Вот и подошла к завершению моя студенческая жизнь. Даже странно как-то осознавать, что я больше никогда не сяду за парту. Ведь всю жизнь до сих пор я только то и делал, что учился. В моей домашней коллекции теперь хранятся три диплома, из которых лишь последний может обеспечить мне достойную интеллектуальную работу, в поиске которой я в данный момент нахожусь. Про мои студенческие годы в Германии я буду еще много и подробно писать на страницах блога, а сегодня я расскажу об институте, в котором прошли четыре года моей студенческой жизни и покажу его корпуса. Во второй части поста я вкратце расскажу о том, как прошла торжественная встреча в честь выпуска в институте и о том, как я защищал свою дипломную работу.
Мой институт называется Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden или Высшая школа техники и экономики Дрездена. Расположен в самом центре города рядом со зданием главного вокзала.
01. Руководство института за десятилетия его существования не сильно заботилось об облагораживании территории вокруг, поэтому скверик перед университетом даже с натяжкой не назовешь уютным. К одиноким лавочкам, затерявшимся в его глубине нет даже дорожек. На этих лавочках я видел часто бомжей и алкоголиков, распивающих пивко с утра пораньше, но очень редко студентов.
02. Гостей и студентов института на подходе встречает местная достопримечательность - самая большая в Дрездене лужа, которая стабильно появляется на этом месте, стоит лишь пройди дождю.
03. Центральное здание университета было построено во второй половине 1950-х в архитектурном стиле, характерном для того времени в странах соцлагеря.
04. Это центральный корпус института (Z-Gebäude) и самое крупное его здание. Тут находится вся администрация университета, несколько крупных аудиторий и множество аудиторий помельче. В этом здании проходит большинство лекций по общеобразовательным предметам на первых семестрах. Будь то физика, математика или экономика.
05. Высшая школа техники и экономики Дрездена была создана в 1992 году на основе образованной в 1952 году высшей школы транспорта. На сегодняшний момент в данном учебном заведении существуют следующие факультеты: факультет строительной инженерии и архитектуры, электротехники, геоинформации, дизайна, информатики, машиностроения, экономических наук и ландшафтного строительства. Университет осуществляет подготовку студентов по более чем двадцати специальностям. Причем по некоторым инженерным специальностям обучение не стали переводить на систему бакалавр-магистр, а оставили диплом специалиста. Это одно из немногих учебных заведений Германии, в котором можно получить образование на специалиста и это несомненно огромный плюс. Это была одна из важнейших причин, почему я выбрал именно этот институт.
06. Холл центрального здания.
07. Интерьеры характерны для любого подобного здания стран соцлагеря. Мозаичные панно на стенах, высокие потолки и много пространства.
08. Поднявшись на девятый этаж можно осмотреть территорию вокруг. Район, в котором расположен институт - это царство социалистической архитектуры. Панельные дома, асфальт вместо плиточки и даже русская православная церковь. Если бы не абсолютная чистота и ухоженность территории и домов, вполне можно было бы представить себя где-то в России или Украине.
09. Скульптурная инсталляция на крыше семинарного корпуса института.
10. За центральным корпусом находятся остальные корпуса института. В центре кадра современное здание институтской библиотеки, правей от него самый современный корпус с лабораториями и кучей различного оборудования. Между многоэтажками затеряны еще несколько лабораторных корпусов.
11. Семинарный корпус (S-Gebäude). В подвале и на первом этаже этого здания находятся лабораторные кабинеты, все остальные этажи занимают обычные учебные классы.
12. Переход между центральным и семинарным корпусами. В коридорах института можно встретить различные шкафчики с выставленными образцами различных материалов, деталей, приборов и электроники.
13. В семинарном корпусе есть такие вот помещения, в которых можно скоротать время между парами или подождать, если пришел на экзамен пораньше, а кабинет еще занят. Единственный минус - эти железные лавочки, очень холодные и сидеть на них весьма не комфортно.
14. Из окон открывается типичный ГДР-овский вид.
15. Помимо шкафчиков с мелочевкой в коридорах семинарного здания можно встретить объекты поинтересней.
16. Половина VW Phaeton, которые собирают в Дрездене на стеклянной фабрике и кузова от BMW и Audi TT.
17. Здание было модернизировано с целью создания безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. В рамках модернизации в одном из лестничных пролетов был установлен лифт. На нашем потоке был один такой студент, но после третьего семестра он пропал - не потянул учебу.
18. Первый этаж семинарного корпуса с лабораторными помещениями. В коридорах до сих пор можно встретить артефакты советского периода.
19. Крупным планом.
20. Выйдем из семинарного корпуса и осмотрим остальную территорию института.
21. Самый современный корпус, в котором размещаются: лаборатория транспортной техники, лаборатория физики и много других, а также один лекционный зал.
22. Этот корпус соединен с семинарным корпусом переходом.
23. Институтская библиотека. Вообще, все современные библиотеки в Германии настолько уютные, что в них очень приятно проводить время. Эта не исключение. Единственный минус институтской библиотеки - время работы. Библиотека работает лишь по будням и лишь до 10 вечера, в то время как саксонская земельная библиотека (SLUB) работает без выходных и все дни, кроме воскресенье до 12 ночи. По этой причине я почти все время ездил заниматься в земельную библиотеку, а сюда забегал иногда после пар, чтобы посидеть в интернете.
24. Идем дальше. На фото еще один лабораторный корпус. Внутри большое количество испытательных стендов - тут у меня проходили лабораторные по таким предметам, как электродвигатели, поршневые машины и прочим сугубо специализированным. Внутри корпус напоминает современный заводской цех с множеством различных машин и испытательных стендов.
25. Он же со стороны улицы.
26. Рядом возводят новый корпус, в котором разместят аудитории, лаборатории и испытательные стенды для специальности Fahrzeugtechnik (Техника транспортных средств). Корпус возводят со скоростью строительства олимпийских объектов в Сочи. Вообще, институт очень много инвестирует в собственное развитие и инвентарь.
27. К сожалению, я уже не застал завершения строительства этого корпуса. Наша специальность до сих пор ютилась в стремных совковых полусараях. Зато теперь у следующих потоков будет самый современный корпус института. Надо будет приехать как нибудь посмотреть на завершенный вариант.
28. Это один из старых корпусов, в котором размещены кафедра электромобильности и лаборатория материалов дорожного строительства.
29. Тут у нас проходили лабораторные по автомобильной электрике.
30. А это старое здание кафедры автомобильной техники с лабораториями и классами.
31. Оно же с внутреннего дворика. В этом здании у нас проходило большинство занятий по профильным предметам на последнем семестре, таким как "двигатели внутреннего сгорания", "трансмиссия", "поршневые машины" и прочих. После того, как достроят новое здание, всю технику и испытательные стенды перенесут туда. Там же и будут проходить лекции и практические занятия для студентов специальности "Техника транспортных средств".
На этом я завершаю обзор территории института и расскажу как прошел торжественный вечер в честь выпуска а также моя защита. Как я уже упоминал в статье, посвященной
немецкой системе высшего образования, на учебу студенту отводится определенное время называемое Regelstudienzeit. Это то время, в которое студент должен вложиться, чтобы закончить учебу вовремя. Вовремя учебу заканчивают лишь около четверти студентов (этот показатель может варьироваться, но в любом случае меньше половины). На моей специальности с дипломом специалиста (Diplom Ingenieur) Regelstudienzeit составлял восемь семестров. По сути, законченная вовремя учеба дает лишь небольшой плюс в рейтинге при поиске работы: этим фактом можно козырнуть в резюме. Те же, кто не вложился в отведенное время, учатся дальше, но не более 14 семестров, после чего нерадивых студентов отчисляют из института с запретом впредь учиться на данной специальности.
Очевидно, что люди с одного потока будут заканчивать университет в совершенно разное время. Как же в таком случае сделать торжественный вечер?
У нас этот вопрос был решен следующим образом. Последний семестр из отведенных на учебу заканчивался в августе, а торжественное мероприятие в честь выпуска было назначено на 6 декабря и на него приглашались все: и те, кто уже защитился, и те, кто только пишет диплом, и те, кто еще сдает хвосты.
В назначенное время студенты последнего курса нашего факультета и некоторые преподаватели собрались в одной из аудиторий университета для торжественного мероприятия. На мероприятии выступили ректор института, декан факультета, а также некоторые профессора, после чего тем студентам, кто уже успел защититься, торжественно вручили дипломы и подарки. При этом отметили самых успешных студентов, закончивших с наиболее высокими баллами (круглых отличников не было ни одного).
32. Во время мероприятия.
фото: Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden
33. На картинке видна статистика выпускников нашего факультета. На потоке у нас было три специальности: Машиностроение (МА), Техника транспортных средств (MF) и Производственная техника (MP). В первой колонке указано количество человек, которое поступило на поток в 2009 году, во второй колонке - те, кто успешно защитил диплом к данному моменту. И третья колонка - те люди, кто еще не защитился, но и не отчислен.
Как видно из статистики, из 121 человека, поступивших на первый курс на мою специальность, к окончанию учебы осталось 22 + 56 = 78. На самом деле это очень хороший результат, так как среднестатистически по инженерным машиностроительным специальностям до финиша доходит около половины. Правда еще не факт, что все из 56 человек успешно защитят дипломы до окончания 14 семестра.
34. Групповая фотография той части студентов нашей специальности, которые пришли на торжественный вечер. Если вычесть преподавателей и лаборантов, получится, что на этот праздник пришли всего 22 человека из 78, числящихся студентами. Многие не смогли прийти по той причине, что пишут свои дипломные на предприятиях по всей Германии.
фото: Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden
После официальной части вечера, студенты нашей специальности были приглашены на празднование в более узком кругу. Было несколько преподавателей, 22 студента, шампанское, пиво и бутерброды от спонсора, которым выступила одна из инженерных фирм. Преподаватели уже в более узком кругу поздравили тех, кто уже защитился и пожелали успехов тем, кто еще в процессе. Затем все общались но не скажу, что общение текло особо бурно. После часу проведенного вместе, народ начал расходиться и мы тоже покинули праздник. Так и завершился этот вечер.
Несмотря на то, что я стремился обзавестись немецкими приятелями с потока, у меня ничего не получилось. В силу особенностей менталитета личная сфера и сфера учебы у немцев как правило не пересекаются и люди, которые общаются между собой в университете, покидая его стены, разбегаются по своим делам. За все годы наша группа ни разу не собралась вместе за пределами университета, а некоторые студенты с группы вплоть до последнего курса не здоровались друг с другом. В итоге все студенты как разбились по группкам на первом курсе, так и общались в рамках своих двушек, трешек и квартетов в течении всей учебы. У меня были на первом курсе немецкие приятели, но они не осилили учебу и до второго курса не дотянули. В итоге после третьего семестра я примкнул к группе мигрантов и до конца учебы общался в основном в кругу двух русских парней и одного поляка. Не сказать, что мы стали друзьями, но всегда помогали друг другу с учебой, с курсовыми и прочим, а иногда все вместе выбирались на пиво. Сдружились мы лишь с поляком и то во время последнего учебного семестра.
35. На фото наша четверка после торжественного выпускного вечера.
16 декабря наступил финальный аккорд моей учебы - защита диплома. На защиту приехал даже мой наставник из фирмы Herrenknecht, где я писал эту работу. Моя презентация получилась немного затянутой и вместо 25 отведенных минут я говорил сорок. После презентации я ответил на вопросы и вышел в коридор, пока преподаватели совещались между собой. Затем я выслушал довольно суровую критику моей работы со стороны моего наставника из университета, в то время как мой наставник с фирмы наоборот меня похвалил, сказав, что он очень доволен моей работой. Оценка дипломной работы составлялась из трех оценок: две оценки за саму работу от каждого из двух наставников со стороны университета и одна оценка за презентацию. В итоге оценки за работу были 2,0 и 2,0, презентацию оценили на 2,7. Итоговая оценка за дипломную работу после округления вышла 2,0, что явилось очень неплохим результатом, полностью оправдавшим мои ожидания.
36. Во время презентации.
Оценка за дипломную составляла 25% итоговой оценки за учебу - остальные 75% был средний бал за последние четыре учебных семестра, когда началась специализация. Средний бал у меня был в районе 2,1 и итоговая оценка, которая пошла в диплом была "gut", то есть 2,0. Это был успех!
37. Через три дня после защиты мне по почте выслали мой диплом специалиста.
Так и завершился мой второй в жизни студенческий период. Эти четыре с половиной года стали однозначно самым важным и ярким временем в моей жизни, о котором я буду еще много писать на страницах этого блога. Я уже запланировал на будущее серию статей, в которой детально расскажу, как проходила моя студенческая жизнь в Дрездене, начиная с первого учебного семестра и заканчивая отъездом из этого прекрасного города.
На данный момент я нахожусь в поиске работы. Я открыт всем ветрам и готов к переезду в любую часть страны, так что завтра я могу оказаться где угодно от Фридрихсхафена на Бодензее до Вильгельмсхафена на Северном море. Куда меня занесет жизнь и как сложиться судьба дальше - покажет время.