Металлургический комбинат города Фёлклинген в представлении не нуждается. Это один из самых известных в мире музейных индустриальных объектов, к тому же первым в мире среди индустриальных объектов занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и защищен Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В год музейный комплекс, в который был превращен металлургический комбинат, построенный в позапрошлом веке, посещают около 300 000 человек. Я и сам был тут дважды и с радостью посещу это место еще раз, ведь это настоящий индустриальный храм, "кельнский собор" в мире индастриала, любоваться которым можно бесконечно...
Ну хватит эпитетов, давайте посмотрим уже на это прекрасное творение рук человеческих!
01. Фёлклинген - небольшой индустриальный городок в самой маленькой федеральной земле Саар, вплотную прилегающий к Саарбрюкену. Несмотря на обилие тяжелой промышленности, городок по-немецки чист, мил и уютен.
02. Море зелени, чистая речка, многочисленные клумбы и горшки с цветами на улицах - так и не скажешь, что находишься в одном из самых индустриальных регионов Германии, лишь терриконы вокруг города выдают прошлое и настоящее этих мест.
03. Мрачные заводские трубы старого металлургического комбината очень контрастируют с яркостью зелени и цветов на улицах Фёлклингена.
04. Табличка на трубопроводе, пересекающем трассу, сообщает, что перед нами объект всемирного культурного наследия человечества, а также европейский центр искусства и индустриальной культуры.
05. Комбинат впечатляет мощным индастриалом даже с расстояния и чем ближе к нему я приближаюсь, тем больше усиливается восторг от увиденного.
06. Со всех сторон старый металлургический комбинат окружен действующими заводами в том числе и металлургическими. Индустриальная зона тут простирается на десятки километров и выглядит очень эффектно.
07. Трубы, коммуникации, и различные железные конструкции переплетены тут так тесно, что трудно разобрать, что из этого действующее, а что заброшено, что относиться к музейному комплексу, а что к соседним предприятиям.
08. Над этим индустриальным ландшафтом величественно возвышаются огромные терриконы.
09. А вот и он - металлургический комбинат Völklinger Hütte - цель моего приезда в эти края.
10. Сюрреализм из стали - смесь эстетики стимпанка, многоковшовых экскаваторов и творений инженера Эйфеля.
11. Территория комбината огромна и состоит из множества локаций, часть из которых уже были показаны в моих постах - например, шикарнейший
компрессорный цех и
заброшенный коксохимический завод.
12. Данный объект также является ключевым пунктом Европейского маршрута индустриальной культуры, объединяющего важнейшие исторические индустриальные объекты Европы. Посты про другие объекты этого маршрута, посещенные мною, можно найти по
тегу.
13. Большая часть металлургического комбината была превращена в музей, но отдельные его локации остаются заброшенными. На снимке дорога, разделяющая музейную и заброшенную часть комбината.
14. Справа от дороги находится музейная часть металлургического комбината, слева заброшенная и компрессорный цех, который относится к музейной части. Мостик с которого сделан снимок, как раз ведет в
компрессорный цех.
15. На заброшенной части комбината оборудована огромная парковка. Судя по размерам парковки, в отдельные дни комбинат посещают толпы народу. Я приехал сюда ближе к вечеру и в это время тут было очень пустынно да и снимки эти я делал уже после закрытия музея.
16. В лучах заходящего солнца доменные печи комбината выглядят особенно эффектно.
17. Вплотную к парковке прилегают заброшенные заводские корпуса.
18. Очень красивая индустриальная архитектура.
19.
20. Раньше в этих корпусах располагалась бензольная фабрика, на которой отходы коксохимического завода перерабатывались для дальнейшего использования в химической индустрии.
21. С другой стороны парковки проходит трасса из множества труб, соединяющая компрессорный цех с сердцем завода - доменными печами. По этим трубам в доменные печи поступал сжатый воздух, а обратно доменный газ, на котором работали компрессоры.
22. Рядом с трубопроводом расположено такое вот трехэтажное сооружение с парочкой огромных вентиляторов сбоку.
23. Каждый из вентиляторов выше человеческого роста.
24. Что это за сооружение, затрудняюсь сказать. Возможно, какая-то компрессорная или насосная станция. Внутрь проникнуть не удалось - все входы были надежно запечатаны.
25. Трубопровод был отгорожен от парковки забором, так что полазить по нему не получилось.
26. Слева на снимке компрессорный цех, производящий сжатый воздух для доменных печей комбината.
27. А вот и сами доменные печи с прилегающим оборудованием.
28. Шикарные стимпанковские башни есть не что иное, как нагреватели воздуха, для подачи его в доменную печь. В этих нагревателях воздух нагревался до температуры 1200°C, после чего нагнетался в нижнюю часть доменной печи, в которой происходила выплавка чугуна. Воздухонагреватели имеют вид больших башен, расположенных рядом с домной. Из домны по трубе в воздухонагреватель поступает горячий колошниковый газ, который в специальной камере внутри воздухонагревателя смешивается с поступающим по другой трубе воздухом и сгорает.
29. Образующийся ещё более горячий газ проходит через насадку, представляющую собою сложенную из кирпичей колонну. Этот газ нагревает насадку и выводится из воздухонагревателя через третью трубу. Когда насадка нагреется до необходимой температуры, в воздухонагреватель пускают обычный, ненагретый, воздух, который, проходя через насадку, нагревается до необходимой температуры и поступает в домну. Насадка при этом постепенно охлаждается, и когда она достаточно охладится, ее снова разогревают сжиганием колошникового газа.
30. Так как процесс нагрева воздуха для домны не является непрерывным, а выплавка чугуна в домне идёт постоянно, при ней сооружают несколько воздухонагревателей - пока один из них работает на нагрев насадки колошниковым газом из домны, другой работает на нагрев насадкой воздуха для домны.
31. Массивный электродвигатель, приводящий мощный вентилятор системы подачи воздуха в нагреватель.
32. Это все была наружная территория, не относящаяся к музею, которую можно свободно осмотреть в любое время суток. Дальше я покажу музейную территорию комбината.
33. Добрался я в эти места лишь под вечер и до закрытия музея оставался час. Кассирша сказала, что за час я тут ничего не успею посмотреть и не стала брать с меня деньги за входной билет, стоимость которого составляет 15 евро. Неожиданно и приятно.
34. На входе посетителей встречает маневровый локомотив фирмы Henschel 1969 года выпуска, который в прошлом трудился на этом же заводе.
35. Железнодорожная ветка идет по эстакаде вдоль бункера для рудного сырья, который давно зарос лесом. Аура заброшенности царит тут везде, но это заводу только к лицу.
36. Место настолько атмосферное, что тут даже проводят свадебные фотосессии.
37. Территория комбината обладает множеством уровней, позволяющих взглянуть на одни и те же места с разных ракурсов и высот.
38. Чтоб вы не скучали при просмотре следующих фотографий, я попутно расскажу историю этого металлургического комбината, которая берет свое начало в 1873 году, когда инженер Юлиус Бух (Julius Buch) основывает в Фёлклингене сталелитейный завод.
39. Спустя шесть лет завод закрылся по причине нерентабельности и в 1881 году был продан с аукциона. Его новым владельцем стал Карл Рёхлинг (Carl Röchling), под руководством которого завод в Фёлклингене стал крупнейшим в Германии производителем стальных металлоконструкций.
40. В 1883 году на заводе вводится в эксплуатацию первая доменная печь а старые пудлинговые и сварочные печи были демонтированы. Следующие пять доменных печей были установлены в 1885, 1888, 1891, 1893 и 1903 годах. Все они сохранились до наших дней в оригинальном состоянии.
41. После демонтажа старых печей, на предприятии был введен ряд новшеств, среди которых первое промышленное применение томасовского процесса при плавке железа. Для этой цели был приобретен патент у английского металлурга Сидни Джилкриста Томаса. Также в Фёлклингене впервые в мировой практике были введены в действие агломерационные машины, производящие рудный агломерат для доменных печей.
42. Для достижения высоких температур при плавке стали был необходим кокс - высококачественное бездымное топливо, получаемое из каменного угля путем нагревания до высоких температур без доступа кислорода. В 1897 году рядом с доменными печами сооружается
коксовая батарея для производства кокса, а в 1901 году вводится в эксплуатацию
компрессорный цех. Позже в 1911 году сооружается подвесная дорога для загрузки доменных печей, которую я покажу в следующих постах.
43. На фотографиях бункер для рудного сырья - исходного материала для выплавки чугуна, которое подвозилось на завод по железной дороге и высыпалось в эти бетонные емкости, откуда транспортировалось дальше в недра комбината.
44. Чуть в стороне стоит вагон специальной конструкции для перевозки железнорудного сырья.
45. В 1928 году на металлургическом комбинате запускается цех порошковой металлургии, имеющий самое современное оборудование в Европе. Благодаря этому оборудованию стало возможным производство металлических изделий из производственных отходов - железнорудной пыли и измельченной руды.
46. Во время Второй мировой войны на металлургическом комбинате в Фёлклингене в тяжелых условиях трудилось около 14 000 человек - советских, французских и итальянских военнопленных а также остарбайтеров, среди которых большую часть составляли украинцы. По причине тяжелых условий труда и жестокого обращения из них умерло около 250 человек. Всего же в промзоне Саара трудилось около 70 000 подневольных иностранцев.
47. В 1965 году комбинат достигает пика своей истории - тут работает 17 000 человек, но через 10 лет в Европе разворачивается кризис в металлургической индустрии в связи с падением спроса и сильным перепроизводством. Кризис сильно ударяет также и по металлургическому комбинату в Фёлклингене. В начале 1980-х оборудование комбината окончательно устаревает и производство по причине высоких энергозатрат становится не в состоянии конкурировать на европейском рынке, что приводит к окончательной остановке комбината в 1986 году.
48. В 1980 году рядом со старым металлургическим комбинатом в Фёлклингене сооружают новый сталелитейный завод и выплавка чугуна в регионе продолжается.
49. В 1992 году территорию старого металлургического завода в Фёлклингене объявляют памятником индустриальной истории Германии, а в 1994 году ЮНЕСКО заносит доменные печи комбината в список исторического наследия человечества. Впервые в список ЮНЕСКО вносят индустриальный объект. С 2000-го года территория бывшего сталелитейного завода становится доступной для посетителей и в первый же год завод в Фёлклингене посещает более 100 000 человек.
50. С тех пор на территории завода проводятся регулярные выставки и многочисленные мероприятия в сфере культуры, искусства и музейного дела, а также фестивали электронной музыки. Постепенно реставрируются остальные части бывшего комбината и расширяется доступная для посетителей территория.
51. На сегодняшний день прогулочный маршрут по территории комбината составляет около семи километров, а чтобы вдумчиво обойти все локации завода, потребуется около шести-восьми часов.
52. Тысячи тонн металла, кирпича и бетона, создают фантастический ландшафт, который выглядит настолько нереально, будто бы является декорациями для съемок какого-то Science-Fiction фильма.
53. Скопления труб и стимпанковских башень в центре кадра - это сердце завода - его шесть доменных печей, а также примыкающие к ним воздухонагреватели. Массивная конструкция на переднем плане и в левой части кадра - это подвесная дорога, служащая для доставки руды к доменным печам. Построена она была в период с 1911 по 1918 годы.
54. Общая длина подвесной дороги составляет шесть километров, а количество подвесных вагончиков - 265. Работала она круглосуточно и лязг от ее работы был слышен во всем Фёлклингене на протяжении семидесяти лет.
55. Наклонный сегмент подвесной дороги поднимал вагонетки с рудой на высоту 27 метров.
56. И уже на этой высоте руда транспортировалась дальше к доменным печам. Впечатляющая конструкция!
57. Вид на подъемник со стороны коксохимического завода.
58. Подъездные пути к коксохимическому заводу для подвоза угля. Пути проходят прямо по колосниковой решетке, на которую высыпался уголь из вагонов. Уголь процеживался через решетку и попадал в угольные резервуары, расположенные прямо под путями, откуда при помощи конвейерного транспортера перемещался в угольную башню, что на снимке, с которой затем транспортировался на коксохимический завод.
59. Но сперва уголь измельчался на расположенных тут же угольных мельницах до размера частиц не более 5 милиметров.
60. В завершении поста парочка кадров, снятых на окраине комбината.
61. На снимке территория, не относящаяся к музейной части комбината - то ли это заброшенные бывшие цеха комбината, то ли цеха соседнего предприятия.
62. В следующем посте покажу еще парочку не менее впечатляющих локаций комбината. Продолжение рассказа
тут.