Fort de Villey le Sec. Часть 1 - La batterie Nord

Jul 18, 2018 15:51

Серия постов, посвященная фортификации, подошла к завершению и перед тем, как сменить тематику постов, я хочу рассказать вам о самом красивом и масштабном форте из посещенных мною во Франции. Форт Вилле-ле-Сек - очень необычный форт, настолько необычный, что уже в 1961 году был признан памятником истории и с 1967 года тут начали проводить экскурсии. Помимо необычной конструкции, потрясающей эстетики сооружения и не менее прекрасной степени сохранности, нужно отметить высший уровень качества экскурсии. Где еще вы увидите вживую стрельбу из выдвижной бронебашенки, покатаетесь на фортовой узкоколейке и увидите царь-пушку в огромном бронекуполе? И все это можно трогать и пробовать. Мечта, а не форт!

Все три часа, что длилась эта прогулка по великолепному образцу французской фортификации меня не покидало ощущение детского восторга, которое я постараюсь передать в трех постах, посвященных этому месту Это будут последние посты по фортификации в этом году, так что наслаждаемся яркой картинкой и густой атмосферой!





После поражения Франции во Франко-прусской войне 1870-1871 года и утраты двух регионов Эльзаса и Лотарингии французское правительство задумалось о защите своих восточных рубежей от агрессивного соседа - новосозданной Германской империи. Генерал Сере де Ривьера (Séré de Rivières) разработал концепцию обороны, получившей название Barrière de fer - "Железный барьер", согласно которой вдоль французско-германской границы планировалось соорудить линию оборону, состоявшую из фортов и фортовых поясов вокруг стратегически важных городов. К сооружению этой линии обороны приступили в 1870-х годах и ее возведение и модернизация продолжались вплоть до начала Первой мировой. С 1874 по 1885 годы было построено 166 фортов, 43 промежуточных сооружения - увраже и более двух сотен артиллерийских батарей. После 1885-го года все эти сооружения начали модернизировать в связи с новыми вызовами, возникшими после изобретения бризантных снарядов.

Основу концепции обороны генерала Сере де Ривьера составляли города-крепости, окруженные кольцами фортов (на картинке обозначены звездочками), промежутки между ними заполнялись одиночными фортами, расположенными в зоне видимости друг от друга. На границе с Эльзасом и Лотарингией были созданы четыре самых мощных крепости Железного барьера - Верден, Туль, Эпиналь и Бельфор, причем между Тулем и Эпиналем специально был оставлен неприкрытый фортами проход, чтобы спровоцировать немцев на наступление именно в этом регионе, где можно было пройти лишь небольшими группировками войск, которые было бы легко разбить французам.



источник: http://www.festungen.info/

Кроме фортов Вердена, остальные сооружения Железного барьера практически не принимали участие в боях Первой мировой, а после окончания войны полностью утратили свое стратегическое значение в связи с прогрессом вооружений и постройки линии Мажино и использовались главным образом в качестве складов для военной амуниции и боеприпасов а также в качестве казарм. В период Второй мировой форты Железного барьера уже не могли противостоять современным вооружениям и никак не влияли на ход боевых действий, а после войны большая часть французских фортов была заброшена, часть превращена в музеи.

Форт Вилле-ле-Сек входил в состав фортового пояса города Туль - в то время важного транспортного узла на линии Париж - Страсбург и являлся важнейшим фортом Туля и Железного барьера в частности. Построен форт был на холме высотой 345 метров за четыре года в период с 1875 по 1879 год. При выборе места для сооружения форта возникла проблема - на холме на тот момент располагалась деревушка Вилле-ле-Сек. В то время французские власти легко отнимали у людей земли, необходимые для национальной обороны, но тут речь шла о целой деревне с церковью и кладбищем и вероятность наткнуться на сопротивление местных жителей, которое могло сильно затянуть строительство оборонного сооружения, была очень высока. Поэтому при строительстве этого форта, французские инженеры пошли уникальным путем, построив форт вокруг деревушки и окружив ее крепостными стенами.

Так выглядит деревушка Вилле-ле-Сек, окруженная оборонительными сооружениями форта, в настоящее время.



источник: https://www.terrestouloises.com/

Форт Вилле-ле-Сек был завершен к 1879 году, но его главное орудие - бронебашню с двумя 155-мм пушками установили лишь в 1882 году. Для обслуживания ее орудий была сооружена фортовая узкоколейка. Гарнизон форта на момент постройки составлял 1301 человек, из которых 37 были офицерами, 56 унтер-офицерами и 1208 солдаты. Так много людей требовалось для обслуживания двух башенных орудий, восьми мортир, 24 фланковых пушек и 36 пушек крепостного рва. С таким количеством пушек и таким крупным гарнизоном форт Villey-le-sec стал одним из самых мощных и дорогих фортов Железного барьера. А то, что построен он был вокруг уже существующей деревушки, окружив ее артиллерийскими батареями и крепостным рвом, сделало его уникальным примером французской фортификации, благодаря чему он в 1960-х годах получил статус памятника истории и стал музейным фортом с регулярными экскурсиями.

Фортификационное сооружение Вилле-ле-Сек состоит из четырех элементов - квадратного редута (отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны), двух артиллерийских батарей, представляющих собой самостоятельные и автономные боевые сооружения и соединяющего их редана (открытое полевое укрепление, состоящее из двух фасов, расположенных под углом 120 градусов, выступающее в сторону противника, и позволяющее вести ружейный и артиллерийский косоприцельный огонь.) Все сооружения форта и расположенную между ними деревню опоясывал крепостной ров. Вот так выглядела схема форта в момент окончания строительства. Красным обозначены силуэты домов деревушки.



После изобретения бризантных снарядов в 1886 году все форты и сооружения Железного барьера начали укреплять и модернизировать, чтобы они могли противостоять новому гораздо более разрушительному оружию. Песчаниковые стены и крыши фортов покрываются бетоном, орудия прячут в выдвижные бронебашенки. В 1890 году началась модернизация форта Вилле-ле-Сек, которая продолжалась до начала Первой мировой. В рамках мероприятий по усилению обороноспособности форта, были созданы новые укрытия из бетона, бетоном укреплены отдельные элементы фортовых сооружений, капониры заменены на кофры, северная батарея была оборудована выдвижными пулеметной башенкой и башенкой с двумя 75-мм пушками, а также восьми наблюдательными бронеколпаками. Еще одна такая же башенка с двумя 75-мм пушками была установлена в редане. Рядом с редутом начали сооружать батарею, состоящую из двух 155-мм орудий, размещенных в невыдвижных бронебашнях, все бетонные работы были завершены к началу Первой мировой, но бронебашни с орудиями так и не успели установить. Приступить к модернизации южной артиллерийской батареи также не успели к началу войны и она осталась в том виде, в каком ее построили в 1885 году.

В результате мероприятий по модернизации оборонительного сооружения Вилле-ле-Сек, к началу Первой мировой форт выглядел таким образом. Так он выглядит и сейчас.



источник: http://www.clham.org/

За всю свою историю форт Вилле-ле-Сек никогда не принимал участия в боевых действиях и сохранился практически в первоначальном виде, лишь во время Второй мировой на его территорию упало несколько авиабомб, причинивших мелкие разрушения. Еще одна схема, наглядно демонстрирующая устройство форта в 1885 и в 1914 годах.



источник: http://fortiffsere.fr/

01. Это была историческая справка, а теперь давайте перенесемся в солнечный летний день и прогуляемся по территории этого прекрасного фортификационного сооружения, являющегося главной достопримечательностью региона.



02. На территории деревушки размещены качественные информационные щиты с планом объекта и фотографиями наиболее интересных его мест. Оборонительную линию Железный барьер во Франции принято называть в честь ее создателя генерала Сере де Ривьера (Séré de Rivières), что можно заметить на обоих информационных щитах.



03. Экскурсия начинается у ворот, ведущих на территорию северной артиллерийской батареи. Сегодняшний пост будет посвящен обзору исключительно этого фортификационного сооружения.



04. Обе фортовые батареи - северная и южная являлись самостоятельными, автономными оборонительными сооружениями, каждая из которых защищена по периметру крепостным рвом и имеет отдельную входную группу с подъемным мостом через ров. Никакого подземного сообщения между батареями, редутом и реданом нет.



05. Входные ворота имеют классический вид фортификационного сооружения 18-19 веков. Никаких следов модернизации тут не видно, но это тыльная сторона батареи, так что ее не особо укрепляли.



06. В окрестностях форта в этот летний теплый день было полно ящериц.



07. В бывших бетонных убежищах теперь поселились новые обитатели.



08. В этом укрепленном бетоном траверсе находится ход, ведущий в капонир батареи.



09. Дверь открывается и мы спускаемся в антуражную потерну, ведущую к капониру.



10. Подземные ходы, как и само сооружение построены из блоков песчаника - главный фортификационный строительный материал французов до 1890-х годов.



11. За потерной следует спуск на нижний уровень к площадкам для орудий.



12. Подземные ходы в таких фортах всегда очень атмосферны благодаря красивой кладке, правильным геометрическим формам сводов казематов и ламповой подсветке.



13. Внутри подземного пространства капонира размещены многочисленные позиции для орудий.



14. Ближняя оборона обоих батарей осуществлялась крепостными пушками Canon 12 de culasse modèle 1884, одну из которых вы видите на этом снимке.



15. Пушки этой модели были разработаны в 1883 году специально для размещения в кофрах и капонирах фортов и крепостей Железного барьера и предназначались для защиты подступов к фортам и крепостного рва.



Схема орудия. Примечательно, что калибр указан не диаметром ствола, а весом снаряда в фунтах (12-фунтовый снаряд). Для этих пушек существовали снаряды трех типов: разрывная граната, шрапнель и картечь.



источник: Capitaine d'Artillerie Leroy: "Historique et Organisation de l'Artillerie" Cours d'Artillerie 1922

16. Скорострельность этих орудий составляла 3 выстрела в минуту. Перезарядка занимала около двадцати секунд.



17. Еще позиции для пушек. Под потолком можно заметить кронштейны для подвески какого-то инструмента.



18. Амбразуру можно было закрыть специальным бронещитом, если она не использовалась. Для этого тут предусмотрено специальное крепление. Обратите внимание на форточку справа от амбразуры. Я не знаю точно ее предназначение, полагаю, что для вентиляции, так как на ружейную амбразуру совершенно не похоже.



19. Если заглянуть внутрь форточки, удивимся плиточной облицовке канала. Плитка не похожа на историческую и вдвойне не понятно, зачем она тут?



20. Из амбразуры открывается вид на крепостной ров.



21. Отверстия в стенах причудливой формы служили для освещения и вентиляции капонира.



22. Своды казематов, подсвеченные лампами, прекрасны в своей эстетике.



23. Люблю форты за таинственную и загадочную атмосферу древних подземелий. В таких местах хочется заглянуть в каждый уголок в поиске тайн, пройти каждый подземный ход, ведущий куда-то в глубину и узнать, что скрывается там в темном подземном лабиринте.



24. В таких местах во мне просыпается ребенок и наполняет меня чистой детской радостью исследователя подземных миров. Поэтому я так люблю фортификационные сооружения.



Ну а с возрастом к чувствам и эмоциям добавляется научный интерес - хочется не просто прогуляться под землей, погрузившись в таинственно-мрачную атмосферу, но и узнать историю этого места, предназначение тех или иных элементов и оборудования, открыть для себя временные пласты прошлого.

Приведу планы северной батареи форта по состоянию на 1885 и 1914 годы. Как видно по схемам, модернизация была весьма существенной. На объекте 1885 года мы видим классическое для XIX века устройство артиллерийской батареи. Cооружение окружено крепостным рвом по периметру и имеет два входа (1) с поднимающимися мостиками через ров. Ров в свою очередь прикрывается капониром (6), в котором мы только что побывали, полукапониром (7) и тыльным капониром (2). Сама батарея состоит из укрытий-траверсов для артиллеристов (5) и расположенных между ними открытых позиций для артиллерии, склада амуниции (3) и артиллерийского каземата для стрельбы прямой наводкой (4).



источник: http://fortiffsere.fr/

В рамках модернизации все открытые артиллерийские позиции были удалены, для личного состава была сооружена казарма (3) из специального фортификационного бетона, а из семи убежищ-траверс оставили лишь три (4). Вся артиллерия батареи была заменена двумя 75-мм пушками, размещенными в выдвижной бронебашенке (7), в еще одной выдвижной башенке разместили пулемет (5) для ближней обороны. В остальном сооружение осталось таким же, как и было.



источник: http://fortiffsere.fr/

25. В бывших укрытиях-траверсах теперь обитает крупный рогатый скот.



26. На заднем плане виден вход в ту самую бетонную казарму, сооруженную в рамках модернизации батареи. В казарме располагались 104 спальных места для солдат.



27. Бычок-стиляга с модной челкой.



28. Услышав шум, из-за казармы показался его дружок.



29. И вскоре посмотреть на посетителей форта собралась вся обитающая тут семейка.



30. Не знаю, что это за порода такая, но очень милые и красивые коровки.



31. Осмотримся вокруг. На снимке главные ворота батареи с тыльной стороны. Внутри входного сооружения расположены также помещения с амбразурами для прострела крепостного рва в обоих направлениях.



32. Так выглядит снаружи капонир, в котором мы только что побывали. Обратите внимание на двойной ров вокруг капонира, первый раз вижу такое в фортах.



33. В левом нижнем углу фотографии можно заметить амбразуру капонира, из которой был сделан 20-й снимок.



34. Контрэскарпная стенка тут сделана арочной. Тоже очень необычное решение, которое я вижу впервые. Не совсем понятна задумка, ведь противник, попавший в ров, может спрятаться в нишах арки от капонирного огня. Но смотрится красиво.



35. Перейдем к обзору бронебашенок, которыми оснастили батарею в рамках модернизации в начале 1900-х годов. Все эти башенки являются типовыми элементами французских фортов Железного барьера, которые устанавливались на все модернизированные форты Франции в начале прошлого века.



36. На этих снимках видно, какой замечательный обзор открывается с холма, на котором стоит форт. В случае приближения немецкой армии, ее можно было увидеть за десятки километров и успеть подготовиться к обороне.



37. На этом и двух предыдущих снимках вы видите типовую пулеметную башенку, ставшую на вооружение в 1899 году. Толщина крыши в башенке составляет 12 см, что позволяло в закрытом положении противостоять артиллерии, калибром до 155 мм. В выдвинутом положении башенка становилась уязвимой для снарядов, так как толщина ее боковых стенок была всего 1,5 см (в 1902 году ее увеличили до 2 см), что позволяло противостоять лишь стрелковому вооружению и шрапнели.



Орудием башенки являлись два 8-мм пулемета Гочкисс, модели Mle 1900. Но вести огонь можно было лишь из одного пулемета, в то время, как второй пулемет находился в режиме ожидания и располагался ниже активного пулемета. Простым вращением лафета можно было менять их позиции - таким образом пулеметы охлаждались. Скорострельность пулемета составляла 700 выстрелов в минуту, а дальность стрельбы 1700 метров. Всего был изготовлен 101 экземпляр башенок этого типа, из которых 87 были установлены на фортах и увраже до начала Первой мировой. Посещение этой башенки не входило в экскурсионную программу, но мне удалось побывать внутри такой башенки в верденском Ouvrage de Froideterre.


источник: Ministère de Guerre "Service des Canons sous Tourelle et Casemate et des Mitrailleuses sous Tourelle" 1911

38. Еще одна стандартная деталь всех обновленных на стыке XIX и XX столетий французских фортов - наблюдательные бронеколпаки. Северная батарея форта Вилле-ле-Сек располагала двумя подобными бронеколпаками.



39. Бронеколпаки были все одного типа с тремя прорезями и углом обзора 240°. Внутри бронеколпака располагались приборы для наблюдения за местностью и наводки артиллерии. Всего на французских фортификационных объектах с 1894 по 1917 годы было установлено 178 бронеколпаков этой модели.



40. Детали конструкции этого типа бронеколпаков можно посмотреть по ссылке, там внизу странички есть фотографии измерительных приборов, которые устанавливались в этих бронеколпаках и служили наводке и корректировке артиллерийского огня.



41. На этом снимке видны оба наблюдательных бронеколпака батареи, причем разных поколений. На заднем плане бронеколпак первого поколения 1893 - 1912 годов. На переднем плане усовершенствованная модель, которая устанавливалась в форты с 1912 по 1914 год и отличалась увеличенным на 20 см диаметром (100 см против 80 см у предшественника).



42. В боевых действиях наблюдательные бронеколпаки этого типа показали себя как недостаточно функциональные, их часто засыпало грунтом и осколками бетона во время взрывов поблизости, после чего их использование становилось проблематичным. Эти недостатки были учтены при разработке новых фортификационных сооружений линии Мажино, наблюдательные бронеколпаки которых имели совершенно другое устройство, обеспечивающее гораздо лучший обзор и функциональность.



43. Толщина брони наблюдательного колпака составляла внушительных 25 см, а вес 7,5 тонн. Такая броня обеспечивала защиту от прямого попадания практически всех существующих калибров полевой артиллерии, кроме крупных мортир типа "Толстушки Берты", которая раскалывала такие колпаки как орешки.



44. Перед наблюдательным колпаком оборудованы стрелковые позиции для пехоты.



45. Потрясающе живописная пастораль провинциальной Франции и диски бронебашенок, словно тарелки пришельцев. Обожаю такие картины.



46. Эта единственная бронебашенка с двумя 75-мм орудиями внутри, установленная в батарее в 1907 году, заменила собой все остальные орудия батареи.



47. Дальше по ходу экскурсии нас ждал приятный и неожиданный сюрприз. Наш гид подошел к бронебашенке и заговорил с кем-то, находящимся внутри.



48. Башенка выдвинулась из бетонного укрытия...



... и пальнула из пушек!

image Click to view



49. Просто фантастика! Где еще можно вживую увидеть, как стреляют орудия 1907 года постройки!



50. Это типовая башенка с двумя 75-мм пушками, которая устанавливалась на фортификационные сооружения Железного барьера с 1905 по 1914 годы. Tourelle de 75 mm R modèle 1905 - именно так звучит полное название башенки и вы видели ее не раз в моих рассказах о верденских фортах. Но полностью функционирующую башенку этой модели да еще и стреляющую можно увидеть лишь тут в форту Вилле-ле-Сек.



51. Пока мы направляемся ко входу в подземные казематы, делаю парочку снимков идиллической картины с гармоничным вкраплением реликтов военного прошлого.



52. Пулеметная башенка на фоне жилых домов деревушки смотрится немного сюрреалистично. Такие снимки можно сделать лишь тут в этом уникальном французском форту, не имеющем аналогов.



53. Следующим пунктом экскурсии стал осмотр выдвижной башенки с орудиями изнутри. Спускаемся в каземат 75-мм артиллерийской башенной установки.



54. На входе в каземат расположена шахта наблюдательного бронеколпака со спущенной в самый низ платформой. Возможность опустить платформу в самый низ шахты играла важную роль в случае ранения наблюдателя, таким образом можно было безболезненно и быстро эвакуировать раненого наблюдателя.



55. По длине лесенки к наблюдательному колпаку можно оценить толщину потолка над артиллерийским казематом.



56. Уже знакомый нам по верденским фортам и увраже механизм выдвижной артиллерийской установки Tourelle de 75 mm R modèle 1905.



Этот тип бронебашни был создан в 1901 году, но на вооружение был принят лишь в 1905 году, что отмечено в индексе модели. Четыре года ушли на бюрократическую волокиту, сопровождавшую постановку башни на вооружение. Внутри башни расположили две 75-мм пушки модели 1897, стволы которых были укорочены на 60 см, чтобы орудия можно было вместить внутрь. Дальнебойность орудий теперь составляла 4900 метров, что было достаточно для покрытия расстояния до ближайших фортов или увраже. Индекс R в названии башенки означает „raccourci à tir rapide“ то есть "скорострельная", так как орудия башни могли держать темп стрельбы 11 выстрелов в минуту. Башня обслуживалась командой, состоящей из 15 человек.



источник: Ministère de Guerre "Service des Canons sous Tourelle et Casemate et des Mitrailleuses sous Tourelle" 1911

Башенная установка этой модели получила широкое распространение и была изготовлена в 77 экземплярах, из которых 55 были установлены во французских фортах и увраже до начала Первой мировой, остальные 22 башни были впоследствии модифицированы и заняли место на объектах линии Мажино в 1930-х годах.

57. Как видно на схеме выше, башенка имеет три уровня, на самом нижнем расположен подъемный механизм и ручной привод вентиляции для отвода пороховых газов.



58. Общий вес бронебашни вместе с подъемным механизмом составляет 135 тонн из которых 42 тонны приходится на подвижную часть, которая благодаря 6-тонному противовесу могла опускаться или подниматься при помощи мускульной силы двух солдат.



59. На переднем плане ручной привод вентиляции, при помощи которого внутрь башенки подается чистый воздух и отводятся пороховые газы.



60. В нишах нижнего уровня размещен рабочий инструмент механиков и запасные стволы для орудий.



61. Также тут располагался склад 75-мм снарядов.



62. На среднем уровне размещался командный пост, куда поступали координаты для стрельб. Тут же находится механизм поворота башни вокруг своей оси и стеллажи для боезапаса, в которых помещались 725 снарядов.



63. Слева от центрального ствола башни лифт для подачи снарядов к орудиям, справа на снимке механизм поворота башни вокруг своей оси.



64. Все механизмы оригинальные, рабочие и в идеальном состоянии. Просто потрясающе!



65. Можно в деталях изучать французскую инженерную мысль начала прошлого века.



66. Если присмотреться, можно заметить, что привод поворотного механизма башенки цепной.



67. Два лифтовых подъемника снарядов, по одному для каждого из орудий.



68. На стволе башенки привинчены стильные шильдики производителя.



69. Это 13-я по счету изготовленная башня этого типа. Несмотря на то, что башенка была принята на вооружение лишь в 1905 году, а установлена в северной батарее форта в 1907-м, дата ее изготовления - 1904 год.



70. Стеллажи для хранения боезапаса размещены в нишах бетонного колодца.



71. Оригинальный 75-мм снаряд, которыми стреляли орудия башенки.



Небольшое обзорное видео этого уровня башенки.

image Click to view



72. На верхнем уровне башенной установки размещались пушки и системы управления их наводкой, защищенные 30-см броней.



73. Под крышей расположен воздуховод вентиляционной системы.



74. Дальше меня ждал еще один приятный сюрприз - мне разрешили забраться внутрь башенки. Я был единственным из экскурсионной группы, кто воспользовался возможностью осмотреть орудия и механизмы управления башенкой.



75. Оригинальная башенка с орудиями в идеальном состоянии - фантастическое зрелище для такого любителя фортификации, каким являюсь я.



76. Внутри башенки стоял запах пороха, ведь десять минут назад из этих орудий сделали залп. И от этого запаха погружение в атмосферу стало еще более полным. Почувствовал то, что чувствовали французские солдаты во время стрельб из подобных башенных орудий.



77. Детали механизмов башенки для наглядности в свете фонаря. По центру между орудиями видны крутилки, регулирующие наклон орудий.



78. В стенке между орудиями есть небольшое отверстие. Полагаю, что оно сделано для удаления пороховых газов, но возможно, у него были и другие функции.



Мой восторг от увиденного лучше всего передает видео:

image Click to view



79. После осмотра башенного каземата наша экскурсионная группа двинулась дальше и тут нас снова ждал небольшой, но приятный сюрприз.



80. Расстояние между северной батареей и редутом нам предстояло преодолеть по фортовой узкоколейке на этом симпатичном поезде.



81. Локомотив вряд ли оригинальный, но выглядит очень антуражно.



82. Кабина машиниста.



83. Поехали...



84. Справа по борту проплывают прекрасные летние пейзажи Лотарингии.



85. Узкоколейка - это всегда красиво и атмосферно, а фортовая узкоколейка атмосферна вдвойне.



Заснял коротенькое видео на ходу.

image Click to view



86. Проезжаем недостроенную артиллерийскую батарею, состоящую из двух башенных 155-мм орудий, сооружение которой было прервано началом Первой мировой.



Вот это место в нижнем левом углу от редута.



87. Дальше наш поезд заезжает на территорию редута и на протяжении следующего часа мне предстояло еще неоднократно испытать самые восторженные чувства от увиденного. Самая интересная часть экскурсии была впереди и о ней я расскажу в следующем посте.



Железный барьер, музей, фортификация, Лотарингия, Франция

Previous post Next post
Up