Еще один технопамятник Кирова - это ЗИУ-5Д с бортовым номером 193, «живущий» на специальной площадке в троллейбусном депо №1.
Цитата с сайта «Трансфото» (
http://transphoto.ru/vehicle/24560/#n24201):
Троллейбус выпущен заводом имени Урицкого в городе Энгельс Саратовской обл. в 1970 году. Поставлен на баланс Кировского троллейбусного управления 29 июля 1970 года под номером 193. Введен в эксплуатацию 1 февраля 1971 года в связи с пуском последнего участка маршрута №5 и увеличением числа троллейбусов на линии. Последние годы (1980-1982) эксплуатировался на маршруте №3. Пробег - 684980 км. Списан 24 сентября 1982 года.
Инициатор восстановления и бессменный исторический консультант - Вячеслав Григорьевич Мочалов. Он обнаружил на порошинском аэродроме относительно хорошо сохранившийся корпус троллейбуса ЗиУ-5 под номером 193.
Корпус был транспортирован в КТУ осенью 1997 года. Восстановление троллейбуса производилось коллективом депо №2 под руководством главного инженера депо Парфенова О.П. Подлинность отделки внешнего вида и внутренней отделки контролировал В.Г. Мочалов. Восстановление троллейбуса закончено в июне 2000 года. Троллейбус на ходу и хранится как историческая реликвия в депо №1 МУП "КТУ".
Вид на ЗИУ-5Д из салона его «соседа» по площадке, МТБ-82, о котором уже был рассказ в этом сообществе.
Качество реставрации троллейбуса на высоте. В салоне оригинальные плафоны освещения, очень запоминающиеся прутки защиты окон кабины водителя. Снаружи-оригинальная светотехника, в том числе чудом сохранившиеся крышевые фонари, оригинальная задняя лестница на крышу.
Восстановлен и действует пневматический усилитель руля. Старшее поколение помнит отрывистое шипение пневматики при любых маневрах, как типичное именно для поездки на троллейбусе.
Автоматическая касса. Работали они откровенно ненадежно и, помнится, были весьма нелюбимы пассажирами…
Компостеры…
Дверь и чуть-чуть задней накопительной площадки...
Электропривод дверей…
Сохранились даже оригинальные ручки форточек!
И вот уже четвертый год подряд, подобно Бронзовому королю из «Путешествия Нильса…», номер сто девяносто третий вдруг сходит со своего постамента и отправляется в путешествие по городу (правда, не каждую ночь, как Бронзовый, а на 9 мая и, иногда, на день города 12 июня).
Как правило, троллейбус совершает несколько кругов по сложному маршруту, охватывающему почти весь город. Проезд бесплатный. В салоне и из громкоговорителя играет соответствующая музыка. В прошлые годы экипаж был одет в военную форму, пассажирам раздавались специально отпечатанные талоны для компостирования и молодежь училась пользоваться компостерами… Ветеранам вручались цветы.
В 2016 году в связи со сменой руководства транспортной инфраструктуры города и общим упадком троллейбусного транспорта, все было скромнее, ни военной формы, ни талонов, ни цветов ветеранам. Тем не менее, рейс состоялся. Школьники слушали незнакомое шипение пневмоусилителя. «Нет, ну это же троллейбус, он точно на электричестве работает! А зачем тогда пар? Шипит… Не от пара же он работает!» - цитата из спора двух пассажиров лет семи…
При реставрации было сохранено оригинальное крышевое оборудование с характерными цилиндрическими помехогасителями (
http://transphoto.ru/photo/104006/).
Но процесс согласования с ГИБДД выезда машины в город тянулся 10 лет, и в первый рейс в 2013 году троллейбус отправился уже с крышевым оборудованием от 682-го.
На фотографии: привез пассажиров к большой праздничной выставке ретроавтомобилей на площади маршала Конева, проедет еще круг по городу и в депо, на постамент…