Город Халле на речке Зале я впервые посетил во время поездки из Дрездена в Гамбург. Тут у меня была пересадка и час свободного времени в течении которого я бегло ознакомился с прилегающим к вокзалу районом. Город меня заинтересовал с первого взгляда и я сделал пометку в списке мест, которые обязательно надо посетить в будущем. И вот однажды в один свободный день я отправился в Халле с целью провести там весь день и ознакомится с этим удивительным городом детальней. Почему удивительным? - спросите вы. Потому что где еще вы увидите город в котором средневековая архитектура сочетается с прекрасными кварталами 19-го века и все это дополняют вплетения советских панельных многоквартирных домов. Причем все это выглядит целостно и гармонично и совсем не режет глаз контрастами.
Добро пожаловать в Халле - один из красивейших городов Восточной Германии.
01. Моя прогулка начинается с привокзальной площади. Это место настолько советское, что человек, сошедший с поезда в Халле, вряд ли заподозрит, что за этими бетонными блоками скрыт прекрасный город.
02. Низкопольные городские трамваи украшены гербом города.
03. Первый взгляд на Халле совсем не будит желания продолжить прогулку.
04.
05. Но стоит пройти привокзальную площадь, как картинка начинает меняться.
06. И скоро становится ясно, насколько обманчив был первый взгляд на город.
07. С архитектурой в Халле все очень хорошо.
08.
09. Несмотря на то, что тут смешаны различные архитектурные стили и эпохи, историческая застройка производит целостное и гармоничное впечатление.
10. Центральная площадь города прекрасна и мало изменилась за последнюю сотню лет.
Историческое фото 1900 года в доказательство:
11. В Халле до сих пор бегают мои любимые трамваи Tatra T4.
12. Шпили Маркткирхе и Красной башни (Roter Turm), дошедшие до нашего времени с 16 века, являются символами города и главными его доминантами. В старину Халле называли городом пяти башень.
13. Канализационные люки в Халле, как в любом уважающем себя немецком городе, помечены городским гербом.
14. В центре рыночной площади установлен памятник немецко-английскому композитору эпохи барокко - Георгу Фридриху Генделю, родившемуся в Халле в 1685 году.
15. Одной из главных доминант рыночной площади является Маркткирхе, построенная в 1529-1554 годы. Особенность этой церкви заключается в четырех башнях, две из которых принадлежали церкви, построенной на этом месте еще в 11 столетии и послужившей основой для Маркткирхе.
16. От рыночной площади в разные стороны расходятся улицы с роскошной исторической застройкой и трамвайными линиями посередине.
17.
18.
19. Перед тем, как продолжить прогулку, решил заглянуть внутрь Маркткирхе.
20. На заднем дворе церкви установлена скульптура с драконами.
21. А интерьер главной церкви города просто шедеврален!
22. Алтарь.
23. Над главным входом висит шикарный орган.
24. Давно я не видел настолько впечатляющего собора.
25. Выйдя из церкви, я отправился дальше гулять по улицам Халле без плана и конкретных целей. Впереди у меня был весь день и спешить мне было некуда, так что я мог позволить себе наслаждаться красотой этого города, неспешно и медленно смакуя его самые вкусные кусочки.
26. Построенное в 1886 году здание городской оперы. Во время бомбардировки 31 марта 1945 года в здание попала бомба, нанеся ему серьезный урон. Восстанавливать его в изначальном облике не стали и при реконструкции пошли по упрощенной схеме, отказавшись от многих элементов в том числе и от купола, украшающего здание в довоенное время. В далекой перспективе планируется вернуть зданию довоенную форму.
27. Халле очень зеленый город с множеством сквериков и парков, гулять по которым сплошное удовольствие.
28. Недалеко от центра города находится живописный замок Морицбург, построенный в конце 15-го века. Начиная с 19 века и до нашего времени в замке расположен музей искусства и регулярно проводятся различные выставки.
29. Внутренний дворик замка открыт для посещения всеми желающими.
30. А если обойти замок с обратной стороны, можно увидеть живописные корпуса замка, омываемые речушкой Зале.
31. В течении веков замок неоднократно разрушался, перестраивался и реставрировался, что хорошо видно по его стенам.
32. Напротив замка очаровательная улочка с целостной исторической застройкой.
33. Брутальность позднего средневековья.
34. А напротив легкость и изящность восточноевропейской архитектуры 19-го века.
35. Во время прогулки я наталкивался на настоящие архитектурные шедевры, от которых было трудно оторвать взгляд.
36. Этот город может удовлетворить самые строгие запросы ценителей хорошей архитектуры.
37.
38.
39.
40. Моритцкирхе - самая старая церковь Халле, возведенная в период с 1388 по 1557 годы. Одного взгляда на это сооружение достаточно, чтобы оценить его возраст. Церковь сохранилась до наших дней в оригинальном состоянии.
41. Более чем тысячелетняя история Халле очень тесно связана с добычей соли. Именно солевые месторождения в этих краях стали причиной основания поселения, которое вскоре стало городом. Само слово "халле", на языке кельтов означало "места богатые солью". Благодаря торговле "белым золотом" Халле всегда был богатым городом. На фото старая солеварня, состоящая из нескольких зданий построенных в 18-19 веках. В настоящее время тут находится музей солеварного дела.
42. Рядом с музеем установлен узкоколейный состав. Во времена работы солеварни по узкоколейке поставлялся необходимый для варки соли бурый уголь.
43. Гармоничное сочетание стилей, эпох и форм.
44. Самый старый из сохранившихся домов города - постройки второй половины 12 столетия, правда дом перестраивался в 16 столетии, меняя свою изначальную конструкцию.
45. Благодаря качественной росписи, плоская и унылая стена одного из городских домов приобрела объем, стиль и пространство. Под ней даже расположился ресторанчик.
46. Еще один пример очень неплохого стрит-арта.
47. Отдельного упоминания заслуживает городская трамвайная система. В Халле одна из самых протяжных в Германии трамвайных сетей с шириной колеи 1 метр. Общая длина трамвайных линий Халле составляет 87,6 километров. Кроме того это еще и одна из старейших трамвайных систем в Германии. Еще в 1882 году в городе была открыта конка, которая через девять лет была электрифицирована и по городу забегали первые электрические трамвайчики.
48. Я не могу не любить Халле хотя бы по той причине, что тут до сих пор бегают мои любимые татры. Татра Т4 - был самым первым трамваем, который я увидел в жизни. Это было в Шверине во второй половине 80-х. Уже тогда по рассказам родителей я приходил в дикий восторг при виде трамвая на улицах Шверина. Так что моя любовь к этим трамвайчикам берет свое начало еще в подсознательном возрасте.
49. Помимо Татр трамвайный парк представлен современными низкопольными трамваями модели
MGT6D производства концерна Siemens.
50. Трамваи этой модели используются во многих городах Германии таких как Бонн, Дюссельдорф, Эрфурт, Лейпциг, Кассель. Но только в Халле лобовую облицовку трамвая украшает герб города.
51. Также на улицах Халле мною были замечены новые трамваи модели
MGT6DE производителя Бомбардье (Bombardier).
52. Тоже с городским гербом на облицовке.
53. Светофоры в Халле традиционные восточногерманские с человечком в шляпе.
54. Еще парочка фотографий городских улиц:
55.
56.
57.
58. Повсюду в центре старого города встречаются напоминания о советском прошлом - серые панельные пятиэтажки, построенные прямо посреди исторических улиц и кварталов в стиле ретро.
59. Удивительно то, что эти унылые панельки не то что не портят общий облик улиц, но даже придают ему своеобразную изюминку. Хотя может это только мне так показалось.
60.
61. В Халле встречаются как обычные квадратные панельки без излишеств и фантазии.
62. Так и такие, при строительстве которых архитекторы пытались придать им более гармонирующие с окружающими зданиями формы. Хотя возможно это результат модернизации панелек уже после объединения страны? Ответа на этот вопрос я не знаю.
63. Контрасты городской архитектуры.
64. Еще один пример сочетания несочетаемого. Фахверк и платтенбау. Тут тоже панельный дом имеет затейливую конструкцию. Интересно это так изначально стоили или результат модернизации уже после объединения страны?
65. Очень своеобразный район практически в центре старого города, не лишенный впрочем своей особенной эстетики и стиля.
66. Везде чистота, порядок и ухоженность. Немецкие постсоветские кварталы с восточноевропейскими не спутаешь никогда.
67. Кусочек социализма в центре Халле.
68. В городе есть также современные жилые кварталы, но какого-либо интереса они не представляют и мало отличаются от подобных районов в западной Германии.
69. Тем временем моя прогулка по городу подходит к концу и я направляюсь в сторону вокзала. Несмотря на то, что центр города очень ухожен и производит весьма приятное впечатление, при желании в центре можно найти и такие вот уголки:
70. Теперь о ложке дегтя. Гуляя по Халле и смотря на лица прохожих, особенно молодежи, у меня сложилось впечатление, что Халле - городок весьма пролетарский, что очень характерно для многих городов восточной Германии. Это впечатление было самым первым еще как только я ступил на привокзальную площадь во время той пересадки, когда состоялось мое первое беглое знакомство с городом. Первое - что я тогда увидел - фотографию молодого парня в окружении горящих свечей, погибшего в уличной драке прямо на привокзальной площади. В Германии такое не каждый день можно увидеть. А разбитые окна в телефонных будках прямо на центральной городской улице лишь укрепили это мое впечатление.
71. Еще судя по обилию чернокожих людей на улицах города, тут находится крупный центр приема беженцев из Африки. Эти чернокожие люди отнюдь не производили впечатление культурных и вежливых европейцев, наоборот выглядели чужеродно и агрессивно. Один из них приставал к прохожим с фотоаппаратами и грозился побить камеры, так как ему грезилось, что его все фотографировали. Несмотря на то, что объектив моей камеры был закрыт и она висела на шее, ко мне он тоже пристал, в агрессивной манере и на повышенных тонах угрожая разбить камеру за то, что я его якобы фотографировал. Я гулял с девушкой и мне совсем не хотелось омрачать этот замечательный день, доказывая дикарю, что он неправ поэтому я его просто проигнорировал.
72. Прогулку по Халле я завершаю на том же месте, откуда и начал - с привокзальной площади, хранящей старую добрую гдр-овскую социалистическую атмосферу.
73. Синяки города Халле провожают меня прощальным взглядом :)
Подводя итоги, хочется сказать, что Халле - прекрасный город, который я рекомендую включить в свой маршрут, если вдруг окажетесь в этих местах. Это один из самых красивых городов восточной Германии из тех, что мне доводилось видеть и он стоит того, чтобы уделить ему один день, неспешно гуляя по его красивым улицам и наслаждаясь его прекрасной архитектурой.