение в с следующий раз, что-то мне за один подход не осилить.

Человек, Родительство, Психология

Previous post Next post
Up