Fort de Schoenenbourg. Часть 2: Техническая часть форта

Jul 27, 2014 03:41

Продолжаю рассказ об интереснейшем подземном городе - большом форте линии Мажино Fort de Schoenenbourg и в этой части рассказа я детально покажу технические системы форта, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности людей в условиях долговременной жизни под землей, затем мы осмотрим вокзал и подвижный состав подземной железной дороги и отправимся вдоль полуторакилометрового тоннеля к боевой части форта.



В первой части рассказа я детально показал жилую зону форта с казармами, кухней, лазаретом и складами. Техническая часть находится рядом с жилой зоной и соединяется с ней короткой изогнутой потерной. На трехмерной карте я обозначил технический сектор красным кружком.



источник оригинала: http://www.lignemaginot.com/

01. Так выглядит вход в техническую зону форта, сердцем которой является автономная электростанция с четырьмя дизель-генераторами и трансформаторной подстанцией.



Для наглядности привожу план-схему технической части форта.



источник оригинала: http://www.lignemaginot.com/

02. Первое помещение, встреченное по ходу потерны - ремонтная мастерская с токарным и сверлильным станками и кучей другого оборудования. Форт был рассчитан на трехмесячную автономность и в случае выхода из строя каких-то элементов дизель-генераторной электростанции или артилерийско-стрелкового вооружения, слесаря-ремонтники в мастерской могли быстро починить механизмы и изготовить замену поврежденным деталям.



03. Из 620 человек гарнизона, 70 человек были электромеханиками, которые занимались обслуживанием и ремонтом техники форта, в первую очередь его энергетической системы.



04.


05. Следующее помещение по ходу потерны - трансформаторная подстанция, над входом в которую нависает красивый пятилистник электроприборов.



06. Трансформаторная подстанция выполняла два задания: первое - это преобразование 22 киловольтного напряжения, получаемого фортом извне по силовому кабелю в 440 вольт внутренней сети, а также в 600 вольт постоянного тока для электровозов подземной железной дороги. И второе - увеличение напряжения до 3000 вольт для передачи его в боевой блок с минимальными потерями.



07. За решеткой находится энергетическое сердце форта - автономная электростанция.



Небольшое видео этого места для полноты картины. Трансформаторы, которым уже более 80 лет исправно работают по сей день.

image Click to view



08. Вхожу внутрь одного из самых атмосферных мест форта. Размеры автономной электростанции как и расположенной за ней ФВУ поразили мое воображение.



09. Хотя если учесть, что эта электростанция в боевых условиях должна была обеспечивать электроэнергией огромный подземный город, ничего удивительного в таких масштабах нет.



10. Электростанция выполняла роль резервного источника электроэнергии и в мирное время не использовалась. Снабжение форта электричеством осуществлялось с внешней электростанции через силовой кабель, закопанный в паре метров от земной поверхности, расположение которого было строго засекречено.



11. В случае пропажи напряжения в силовом кабеле, включались два дизель-генератора, которые обеспечивали освещение форта, обогрев и работу электроприводов артиллерийских бронекуполов, функционирование вентиляции, железной дороги, лифтов, водяных насосов и кухни. Во время боевых действий при возрастающей нагрузке на электросеть подключался третий дизель-генератор.



12. На всякий случай дизель-генераторы были продублированы и всего их в фортовой электростанции насчитывалось четыре экземпляра, два из которых были резервными. Дизельные двигатели фирмы Sulzer обладали мощностью 160 л.с. каждый и были соединены с генераторами фирмы Schneider-Westinghouse, которые преобразовывали механическую энергию двигателей в электрическую. Во время боевых действий 1940 года резервная электростанция не использовалась так как энергоснабжение по силовому кабелю не прерывалось. На сегодняшний день электростанция находится полностью в рабочем состоянии.



13. За залом, в котором размещены дизель-генераторы, расположен зал с главной фильтро-вентиляционной установкой форта. Помимо нее каждый боевой и оба входных блока обладали своими небольшими фву.



14. Вход в помещение с фву.



Приложу небольшое видео, которое даст более полное представление о масштабах электростанции и фву.

image Click to view



15. А масштабы тут весьма и весьма впечатляющие.



16. Можете представить мое впечатление от увиденного, если учесть что я ехал сюда с расчетом увидеть небольшой бункер.



17. Главная ФВУ отбирала воздух с поверхности через замаскированные в лесу бронеголовки и подавала его во все помещения подземного уровня форта. В случае газовой атаки, воздух пропускался через батарею из 28 фильтров и обеззараживался. Сами же фильтры внутри имели два уровня с активным углем, поглощающим газы и один уровень состоял из бумажных мембран. Это хорошо видно на этом фото. Все объекты линии Мажино от дотов до больших фортов использовали стандартные фильтры, такие как на фотографии.



18. Стройные ряды фильтров, обилие вентилей и труб смотрятся очень и очень фотогенично. Технолирик ликовал, щелкая затвором с частотой метронома.



19.


20. Насосы системы охлаждения двигателей. В соседнем каземате размещены резервуары с водой для охлаждения двигателей электростанции, которая прогонялась по контуру системы охлаждения и фву. Таким образом горячая вода подогревала воздух, который подавался на подземный уровень форта тем самым улучшая температуру внутри жилой зоны. Помимо этого горячая вода системы охлаждения дизель-генераторов также использовалась для отопления казарм. При снабжении форта электроэнергией посредством силового кабеля, казармы обогревались электрическими отопителями.



21. Примечательно, что двигатели, установленные в автономной электростанции форта изначально использовались на немецких подводных лодках, после чего перекочевали в форт Шоненбург. Все четыре двигателя четырехцилиндровые.



22. Поэзия металла.



23. Все четыре дизель-генератора расположены в ряд друг за другом, что видно на плане технической части форта, приведенном выше.



24. Перед тем, как продолжить прогулку еще парочка картинок электростанции, уж больно она красива.



25.

На

26.


27. Возвращаюсь обратно. На заднем плане на фото можно заметить синий резервуар с водой для охлаждения двигателей.



28. Резервуар не один, а целых четыре, каждый объемом по 200 000 литров, итого 80 кубометров воды. Перед резервуарами находится насос охладительной системы а слева потерна технического сектора форта, по которой я попал сюда из жилой зоны.



29. За этой бронедверью находятся резервуары с запасом топлива для двигателей, которого должно было хватить на три месяца беспрерывной работы. Это около 96 000 литров дизельного топлива.



30. Я покидаю техническую часть форта через шлюз спаренных бронедверей и возвращаюсь в то место, с которого начал осмотр подземного уровня.



31. Так выглядит один из двух вокзалов форта. На запасном пути стоят три локомотива, которые тягали составы из вагонеток между различными частями форта. На этой железной дороге перевозили только грузы и боеприпасы, солдаты же передвигались внутри форта пешком.



32. На всех больших фортах линии Мажино использовались электрические локомотивы производителей Vetra и Westinghouse.



33. На фото все три локомотива марки Vetra в оригинальном состоянии.



34.



35. Рабочее место машиниста.



36. С этого ракурса локомотивы похожи на роботов.



37. Железнодорожная система форта - это самая настоящая узкоколейная железная дорога со всей необходимой атрибутикой такой как стрелочные переводы, контактная сеть и сигнальные светофоры (на фото). Ширина колеи - 600 мм.



38. Направляюсь дальше вдоль главной потерны форта. Ходить сегодня придется много.



39. Отойдя от вокзала пару десятков метров, замечаю странную нишу в стене. Подхожу, чтобы рассмотреть поближе и почитать информационную табличку.



40. Оказалось, что это секретный аварийный выход из форта, имеющий оригинальную конструкцию, благодаря которой, его невозможно обнаружить снаружи.



41. Лестница ведущая на поверхность.



42. Схема, дающая представление об устройстве секретного выхода. Верхняя часть шахты аварийного выхода засыпана гравием. Вход и выход через шахту в этот момент невозможен. В случае потребности, заслонка, удерживающая гравий, отодвигалась и гравий падал внутрь шахты, тем самым открывая доступ наверх. Такая вот интересная конструкция.



43. Идем дальше.



Приведу трехмерную схему всего форта для наглядности. Входной блок, зону обеспечения форта а также шахту секретного выхода я уже показал. Продолжаю движение вдоль основной потерны в сторону боевых блоков. Можно заметить, что примерно на середине пути находится штольня для сточных вод длиной 238 метров, в конце которой расположен еще один запасной выход из форта. В фортах линии Мажино часто размещали секретные выходы из форта в конце штольни для сточных вод. Перед сектором боевых блоков форта расположен мозг форта - его командный центр, а также комнаты высшего начальства.



источник оригинала: http://www.lignemaginot.com/

44. За этой дверью расположено помещение с силовым кабелем, через который осуществлялось и осуществляется снабжение форта электричеством. Кабель с напряжением 20 000 вольт проложен в двух метрах от поверхности и имеет длину около 7 километров. Силовой кабель не случайно входит внутрь форта в середине, таким образом у него было больше шансов уцелеть в случае атаки на входные или боевые блоки форта.



45. В этом же месте находится телефонный кабель, обеспечивающий форт связью с множеством наблюдательных постов, расположенных в округе, с близлежащими фортами линии а также с центральным командованием. Через дверь можно рассмотреть кабельную шахту, внутри которой находится 38 телефонных проводов.



46. Продолжаю путь вдоль основной потерны.



47. По пути встречается небольшое помещение, которое изначально должно было служить моргом для временного хранение погибших бойцов во время боевых действий. После войны тут разместилась военная полиция.



48. Примерно на середине пути основная потерна совершает изгиб.



49. И дальше идет прямой линией до боевой части форта.



50. Небольшие ниши с обеих сторон потерны - это минные камеры, в которые в случае захвата врагом одной части форта закладывалась взрывчатка и совершался подрыв основной потерны. Кроме блокирования потерны, взрыв также уничтожал электропроводку и кабеля связи между зоной обеспечения и боевыми блоками.



51. Боевой сектор форта без электроснабжения становился недееспособным, поэтому взрыв основной потерны был самым крайним шагом, к которому можно было прибегнуть лишь в том случае, когда форт под натиском врага нужно было спешно покинуть. Таким образом достигалось еще и то, что противник, захвативший форт, не мог бы приступить к его немедленному использованию в боевых действиях.



52.


53. Пройдя более километра вдоль основной потерны, я достиг командного центра форта, вход в который выглядит так.



На карте видно, что командный центр находится вблизи боевого сектора и представляет собою несколько связанных между собою помещений.



54. Тут же находятся комнаты высшего начальства форта. Так выглядят комнаты офицеров:



55.


56. А это комната команданта форта.


57. Высшее начальство форта размещалось через стенку от командного центра, чтобы в случае непредвиденной атаки в самые короткие сроки приступить к управлению фортом.



58. А так выглядят комнаты командного центра - мозга подземной крепости.



59. Тут находится множество технических девайсов того времени, которые мало что скажут человеку, далекому от истории средств связи. Но выглядит все это впечатляюще, учитывая степень сохранности оборудования. Ведь все, что вы видите на этих фотографиях - все оригинальное. На столе находятся вычислительные приборы - механические калькуляторы того времени, используемые для расчета данных для артиллерийских орудий.



60. В этом помещении находились телефонисты, которые держали связь с наблюдательными пунктами, расположенными вокруг форта (самый отдаленный находился в 9 километрах от форта) и записывали полученные от них данные. Тут же происходила оценка полученной информации и ее передача офицерам и команданту, которые после обработки информации передавали команды в боевой сектор форта.



61.


62.


63. Форт Шоненбург в условиях боевых действий тесно взаимодействовал с соседними фортами, группами дотов этого укрепрайона а также с полевой пехотой, прикрывая ее артиллерийским огнем. Связь и координация огня осуществлялась отсюда из командного центра.



64. Оригинальные огневые планы первого и второго боевых блоков.



65. Рядом с командным центром расположены еще парочка помещений, которые использовались как складские. Сейчас тут представлены копии всех настенных рисунков форта Шоненбург, сделанных солдатами во время периода "странной войны", длившегося с 3 сентября 1939 года по 10 мая 1940 года. Во время этой "странной войны" обе воюющие стороны Франция и Германия не прибегали к активным боевым действиям и отсиживались в своих оборонительных линиях лишь изредка устраивая небольшие локальные перестрелки. Тем не менее солдаты все это время месяцами томились в подземных фортах линии Мажино и чтобы хоть чем то скрасить свое пребывание под землей они рисовали. Я уже писал про самый яркий художественный артефакт "странной войны", найденный нами в заброшенном убежище линии Мажино. В том же посте я подробно раскрыл эту тему.



66. В этом помещении выставлены копии всех солдатских рисунков форта Шоненбург. Не все из них доступны к осмотру в оригинале, так как некоторые расположены в боевых блоках, которые закрыты для посещения. А некоторые рисунки можно наблюдать в оригинале в зоне обеспечения форта.



67. Несколько наиболее ярких образцов подобного творчества.



68.


69.


70. Осмотрев командный центр, я продолжил путь к боевой части форта.



71. На фото еще один вокзал, на запасном пути которого стоит состав, груженный электрооборудованием и фильтрами для фву.



72. Вход в боевую часть форта. В самом начале боевого сектора главная потерна раздваивается. Одна ее часть ведет к боевым блокам 1-4, а вторая к боевым блокам 5-6. Примечательно, что поезда могли подъезжать непосредственно лишь к 1-4 боевым блокам. По причине узости потерны к блокам 5 и 6 вагонетки с грузом солдаты передвигали вручную.



73. Последнее помещение основной потерны форта перед началом боевого сектора - бассейн с водой, предназначенной для тушения пожаров.



74. Рядом с бассейном находится пожарный насос, который транспортировал воду под высоким давлением из бассейна к предполагаемому очагу возгорания.



75. Вентиля и манометры - это всегда красиво.



76. В боевом секторе форта находится еще одна трансформаторная подстанция, которая преобразовывала напряжение 3000 вольт, в 440 вольт внутренней сети форта.



77. Форт Шоненбург как и большинство других фортов линии Мажино по изначальным планам должны были быть более масштабными и иметь большее количество боевых блоков. Но по причине финансового кризиса начала 30-х финансирование программы строительства оборонительной линии было сокращено и первоначальные планы были урезаны. Сегодня во многих фортах линии Мажино можно наблюдать такие вот аппендиксы - недостроенные потерны, которые должны были вести к другим боевым блокам, попавшим под сокращение.



78. Взгляд назад. Оттуда я пришел.



79. Потерна, ведущая к боевым блокам 5, 6. Тут вагонетки с грузом передвигали вручную. Это можно легко понять по отсутствию контактной сети.



80. Доступную к посещению часть боевого сектора форта я покажу в следующей заключительной части рассказа об этом удивительном фортификационном сооружении. Продолжение читайте тут.


линия Мажино, военное, Эльзас, фортификация, Франция

Previous post Next post
Up