Стала известна суть российско-украинских переговоров в Минске.
О ней
Владимир Путин рассказал по Первому каналу.
«Мне кажется, что это очень хороший урок для нас всех, для того, чтобы эту трагедию закончить как можно быстрее, причем мирным путем и путем переговоров. Об этом мы договаривались с Петром Алексеевичем», - сказал российский президент, назвав своего украинского коллегу «партнёром, с которым можно вести диалог».
Стоит сопоставить эту новость со словами Порошенко, о которых я писал в прошлом посте (писал с сомнением, от которого и сейчас до конца не отказываюсь - но теперь уже склонен относиться к словам украинского президента куда более серьёзно) о том, что мир в стране реально установить уже в ближайшие дни. Очевидно, то и другое - элементы одного процесса, который начался с той самой минской встречи.
Правда, уже после неё произошёл серьёзный инцидент - Киев заявлял о российском вторжении, однако серьёзных последствий этот случай не получил и военное положение на Украине (причём именно по настоянию Порошенко) введено не было. Однако уже в то время риторика с обеих сторон изменилась, и руководители стран стали говорить друг о друге в гораздо более уважительном тоне. И оба государства стали действовать куда более осторожно, чем прежде. Похоже, что результаты такой политики уже начали сказываться: окружённым украинским военным по призыву из России открыли гуманитарный коридор, украинские военнопленные были освобождены. Хочется верить, что это только начало.
Хотя Путин и не раскрыл всех деталей соглашения, ясно, что это был не какой-то официальный международный документ, а просто устная договорённость двух президентов. Это, скорее, разговор, а настоящие переговоры ещё только предстоят. Причём такие переговоры, сложнее которых трудно вообразить: на них потребуется найти такое решение проблемы, которое устроит если не всех, то подавляющее большинство. От дипломатов понадобится перевезти всех на другой берег таким образом, чтобы ни волк не съел козу, ни коза - капусту.
Хотя, судя по словам обоих президентов, курс на мирное разрешение кризиса всё же взят, ситуация продолжает оставаться очень неустойчивой. Чтобы все дипломатические усилия пошли прахом, достаточно даже не осознанной провокации, а обычного недоразумения. Гарантировать благополучный исход дела не может никто.
Есть и ещё один аспект проблемы. Из-за договорённости президентов в Москве вряд ли начнутся массовые протесты против Путина. В Киеве дела обстоят несколько иначе. Президент договорился о мире, но как поступят те, кто хочет войны? И достаточно ли силён глава государства, чтобы держать их в узде?
Впрочем, судя по всему, уровень воинственности в украинском обществе в последнее время снизился. Недавняя акция в Киеве в поддержку воюющих на востоке добровольцев особо массовой не стала и к серьёзным последствиям не привела - нового Майдана не случилось. Вероятно, украинцы устали от войны и готовы поддерживать такого лидера, который намерен положить ей конец.
Как считаете, есть ли в сегодняшних новостях повод для хотя бы осторожного оптимизма?
Нравится журнал? Добавляйте во френды!