Алтайские памятники - мирные и военные

Aug 19, 2013 13:20

Один из интереснейших районов Сибири - Горный Алтай. Бурлящие горные реки, извилистые автодороги, каменистые пешеходные тропинки и невозмутимые алтайские горные коровы - вот одни из основных деталей алтайских пейзажей. А фоном для всего этого служат собственно горы - высокие и не очень, и море зелени повсюду.

Главная транспортная артерия Алтая - знаменитый Чуйский тракт, начинающийся в Бийске и идущий до границы с Монголией, история тракта уходит корнями в глубокую древность - о существовании этого маршрута встречаются упоминания ещё в китайских хрониках X века н.э. Первую проезжую дорогу на месте древней тропы построили ещё в самом начале 1900-х, но в следующем десятилетии стало не до дорог, тракт постепенно пришёл в полуразрушенное состояние, усугубленное тем, что отступающие белогвардейские войска разрушали за собой мосты. Но уже в 1922 году Постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт был признан трактом государственного значения, и тогда же был составлен план ремонтно-строительных работ и изысканий по отдельным участкам тракта. Вскоре начались работы по восстановлению тракта, а 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был официально сдан в эксплуатацию.

В честь 80-летия начала работ по восстановлению этой стратегической дороги, в 2002 году на первом километре Чуйского тракта, на окраине Бийска, был установлен памятник всем строителям и водителям исторической магистрали.





Задумка, конечно, была хорошая, да и машина выбрана в принципе подходящая - ЗиС-5 производства УралАЗа (точную модификацию установить трудно), потомок тех самых АМО-2 и АМО-3, которые трудились на восстановлении Чуйского тракта и перевозили по нему грузы в 30-х - 40-х годах. Такая машина даже является одним из героев известной не только на Алтае "Песни Алтайских шофёров":

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер,
Колька, звали его, Снегирёв.

Он машину трёхтонную АМО,
Как сестрёнку родную любил.
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.

С полным текстом этой песни с невесёлым финалом можно ознакомиться, например, вот тут. Но вернёмся к автомобилю, установленному на постамент. Что тут сказать - к сожалению, он выглядит абсолютно непотребно: все элементы кажутся кое-как приделанными друг к другу, кабина слеплена из того, что было, включая фрагменты дверей от КАЗ-608В, и всё это сверху густо покрашено серебрянкой, в итоге издалека кажется, что это не настоящая машина, а фанерный макет...

Гораздо аутентичнее выглядит другой памятник УралЗиСу-5, установленный в Горно-Алтайске, на Коммунистическом проспекте, около здания автоколонны №1931.




Это машина послевоенного выпуска, о чём говорят "круглые" крылья, на УралАЗе выпуск последних модификаций легендарного "Захара" продолжался до 1958 года, многие выпущенные машины прожили долгую трудовую жизнь, а некоторые экземпляры эксплуатировались до 80-х.




Окраска традиционно подкачала, но, несмотря на достаточно потрёпанный внешний вид, машина достаточно комплектна, и, как мне кажется, вполне могла бы быть отреставрирована до ездящего состояния.

В Горно-Алтайске "свой" памятник есть не только у водителей, но и у дорожников - в 2000 году рядом с ОАО "Магистраль" на постамент, похожий на вымощенную камнем дорогу, был установлен лёгкий автогрейдер ДЗ-99А 1986 года выпуска.




Выпуск первых модификаций этой модели грейдера был начат на Брянском заводе дорожного машиностроения (сейчас ОАО "Брянский Арсенал") в 1969 году. Тогда автогрейдер назывался ещё Д-710, но в 70-х при внедрении новой системы индексации дорожных машин машина получила индекс ДЗ-99, а после очередной серьёзной модернизации к индексу добавилась буква А. Автогрейдеры серии ДЗ-99 стали одними из самых массовых в СССР, многие из таких машин работают по профессии и в наше время, несмотря на почтенный возраст.




Буквы ДЗ в индексе модели означают "дорожно-землеройная", к такой технике кроме грейдеров относятся ещё бульдозеры и скреперы, а вот у экскаваторов уже отдельная система индексации.

Согласно памятной табличке, грейдер отработал на предприятии 14 лет, на первый взгляд не так уж много, но если подумать, в каких условиях приходится работать дорожникам в горах, то год службы можно смело считать за два.




Когда грейдер только начинал свою службу, предприятие, в котором он работал, называлось совсем по-другому: до 1990 года это было Горно-Алтайское ДСУ-9. История его ведёт начало с 1961 года, когда Приказом Министра транспорта и шоссейных дорог РСФСР был создан Горно-Алтайский хозрасчетный участок старшего производителя работ (ДСПУ). В 1978 году приказом Минавтодора РСФСР №43 ДСПУ преобразован в Дорожно-Строительное управление №9 (ДСУ-9). А дальше произошло обычное для постперестроечного времени событие: в 90-м году Горно-Алтайское ДСУ-9 было ликвидировано и на его базе образован кооператив «Магистраль», двумя годами позже реорганизовавшийся в акционерное общество.

Как видно по фото, памятник на момент съёмки, в 2009 году, находился в достаточно запущенном состоянии.




В этом нет ничего удивительного - ведь дела у ЗАО "Магистраль" к 2009 году шли из рук вон плохо - после снятия директора этой организации с поста начальника "Горно-Алтай Автодора" в 2007 году предприятие осталось практически без подрядов, организовалась большая задолженность по зарплате. Начальство даже выводило работников на акции протеста с перекрытием Чуйского тракта, в результате чего несколько активистов были задержаны органами правопорядка. Остаётся надеяться, что все пертурбации вокруг бывшего ДСУ-9 закончатся благополучно для его рядовых работников, а грейдер-памятник не отправится в металлолом.

Хотя Горно-Алтайск - совсем небольшой город, в нём оказалось достаточно много памятников. Кроме уже упомянутых выше машин, на пьедесталах в городском парке Победы установлено два образца военной техники. Первый из них - это, пожалуй, самый часто встречаемый танк-памятник - Т-34-85, он был установлен в 2004 году.




Согласно имеющейся информации, боевая машина поступила в Горно-Алтайск в конце 2003 года из действующей войсковой части, где она стоял на хранении, танк был выпущен в 1945 году и принимал участие в разгроме Квантунской Армии. На башню танка, кроме номера, нанесён знак "Гвардия", а на стволе нарисованы звёздочки, символизирующие боевые победы экипажа. Впрочем, при ведении реальных боевых действий вряд ли кто-то рисовал подобные отметки, было не до этого.

Напротив танка, на похожем постаменте, установлена 152-мм гаубица Д-1.




Гаубица была разработана конструкторским бюро Ф. Ф. Петрова для замены снятой с производства гаубицы М-10 в 1942-43 годах и после испытаний принята на вооружение в августе 1943 года. При аналогичной огневой мощи Д-1 была легче, чем М-10, технологичнее в производстве и проще в обслуживании и ремонте. Орудие принимало широкое участие во второй половине Великой Отечественной войны, помимо основного применения - стрельбы с закрытых позиций, гаубица применялась и при стрельбе прямой наводкой для разрушения вражеских ДОТов и других фортификационных сооружений, случалось применять Д-1 и для отражения танковых атак противника. Для стрельбы по танкам обычно использовались бетонобойные снаряды, но иногда били и осколочно-фугасными, что при калибре 152 мм приносило убийственный результат. Производство гаубицы было окончено в 1949 году, но она до сих пор остаётся на вооружении многих стран мира.

По дороге из Горного Алтая домой, возле Новоалтайска, вблизи КПП Кёнигсбергского ордена Ленина железнодорожного соединения был замечен памятник, который крайне трудно назвать банальным. Инженерная техника встречается на постаментах очень редко, а такие интересные экземпляры, как этот плавающий самоходный копёр ПСК-500, вообще уникальны.




ПСК-500 выпускался на базе гусеничного плавающего транспортёра К-61 и предназначался для забивки свай под опоры мостов, модель используемого дизель-молота - УР-500. Может забивать вертикальные и наклонные сваи диаметром до 32 см, длиной до 8 м, весом до 800 кг как на суше так и на воде. Машина поступала на вооружение инженерных и железнодорожных войсковых частей, применение таких машин в комплексе с прочей техникой позволило сократить в разы время возведения временных мостов.

Кроме памятников, про которые я рассказал, на Алтае есть и многие другие, не менее интересные, до которых я пока не добрался. Надеюсь постепенно исправить это упущение, благо Алтай от родного Омска находится совсем недалеко.

танки, Алтайский край, спецтехника, УралЗиС-Урал, Алтай (республика), Т-34, военное, артиллерия

Previous post Next post
Up