Питер Пен. Часть III

Nov 03, 2009 12:43

Продолжаем разговор о детском желании вернуться в детство. Нам осталось обсудить ещё две причины обращения ребенка в Питера Пена, а ещё немного поговорим о том, что делать во время непосредственно «приступов питерпенства».

Послабления и задабривания. Спровоцировать синдром Питера Пена могут и ситуативные моменты: болезнь семейные проблемы родителей, проживание у бабушек-дедушек и т.п. Проблема этих ситуация заключается в выпадении из привычного режима и ритма общения.

Что б избежать сбоя ритма и возникновения Питера Пена нужно в то время когда только складывается ситуация послаблений сделать акцент, обратить внимание ребенка, что такое особое отношение временная мера. Если ребенок едет к бабушкам-дедушкам - отдельно подчеркнуть, и словами, и действиями, что там свои правила главные там бабушка-дедушка и мама, в них не вмешивается, а тут свои, другие правила.

На выходе из такой провоцирующей ситуации так же можно обратить внимание ребенка на то, что ситуация меняется, теперь в обратную сторону. Конечно подать эту перемену в выгодном свете или сопроводить её каким-то не связанным напрямую, но приятным для ребенка моментом. Например, говоря о возвращении с дачи, в родительский дом и в школу (т.е. к прежним правилам, режиму, обязанностям и т.п.) говорить о вещах связанных с возрастом и с укладом жизни - о каких-то новых свободах и правах которыми вы решили наделить своего повзрослевшего ребенка; или о не связанных с возрастом, но приятных - о покупках к школе, встрече со старыми друзьями.

Эти меры позволять вернуться к привычному укладу жизни быстрее и проще. Хотя во многих случаях полностью избежать «боёв» не удастся.

Стресс
Во время стресса людям вообще свойственно регрессировать - возвращаться в состояние которое давало гарантированный эффект, которое раньше хорошо работало, которое знакомо и заведомо безопасно. Например регрессия по возрасту. Основная задача при этом у человека испытывающего подобный стресс - обретение безопасности.

Если ребенок превращается в Питера Пена по этой причине нужно работать непосредственно с ситуацией вгоняющей его в стресс - максимально нейтрализовать её, а если это возможно то просто разрешить проблему. Параллельно с этим дать два поддерживающих направления - создание безопасной среды и научение достигать личной безопасности разными методами, не только убеганием в детство.

Создание безопасной среды подразумевает в первую очередь эмоциональную, психологическую безопасность. А это, во многих случаях достигается не ограждением ребенка от опасной информации, чем так увлекается большинство родителей, а наоборот - откровенностью с ребенком, доверительным отношением к нему и информационной открытостью. Если семья находится в сложном периоде, но мы ограждаем ребенка от травмирующей информации, которая на наш взгляд для него ещё слишком сложна, то мы сами делаем из него Питера Пена. Мы общаемся и опекаем его как неразумного малыша. Какого тогда разумного и взрослого поведения мы ожидаем?
Другой важный и очень опасный аспект сокрытия информации и недостаток доверия - фантазии. Если семья находится в действительно трудной ситуации ребенок это всё равно знает. Но не получая правдивую информацию, не видя адекватных и реальных объяснений состоянию папы, настроению мамы, каким-то переменам ребенок вынужден придумать их для себя сам. И тут два момента, во-первых такие придумки в подавляющем большинстве случаев страшнее реальности, а во-вторых ребенок всё равно понимает, что это придумки и на самом деле всё может быть совсем не так и продолжает пребывать в неизвестности. А что может быть более не безопасным в эмоциональном, психологическом плане чем неизвестность? В физическом плане более не безопасным может быть вполне известный автомат Калашникова, например, но для психологической безопасности неизвестность - вот самый худший враг.

На этом можно закончить обзор действий, которые родитель может предпринять против «синдрома Питера Пена». Во многом это очень общие рекомендации, они задают основное направление действиям. Детали зависят и от возраста и от конкретной причины, а чаще совокупности причин. Обсудить здесь все возможные варианты стресса или все возможные индивидуальные причины потерять родительскую любовь - просто не реально. Но в завершении этой темы надо сказать несколько слов о тактике поведения во время непосредственно самого «приступа питерпенства», когда вот он ребенок и он вопиет «не-хочу-нубудуууу», истерика на почве питерпенства.

Тактика в кризисный момент
В целом вести себя с питерпенской истерикой нужно так же как и с любой другой истерикой, манипуляцией или капризом. Но с оглядкой на то, что нам известно какая причина вводит ребенка в такое состояние и настроение. И это очень важная ремарка. Она даёт нам понять, что можно и нужно во многих случаях идти на встречу ребенку - просто уступить в чём-то не принципиальном и не обременительном или даже дать ему поиграть в малыша или побаловаться с вами. При этом лучше сделать отдельный акцент, что это уступка, игра или ваша совместная шалость. Но если вы говорить, что это уступка, то без негативного оттенка! Не надо при этом демонстрировать как вам в тягость завязывать шнурки ребенку, рас уж решили уступить, то сделайте это без камня за пазухой.

Но не стоит всё время и на любой питерпенский эксцесс реагировать уступкой или игрой, во многих случаях нужно будет всё-таки настоять на своём - вы всё таки должны удерживать определённые рамки поведения. Соотношение этих двух тактик (настоять на совеем и пойти на встречу) в каждом конкретной семье будет своё и зависит от личности ребенка, родителей, причины впадения в детство, фактического возраста ребенка. Вам придётся самостоятельно нащупать грань между удерживанием рамок и послаблениями.

Зачем нужны эти шаги на встречу? Для того, что б энергия ребенка нашла выход, а эмоциональный голод был утолён. Пока вы с ним решаете проблему на стратегическом уровне (то есть всё то что мы обсуждали выше) на тактическом уровне ребенок, да и вы =)), нуждается в снятии сиюминутного напряжения. Если вы всё время будете только держать бастион порядка и закручивать гайки, то уверяю вас болты сорвёт окончательно и затопит дом на три этажа вниз.

Кроме шагов навстречу во время «приступа», вы можете принять и привентивные меры, позволяющие снять напряжение не дожидаясь когда оно возрастёт до критического состояния. Вы можете самостоятельно предложить ему игру в малыша или какое-то баловство, в котором вы оба примете участие и вы тоже будете себя вести нетипично для вас, по детски. Например ночная вылазка куда-то или просто возня и бой подушками, может в какой-то день забрать ребенка из школы и вместо занятий завалиться на диван с мультами и мороженым или отправиться в кино. Но напоминаю, что в случае с баловстовм вам нужно обставить происходящее как эксклюзивную ситуацию, может даже как ваш общий секрет, что б это не стало тем послаблением, которое мы обсуждали как причину возникновения проблемы Питера Пена.

Своевременные и правильно обставленные превентивные шаги очень хорошо работают и в значительной степени снимают общее напряжение. Ребенок с уже развившимся «синдромом Питера Пена» уже и так стремиться вернуться в детство или затормозить проходящий возраст и это стремление будет из него прорываться в действиях до тех пор пока не разрешиться причина. Так зачем же нам каждый раз дожидаться когда оно само прорвётся, если мы можем контролировать давление в котле? Не стоит боятся, что таким поведением вы усилите проблему, наоборот это помогает её решить.

Начало - тыц!
Вторая часть - тыц!

Родительство, Психология

Previous post Next post
Up