Fort de Villey le Sec. Часть 2 - Reduit

Jul 29, 2018 16:36

Продолжим наше знакомство с роскошным фортом Вилле-ле-Сек, самым необычным и красивым фортом из тех, которые мне довелось посетить. В прошлом посте я показал вам его северную батарею, модернизированную выдвижными башенками. Сегодня мы осмотрим сердце форта - редут, имеющий форму квадрата и увенчанный в центре огромной артиллерийской установкой, заключенной в бронекупол и поражающей воображение своими масштабами. Редут со своей огромной бронебашней - пожалуй, самое необычное и красивое фортификационное строение из виденных мною. Гуляя по его казематам меня не покидало ощущение, будто бы я нахожусь в какой-то компьютерной игре - слишком фактурной, масштабной и невероятной выглядела его центральная часть.





01. На поезде фортовой узкоколейки мы заезжаем на территорию редута. Вход внутрь сооружения после модернизации, проведенной в 1900-х годах теперь выглядит так, но нам сюда еще рано. Первая цель на нашем пути - кофр.



02. Напротив входа стоят оригинальные вагоны фортовой узкоколейки. На таких вагонах в форт доставляли все необходимое от провизии до боеприпасов.



03. Техника того времени потрясающе фактурна. Каждая деталь тут как предмет индустриального искусства.



04. Оригинальный вагон-цистерна для доставки в форт воды. Удивительно, но в фортах Железного барьера обычно не было своего колодца.



05. Фортовые узкоколейки являлись главными транспортными артериями фортификационного пояса "Железный барьер", но мало где сохранились. А здесь сохранилась не только узкоколейка, но и оригинальные вагоны, что значительно повышает музейную ценность форта Вилле-ле-Сек, которая и так на высоте.



06. Едем дальше по дну крепостного рва. Слева в кадре демонтированное оригинальное узкоколейное полотно.



Коротенькое видео, снятое с поезда во время поездки по рву:

image Click to view



07. Редут форта имеет правильную квадратную форму, которую повторяет его крепостной ров. На снимке виден поворот крепостного рва под прямым углом.



08. Эскарпная стенка в одном месте разрушена. Так как форт никогда не принимал участие в боевых действиях, полагаю, что это результат бомбардировки союзниками в конце Второй мировой.



09. Форт Вилле-ле-Сек является местом жительства различного рогатого скота. В северной батарее обитают стильные коровки, тут в Редуте живет стадо горных козликов, свободно тусующихся на поверхности оборонительного сооружения.



10. Еще горка оригинальных рельс, увенчанная секцией с тупиком. Примечательно, что рельсы фортовых узкоколеек были сварены со стальными шпалами в отдельные секции, из которых монтировалось железнодорожное полотно, как на игрушечной железной дороге. Мы видим на горке как прямые секции, так и изогнутые для поворотов.



11. Если стенки контрэскарпа укрепили бетонным покрытием, то эскарпа модернизация не коснулась и он выглядит, как классическая стена средневековой крепости со стройным рядом бойниц.



12. Узкоколейный поезд прибывает на конечную, остановившись у кофра, и дальше наша прогулка продолжается пешком.



13. Общий вид на крепостной ров с одного конца в другой, тут хорошо видны габариты объекта. Напомню, что форт Вилле-ле-Сек являлся одним из крупнейших фортов в оборонительной линии Железный Барьер.



14. Моя любовь к узкоколейкам и страсть к фортификации встретились в этом форту. Нужно ли говорить, какое удовольствие и восторг я получил от этой трехчасовой экскурсии, где было и первое, и второе и много чего еще.



Перед тем как продолжить, пару слов о самом редуте. Реду́т (фр. redoute от лат. reductus - удаленный, убежище) - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. Редуты известны с XVI века, широко применялись в XVII - XIX веке в качестве опорных пунктов. Давайте посмотрим на редут форта Вилле-ле-Сек с высоты полета дрона. Мы видим идеально квадратную форму сооружения с бронебашенкой в центре и расположенными вокруг нее углублениями с казармами. Все это опоясано по периметру рвом с высокими стенами.



фото взято тут.

Так выглядел редут форта Вилле-ле-Сек на момент окончания строительства в 1885 году.



источник: http://www.fortiffsere.fr

А так он стал выглядеть после модернизации 1900-х годов и в таком состоянии он дошел до нашего времени. Из главных изменений можно отметить замену капониров, прикрывающих крепостной ров (22, 24, 25 на схеме вверху), на кофры (19, 20, 21 на схеме внизу), изменение структуры центральной казарменной части, сооружение на территории редута железобетонного входного портала (22) с убежищами для солдат внутри (9) и пристройку к редуту батареи из двух 155-мм орудий, размещенных в бронебашнях (25, 26), которые так и не были никогда установлены по причине свертывания строительных работ, обусловленного началом Первой мировой.



источник: http://www.fortiffsere.fr

15. Продолжим нашу прогулку и следующим пунктом в экскурсионной программе значится осмотр двойного кофра, фланкирующего две стороны крепостного рва (на схеме обозначен цифрой 20).



16. Кофр сооружен из фортификационного бетона и его поверхность изрядно посечена осколками от разорвавшейся рядом авиационной бомбы союзников.



17. Внутри кофра установлены оригинальные фланкирующие орудия, которые мы скоро осмотрим в деталях.



18. Ствол казематной пушки Canon 12 de culasse modèle 1884.



19. Выразительные стимпанковские стволы револьверной пушки Le canon-revolver Hotchkiss de Mle 1879.



20. Кофр примечателен тем, что под амбразурами сделан небольшой ров для приема осколков бетона, чтобы они не перекрывали амбразуры. На объектах линии Мажино это решение получит свое продолжение в виде диамантовых рвов.



21. Вид на ров из амбразур кофра. Кофры, как и капониры служат для прострела территории рва в случае проникновения в него штурмовых отрядов пехоты противника.



22. Через ров напротив входной двери переброшен мостик. В этом месте ров перед кофром выполняет еще одно задание, затрудняя его штурм. Давайте заглянем внутрь и осмотрим стоящие внутри кофра фланковые орудия.



23. Кофр для прикрытия южной стороны крепостного рва.



24. И расположенный под прямым углом к нему кофр для фланкирования восточной стороны рва.



25. Этот каземат интересен тем, что тут установлены два оригинальных фланкирующих орудия.



26. Уже виденная нами в северной батарее форта пушка модели Canon 12 de culasse modèle 1884, разработанная специально для размещения в кофрах и капонирах фортов и крепостей Железного барьера. Предназначались эти орудия для защиты подступов к фортам и фланкирования крепостных рвов.



27. Цифра 12 в названии пушки указывает калибр, но не диаметр ствола, а вес снаряда в фунтах (12-фунтовый снаряд). Для этих пушек существовали снаряды трех типов: разрывная граната, шрапнель и картечь. Скорострельность орудия составляла 3 выстрела в минуту, перезарядка занимала около двадцати секунд.



28. На корпусе пушки красуется герб изготовителя. Помимо самой пушки, на снимках можно заметить бронезадвижку на грузике с отверстием для ружья, прикрывающую амбразуру, когда пушки нет на месте.



29. Вторая пушка более интересна, это Canon-révolver de 40 mm modèle 1879, созданная фирмой Hotchkiss. Слева от нее можно заметить нишу для баллона со сжатым воздухом, служившим для проветривания кофра от пороховых газов.



В 1870-х годах французская фирма Hotchkiss et Cie разработала пятиствольную пушку, стволы которой вращались по принципу револьвера, что обеспечивало высокую скорострельность орудия. Пушка этой модели использовалась как в крепостях Железного барьера для ближней обороны, так и на флоте для защиты кораблей от носителей торпедного оружия. В 1884 году Российская империя закупила 150 пушек этой модели, а спустя два года в 1886 году приобрела лицензию на производство этого орудия, которое было начато в Туле и продолжалось до 1896 года. За десять лет в России было изготовлено 290 револьверных пушек Хочкисса, которые активно применялись во время Первой мировой в качестве зенитных орудий.



30. На этом снимке видна ручка, которая вращала пять стволов орудия вокруг центральной оси. Каждый ствол, достигши определенной точки во время вращения, производил выстрел, после чего из него извлекалась гильза, заряжался новый патрон и в процессе осуществлялось небольшое охлаждение. Весь процесс от загрузки до выброса гильзы проходил в пяти тактах, по количеству стволов в пушке и все такты осуществлялись простым вращением ручки.



31. Благодаря продуманному механизму, скорострельность пушки достигала 60 выстрелов в минуту при дальности стрельбы до двух километров. Пушку обслуживали три человека: командир орудия, осуществлявший наводку, солдат, вращающий ручку и солдат, загружающий магазины с патронами. Каждый такой магазин вмещал десять патронов и весил около 8 кг.



Работник музея рассказывает о принципе работы револьверной пушки Гочкиса, кто знает французский, можете посмотреть видео.

image Click to view



Грех было не воспользоваться возможностью и самому не покрутить ручку орудия, тем более, что в этом прекрасном музейном форту все можно трогать и пробовать.

image Click to view



32. После знакомства с обоими пушками, мы покидаем кофр и спускаемся в подземный тоннель, связывающий кофр и центральную часть редута.



33. Тоннель сделан из бетона, что свидетельствует о том, что он был сооружен во время модернизации форта. Хотя на старой схеме мы тоже видим тоннели, связывающие капониры с центральной казарменной частью. Справа на снимке колодец наблюдательного бронеколпака.



34. Лестница, ведущая к наблюдательной позиции, имеет длину более десяти метров.



35. Вот как этот колпак выглядит снаружи. Такие наблюдательные бронеколпаки присутствуют на каждой стороне редута.



36. На подходе к казарменной части с обоих сторон тоннеля появляются помещения склада боеприпасов.



37. В потолке сделано сквозное отверстие, имеющее квадратное сечение и пересекающее несколько уровней.



38. Видимо, тут располагалась лебедка, при помощи которой боеприпасы с нижних складских уровней транспортировали наверх к орудиям.



39. Потерна заканчивается убежищем для солдат, расположенном на крыше редута. На снимке видны кронштейны от лавочек, которые в прошлом располагались в убежище. Тут артиллеристы, чьи орудия размещались на крыше редута на открытых позициях, могли переждать обстрел вражеской артиллерии.



40. Из убежища есть выход на крышу редута, которым мы воспользуемся.



41. Убежище это было достроено в процессе модернизации форта, чтобы обеспечить укрытие от бризантных снарядов солдатам, работающим на открытых позициях.



Приведу еще раз карту для понимания того, где мы были и куда пришли. Потерна, ведущая из двойного кофра (20) к центральной части редута обозначена тут цифрой (3). Помещения артиллерийского склада и расположенное рядом убежище, через которое мы попали на крышу, отмечены на схеме цифрами (13) и (10).



источник: http://www.fortiffsere.fr

42. С крыши открывается вид на казарменные дворики, встроенные в тело редута. По обе стороны от таких двориков находятся арочные помещения казарм (8). Всего таких двориков четыре, расположены они вокруг центрального бронекупола и соединены по периметру проходящей через них потерной.



43. На крыше редута видны траверсы, между которыми изначально располагались открытые артиллерийские позиции. С изобретением бризантных снарядов вся артиллерия была убрана с крыши форта в казематы.



44. А сами казармы почему-то не успели модернизировать и укрепить бетоном. Они выглядят как классические казармы фортов 19-го века - каменная кладка, огромные окна. В случае обстрела фугасными снарядами, гарнизону, размещенному в казармах, пришлось бы не сладко.



45. Но смотрятся такие заглубленные казармы очень живописно и атмосферно. Настоящая красота классической фортификации.



46. На этом снимке виден вход в бетонное убежище, через который мы вышли на крышу форта, один из четырех казарменных двориков и траверсы.



47. Еще один казарменный дворик, сфотографированный с центральной бронебашни, которая является одним из ярчайших пунктов экскурсии. Идемте уже поскорей и посмотрим на это величественное произведение механики позапрошлого века.



48. Вход в башенку современный и сооружен в этом месте для удобства проведения экскурсий.



49. Проходим через бетонную трубу...



50. ...и попадаем на лестницу, соединяющую бронебашню с антуражным помещением на уровне ниже.



51. Пока экскурсионная группа толпится у башенки, я ныряю в помещение под ней. Здесь расположен привод поворотного механизма башни, который изначально был механическим и приводился мускульной силой солдат, но позже, когда форт электрифицировали, привод оснастили электромотором.



52. В центре каземата с приводом башенки расположена антуражная винтовая лесенка, ведущая на нижние уровни башенного колодца.



Приведу парочку схем этой башенной установки для понимания масштабов сооружения.



На этих схемах хорошо виден привод поворотного механизма башенной установки, расположенный на нижнем уровне под самой установкой. Примечательно, что привод цепной - вращение шестеренок тянуло за собой цепь, которая в свою очередь поворачивала башенку вокруг своей оси. При помощи механизма шестеренок можно было выставить одну из двух скоростей вращения башенки - в быстром режиме башня совершала полный поворот за минуту, в медленном режиме за три минуты.



53. Башенка двигалась вокруг своей оси на стальных катках, размещенных вдоль периметра, вот они на снимке.



54. Для привода поворотного механизма использовалась мускульная сила шести солдат. Позже во многих фортах мускульную силу заменили паровой машиной, размещенной на нижнем уровне. Была ли тут паровая машина в качестве промежуточного решения перед тем, как привод электрифицировали, я не знаю. Недостатком паровой машины был ее выхлоп, который демаскировал расположение башенной установки.



55. Не знаю, насколько фотографии передают масштаб и величие этой царь-пушки, точнее царь-бронебашни, но вживую сооружение впечатляет! Tourelle Mougin de 155 mm modèle 1876 - именно так называется эта модель башенной установки, а дата в ее названии означает год принятия на вооружение. В то время еще не были изобретены бризантные снаряды, но французы уже в 1876 году предприняли попытку спрятать артиллерийские орудия внутри бронекупола фортификационного сооружения.



56. Мрачная, стальная эстетика древних механизмов. Красота!



57. Внутри бронекупола расположены обычные 155-мм пушки, которые установлены на стандартных лафетах. По сути вся эта конструкция - лишь поворотная платформа, закрытая бронекуполом, на которую выкатили два артиллерийских орудия.



58. Каждый элемент этого пространства великолепен, а количество сочной фактуры не оставляет в покое затвор фотоаппарата. Ощущения, будто попал в декорации красивой компьютерной игры, действие которой разворачивается в древних подземельях, напичканных старинными механизмами.



Приведу парочку схем, на которых эта артиллерийская установка представлена наглядно в разрезе. Башня была очень дорогой и стоила на то время 205 000 франков, тем не менее французы изготовили 25 таких башенок, которые разместили на фортах и увраже Железного барьера. Запас прочности башенки с ее 60-см броней был настолько огромен, что даже изобретение бризантных снарядов не повлияло на ее обороноспособность. В 1901 году один из фортов, оснащенный такой башенкой, был в рамках эксперимента обстрелян бризантными снарядами и башенка успешно пережила обстрел, подтвердив заложенный в нее запас прочности. Некоторые из башенок этой модели принимали участие в боевых действиях как Первой так и Второй мировых войнах.





59. В центре кадра в нише в стене виден подъемник для доставки снарядов с нижнего уровня к орудиям в башенной установке.



60. Размеры подъемника под стать габаритам 155-мм снарядов. Таких крупных подъемников на фортификационных объектах мне еще не доводилось видеть. Было бы интересно взглянуть на размеры 155-мм снаряда, вес которого составлял 40 кг.



61. Забираюсь внутрь башенки к пушкам. Опять же поражаюсь тому, какую свободу в осмотре орудий и казематов предоставляют в музее посетителям. Пока я лазил между пушек, фотографируя их со всех ракурсов, никто мне и слова не сказал. Такая свобода в музейных фортах и крепостях - большая редкость.



62. Дальнебойность обоих 155-мм пушек составляла 7500 метров.



63. Пространство между лафетами и стенками бронекупола.



64. Стволы орудий. Люди в кадре позволяют оценить масштабы установки.



Для полноты картины добавлю в пост два видеофрагмента, снятые мною внутри башенной установки:

image Click to view



image Click to view



65. Осмотрев башенку изнутри, выходим наружу и направляемся к огромному бронекуполу.



66. Бронекупол поражает своими габаритами - шесть метров в диаметре, полтора метра в высоту и 60 сантиметров толщина брони!  Даже на линии Мажино не устанавливали ничего подобного!



67. Можно заметить, что бронекупол состоит из четырех сегментов, вес каждого из которых составляет 21 тонну. Эти сегменты были доставлены сюда по отдельности и смонтированы уже на месте.



68. На куполе присутствуют выбоины от авиабомб. В конце Второй мировой союзническая авиация скинула несколько бомб на территорию форта и находящуюся внутри него деревушку.



69. Здорово, что такие образцы фортификационной инженерии сохранились до нашего времени в своем первозданном виде. И что сегодня у каждого есть возможность так близко прикоснуться к истории.



Окинул взглядом территорию редута с высоты бронекупола:

image Click to view



Если мы посмотрим на эту схему бронебашенки, то увидим, что помимо помещения с орудиями (2), башенка имеет еще целых три этажа (4,5,6) нижних уровней, соединенных винтовой лестницей, что ми видели на фото 52.



70. Спускаемся на самый нижний уровень башни. По полу тут проложена узкоколейка, при помощи которой к башенке доставляли тяжелые снаряды.



71. Все помещения форта построены из песчаника... роскошная, фактурная кладка создает в фортовых подземельях сказочную и таинственную атмосферу.



72. Великолепное основание башни на самом нижнем уровне. Это самый центр форта, его сердце, если можно так выразиться.



73. Сделав круг вокруг основания, узкоколейка упирается в тупик.



74. В тупике стоит парочка оригинальных вагонеток для транспортировки снарядов и прочего по внутрифортовой узкоколейке. Вагонетки по внутренним помещениям форта транспортировались вручную.



75. Все великолепие классической фортификации в одном снимке! За дверью видна та самая винтовая лесенка, что поднимается сквозь три уровня к поворотному механизму башенки.



76. По одной из бетонных потерн мы покидаем башенку и направляемся к расположенным вокруг нее казармам.



77. Один из четырех казарменных двориков, которые мы видели с крыши форта по пути к артиллерийской башне.



78. Еще один дворик с расположенными по обе стороны казарменными помещениями.



79. Арочные казармы из блоков песчаника с широкими окнами выглядят великолепно. Но серьезный артиллерийский обстрел форт вряд ли смог бы пережить. Тут и "Толстушки Берты" не понадобилось бы, все это превратилось бы в руины и от калибров обычной полевой артиллерии.



80. Заглянул в одно из казарменных помещений.



81. Все казарменные помещения соединены между собой коридором. В этом плане казармы редута имеют стандартную компоновку и не отличаются от казарм на десятках других подобных фортах.



82. В потолке виден вентиляционный канал, выходящий на крышу редута. Оголовки вентиляционных колодцев на крыше сооружения можно заметить на фотографиях 44, 45, 47.



83. Все четыре казармы соединены между собой дорогой, ныряющей в фортовые подземелья.



84. Арочные кирпичные своды впечатляют качеством работ. Тогда строили на века и построенное должно было иметь красивый эстетичный вид, даже если это были военные объекты.



85. По лесенке, что начинается на предыдущей фотографии спускаюсь вниз на перекресток потерн.



86. Слева и справа ступени, ведущие к двум казарменным дворикам, расположенным друг к другу под прямым углом. Потерна в центре кадра ведет к основанию бронебашни. Можно даже рассмотреть дверь, за которой находится винтовая лесенка к орудиям.



87. Если развернуться на 180°, то потерна, что идет от бронебашенки продолжается и, спустившись еще ниже, проходит через еще одну казарму и выходит в крепостной ров, заканчиваясь главным входом в редут.



88. Следую по этой потерне и попадаю в еще одну казарму, более заглубленную и укрепленную по сравнению с теми, что расположены возле башенки.



89. Оригинальные двери и надписи на них.



90. В некоторых казематах оборудованы музейные инсталляции и экспозиции. Слева в кадре вы видите помещение казарменного лазарета.



91. Внутри довольно неплохо восстановили интерьер.



92. Рядом с лазаретом комната коменданта форта. Судя по тому, что дверь была заперта, комнату еще не заполнили инвентарем.



93. Прекрасно сохранилась печь для выпечки хлеба для фортового гарнизона.



94. Красота в деталях!



95. Небольшая кухня на два котла с оригинальной посудой того времени.



96. Учитывая огромный гарнизон форта, вряд ли это была единственная кухня редута.



97. Спальные помещения для солдат с типичными двухъярусными кроватями.



98. Примечательны крепления для ружей, которые тут представлены двумя различными видами.



99. У этой кровати ружья крепились горизонтально одно над другим.



100. А тут ружья стоят на прикладах дулом кверху.



101. Часть казематов содержит различные музейные экспозиции, в которых собрано все, что имеет отношение к Железному барьеру и тому периоду истории. На этом снимке на переднем плане мы видим оригинальную 75-мм пушку проекта 1897, разработанную для размещения в казематах Бурж - типовых бетонных огневых точках, которыми модернизировались форты Железного барьера после появления бризантных снарядов.



102. Она же с обратной стороны.



103. Различные средства связи того времени, применявшиеся на фортификационных объектах по обе стороны фронта. Представлено все от акустических труб до телеграфа и телефона.



104. Немецкая телефония, снятая с форта Кенигсмахерн, про который я вам недавно рассказывал.



105. Выставка снарядов и бомб самых разных калибров.



106. В центре экспозиции вагонетка для перевозки 155-мм снарядов, именно на таких вагонетках к главному орудию редута подвозили боезапас.



107. Узкоколейка пересекает казарму вдоль по коридору и ведет дальше к орудийной башенке.



108. А так выглядит вход в главную казарму редута и систему его подземных ходов, связывающих все главные элементы оборонительного сооружения между собой.
.


109. Входной портал был перестроен в рамках модернизации форта в начале прошлого века и выполнен из фортификационного бетона.



110. Эта великолепная экскурсия подошла к своему завершению. Мы покидаем главную казарму редута и на выходе нас уже ждет поезд узкоколейки, который отвезет нас туда, откуда началась эта яркая прогулка - к северной батареи форта.



111. На фото главные ворота редута.



112. Поезд трогается и перед тем, как покинуть форт, совершает еще один круг вокруг редута и его крепостного рва, давая возможность посетителям полюбоваться красотой и масштабом сооружения.



113. На эскарпной стенке релаксуют обитающие тут горные козлики.



114. Проезжаем мимо оголовка воздухозаборника одной из подземных казарм редута.



115. Вид сверху на крепостной ров с узкоколейкой, по которой мы ехали полтора часа назад.



В завершении приведу еще раз фотографию редута с дрона, на которой наглядно видны масштабы и правильные геометрические формы этого впечатляющего фортификационного сооружения.



фото взято тут.

Этим великолепным объектом я завершаю серию постов, посвященных фортификации, которые я писал на протяжении последних двух месяцев. В этом году фортификационных постов больше не будет, но в следующем году любителей фортификационной истории ждет много интересного - будет большая серия постов, посвященных немецким фесте, в которых мы посмотрим, как развивалась немецкая фортификационная мысль на стыке XIX и XX веков, кроме того я расскажу вам о самом известном форте Второй мировой Эбен Эмаель, с нападения на который Вторая мировая перекинулась на западную Европу, будет еще парочка постов по линии Мажино, Чехословацкому валу и, возможно, что-то из альпийской фортификации Франции. Материала много и он ждет своего времени, чтобы превратиться в качественные и подробные посты, за которые вы любите этот блог.

Железный барьер, музей, фортификация, Лотарингия, Франция

Previous post Next post
Up