VEB Mineralölwerk Herrenleite

Dec 15, 2014 11:12

В прошлом посте я показал живописную заброшенную железнодорожную ветку, некогда являвшуюся подъездным путем к карьеру по добыче песчаника, а затем к заводу по производству нефтепродуктов, сооруженному внутри карьера. Я немного рассказывал об этом месте в предыдущем посте, сегодня же я покажу территорию заброшенного предприятия детально. Место довольно любопытное прежде всего огромным количеством интересной техники, оставшейся от заводского прошлого этих мест. Несколько зданий бывшего завода занимает организация волонтеров узкоколейной техники, которые собирают образцы различных узкоколейных локомотивов и следят за состоянием путей, оставшихся с того времени, когда тут функционировал рудник. Так что место заброшено не полностью и, благодаря волонтерам, сохранность этой заброшки гораздо выше, чем если бы за этой территорией совсем никто не присматривал.



01. В один из дождливых майских дней я отправляюсь в поездку к намеченной цели, что находится в саксонской глубинке. Общественным транспортом сюда не добраться, поэтому я высаживаюсь с поезда на станции Lohmen и дальше иду пешком по залитой дождем дороге.



02. Путь мой пролегает через такие вот пейзажи.



03. Вскоре дорога ныряет в лесополосу и полевой пейзаж меняется на лесной.



04. О близости железной дороги в этих местах говорят редкие сарайчики, сооруженные из бывших вагонов.



05. Внезапно прямо среди леса обнаруживается частный двухэтажный дом, во дворе которого ржавеют два Вартбурга 1300 - последней модели знаменитой ГДР-овской марки, выпускавшейся в 1988-1991 годах.



06. Вскоре дорогу пересекает железнодорожное полотно. В прошлом посте я описал путь от перекрестка направо, в этот раз я поворачиваю налево.



07. Около пятисот метров иду по асфальтированной дороге, что проходит параллельно железнодорожному полотну.



08. И вот я у цели. Ворота гостеприимно распахнуты по случаю того, что волонтеры проводят показ узкоколейной техники из своей коллекции, но об этом я расскажу как нибудь в другой раз.



09. На самом старом здании заводской территории до сих пор весит табличка со времен ГДР с названием предприятия - народное предприятие "Завод нефтепродуктов Херренляйте" (VEB Mineralölwerk Herrenleite).



10. Здание было построено в 1920 году из добытого тут же песчаника и служило главной мастерской карьера.



Пока мы неспешно прогуливаемся вдоль постапокалиптичных пейзажей и рассматриваем ржавую машинерию, расскажу историю завода.

Добыча песчаника в этих местах началась во второй половине 19-го века и достигла промышленного размаха к началу 20-го века. Специально для этого сюда был проведен подъездной путь длиной 4,8 км, соединивший карьер с пригородом Пирны. Благодаря своему расположению и рельефу, скрывающему это место со всех сторон и наличию подземных штолен, оно идеально подходило для размещения тут оборонной промышленности. Таким образом в 1944 году Вермахт решает разместить в штольнях завод по производству авиационных моторов, а рядом со штольнями сооружается завод по производству бензина.

11.


Работы эти не были доведены до конца и в 1945 году сюда входит Красная армия, которая взрывает штольни, а на заводе нефтепродуктов возобновляет производство бензина и машинного масла. Хотя на заводе трудились цивильные жители, охраняли его военнослужащие Красной армии. Вскоре завод становится народным предприятием "VEB Mineralölwerk Herrenleite" и переходит на производство низкооктанового бензина, который производился тут до 1964 года. Параллельно функционирует и песчаниковый карьер.

12.


В 1964 году территория переходит в пользование Национальной народной армии ГДР и на заводе "VEB Mineralölwerk Herrenleite" начинается производство антифриза для нужд армии. Добыча песчаника к этому времени в регионе полностью прекращается а местность Херренляйте становится все более милитаризованной и закрытой. В 1965 году в соседних штольнях создается лаборатория радиационной защиты и обустраивается склад для слаборадиоактивных веществ.

13.


В 1980-х годах территория становится секретной и закрытой для всех. Это место и дороги к нему стираются со всех государственных карт. Причиной этого стало сооружение вооруженными силами ГДР в 1984-1987 годах секретного склада боеприпасов и военной амуниции, размещенного в бывших штольнях карьера в километре от завода нефтепродуктов.

14.


После 1990 года военные объекты Народной армии ГДР отошли Бундесверу и использовались до 1995 года, после чего были списаны и заброшены. Сооруженный в бывших каменоломнях огромный военный склад Komplexlager KL-32 был запечатан бетонными пломбами в 1999 году, и в 2007 году был выкуплен байкерским клубом, а территория завода нефтепродуктов отошла волонтерской организации по сохранению узкоколейной техники, которые используют несколько помещений бывшего завода для хранения своей коллекции локомотивов, а также следят за состоянием путей, оставшихся еще со времен карьера.

15.


16. Погрузчик с грузом железнодорожных буферов.



17. В одном из помещений был замечен отслуживший свое узкоколейный локомотив.



18. Крупнее.



Как видно по фотографиям, старой техники тут очень много как автомобильной, так и железнодорожной. Последней я посвящу отдельный пост так как показать тут есть что.

19. Сами же помещения бывшего завода, как и техника, разной степени сохранности, но практически везде видны признаки организованного демонтажа.



20. В складской части предприятия была обнаружена парочка Мультикаров М-22. Один из них производил впечатление отслужившего свое.



21. Эта машинка в свое время принесла фирме-производителю большой успех и всемирную знаменитость, в период с 1964 по 1978 годы было произведено 42 500 автомобилей этой модели.



22. Второй Мультикар выглядел более живым, чем его собрат.



23. Как минимум в 2012 году он еще бегал и помогал волонтерам в ремонте железнодорожной колеи.



24. Рабочее место водителя.



25. Внешний вид машинки свидетельствует о ее немалом трудовом стаже.



26. Гораздо более живым выглядит не менее раритетный грузовик IFA S4000. Грузовик также на ходу и принадлежит волонтерской организации любителей узкоколейной техники.



27. А вот узкоколейной техники тут более чем достаточно.



28. Интересна конструкция поворотного круга для вагонеток.



29. Полагаю, что это музейная инсталляция, созданная волонтерами, с целью демонстрации процесса переработки и транспортировки песчаника.



30. Я бы принял это за брошенное производство, если бы не знал, что карьер был закрыт еще в 1964 году.



31. Единственная надпись, встреченная мною в этих местах, указывает на расположенную в помещении компрессорную станцию карьера.



32. Тут царство красивой машинерии. Эта оригинальная компрессорная станция работала на каменоломнях саксонского региона Лаузиц и была перевезена сюда волонтерами, которые пытаются на руинах старого завода создать нечто вроде музея песчаникового карьера.



33. Царство узкоколеек.



34. Повсюду разбросаны различные артефакты, оставшиеся от былого производства.



35. В этом помещении располагалась оригинальная насосная станция каменоломен, а затем во времена завода нефтепродуктов, тут была лаборатория.



36. Парочка зарисовок окружающего пространства.



37.


38. Я не сразу понял, что это тоже разновидность узкоколейного транспорта. Никогда не видел ничего подобного.



39. На мысли о том, что это способно ездить своим ходом, меня натолкнул токоприемник этой тележки.



40. В одном из помещений обнаружилось настоящее кладбище узкоколейной техники.



41. Вагонетки, локомотивы, тележки, все перемешалось в этом узкоколейном хаосе.



42.


43.


44. С 70-х годов этот объект полностью принадлежал военным и во время этой прогулки мне изредка встречались напоминания о военном прошлом этого места.



45. Было бы очень любопытно заглянуть за двери этого бункера, но замок.



46. Продолжаю прогулку и замечаю еще один комплекс зданий.



47. Рассмотрим его детальней.



48. Тут тоже повсюду разбросаны различные механизмы и детали машин.



49. Запас дров?



50. Здания производят впечатление полностью мертвых.



51. Внутри то ли склад стройматериалов, то ли аккуратно сложены демонтированные элементы внутренностей помещения. Судя по вытяжке тут располагалась заводская кухня.



52. Склад демонтированных батарей отопления - мечта черметчика.



53. О состоянии здания красноречиво свидетельствуют эти кадры.



54. В целом ничего интересного тут нет, идем дальше.



55. ;Неподалеку в кустах были обнаружены два мертвых автоприцепа с каким-то встроенным оборудованием, вроде автономные дизель-генераторы.



56. Еще какое-то помещение инфраструктуры бывшего завода, полагаю, что топливохранилище, но точно не скажу.



57. Рядом небольшая пристройка с оборудованием внутри.



58. Остатки оборудования представляют собой печальное зрелище.



59.


60. Ну а назначение этого сооружения известно каждому жителю постсоветского пространства.



61. В окружении груд металла покоятся остатки гдр-овского гидравлического экскаватора Т-174.



62. Многих из его сородичей до сих пор можно встретить на просторах восточной Германии, довольно распространенная модель была.



63. Но этот трудяга свое уже отработал и теперь радует лишь поклонников постапокалиптических видов.



64. Последнего в этих местах с лихвой.



65. Перемещаюсь на противоположный край обширной территории бывшего предприятия.



66. Можно заметить, что завод нефтепродуктов расположен внутри каменного карьера. Неслучайно это место облюбовали военные - с трех сторон его закрывают песчаниковые скалы.



67. Под самыми скалами стоят два состава вагонеток, с двумя очень любопытными локомотивами.



68. Но подробней мы рассмотрим эти локомотивы и другие не менее яркие объекты железнодорожного хозяйства бывшего карьера в следующем посте.



Продолжение следует...

Германия, УЖД, abandoned, Саксония, железная дорога

Previous post Next post
Up