О ситуации в Театре им. К.С. Станиславского

Jun 20, 2011 17:25

 Год назад мы написали Открытое письмо за подписью 57 человек о творческой несостоятельности художественного руководителя Московского драматического театра им. К.С. Станиславского Галибина А.В., в котором просили не продлевать с ним договор. За прошедший год ситуация только ухудшилась. Продолжается целенаправленное разрушение творческих устоев театра. Итогом трехгодичного пребывания на посту художественного руководителя Галибина А.В. явилось катастрофическое положение театра, как в экономическом, так и в художественном отношении.

Катастрофическое положение театра было результатом процессов, происходящих здесь на протяжении последнего десятилетия. На 2008 год, когда я стал художественным руководителем, театр имел множество проблем, как хозяйственного, так и творческого характера. За последние годы здесь несколько раз менялись художественные руководители, что, естественно, вело к проблемам репертуара, формирования труппы, посещаемости театра. Последними по времени событиями высокого художественного качества были спектакли Владимира Мирзоева (середина 90-х - начало 2000-х годов) и перформансы Петра Мамонова, постоянного «арендатора» площадки во второй половине 90-х - начале 2000-х годов.

Галибин не может, просто не умеет руководить профессиональным репертуарным театром. Он лишь имитирует созидательную творческую деятельность. Никакой репертуарной, да и вообще художественной политики у него нет.

На момент моего прихода в театр афиша представляла собой разрозненный набор спектаклей, что было следствием, как уже сказано, частой смены художественного руководства. Мной была предложена новая репертуарная концепция, исходившая из позиции, что театр сегодня должен быть современным, прислушиваться к ритму жизни, к острым проблемам окружающей нас реальности. В связи с этим одной из репертуарных линий стала современная драматургия, без которой театр как живой организм существовать не может, что не раз подтверждалось историей. Поэтому первой премьерой театра стал спектакль по пьесе белорусского известного драматурга Николая Халезина "Я пришел". Это пьеса, в которой поднимаются актуальные проблемы нравственного порядка, темы, связанные с семьей, с ответственностью перед близкими, с необходимостью слышать друг друга. Темы, на мой взгляд, важные во времена, когда многое из казавшегося раньше незыблемым подвергается сомнению, когда человек расколот и находится в поисках ориентиров. Линия современной драматургии не была случайной, в следующие сезоны она была поддержана спектаклями "7 дней до потопа", "Братья Ч.", "Не верю". "Не верю" стал принципиальным шагом театра - в 2013 году весь мир отметит юбилей К.С. Станиславского, и нам казалось важным сегодня обратиться к наследию великого режиссера, посмотреть на его жизнь, на его искания, на его театральное служение глазами молодых, тех, кто уже в 21 веке занимается театром. Сейчас, когда зачастую слова о великих традициях становятся прикрытием для рутины, мне казался оправданным, безусловно, рискованный шаг - сделать экспериментальный спектакль со сложной темой в необычном пространстве, ведь только поиском искусство движется вперед.

В репертуарной политике я стремился к балансу между современной драматургией и классикой, которая в любые времена остается основой репертуара. Но классика включает в себя не только названия из школьной программы, но и множество других высоких образцов литературы, к которым не так часто обращаются театры. Ориентиры на высокую литературу, на думающего зрителя вели к тому, что в афише театра появлялись имена Дюрренматта, Жироду, Гольдони, в ближайших планах театра - Михаил Булгаков.

Все названия в афише возникают случайно, а творческая составляющая спектаклей свидетельствует о полной несостоятельности Галибина не только как художественного руководителя, но и как режиссера-постановщика. Пространством большого зала и большой сцены Галибин не владеет. Половина спектаклей, поставленных за эти три года, вообще не рассчитана на зрительный зал в 456 мест - зрители сидят на сцене, которая одновременно является и игровой площадкой для артистов. Неумение освоить пространство зала выдается за эксперимент, за авангард и "новое слово" в режиссуре.

Среди пяти спектаклей, поставленных мною за эти годы, два играются в малом пространстве. Изначально спектакль "Авария" игрался в помещении Малой сцены, на нее же был рассчитан спектакль "Братья Ч.", однако сцена была закрыта по причине аварийного состояния здания. Вот уже два года руководство театра прилагает все усилия, чтобы Малая сцена, которая в некоторые периоды истории театра функционировала очень активно, снова заработала. Я считаю, что Малая сцена необходима театру, ведь она позволяет делать спектакли иной стилистики, заниматься поиском и экспериментом, способствует более интенсивной творческой жизни в театре. В отсутствии этого пространства камерные спектакли играются на сцене, что, впрочем, является нормальной практикой во всем мировом театре. Приравнивание спектакля малой формы к "подвальному кружку самодеятельности" вызывает недоумение, - примеры выдающихся камерных спектаклей можно приводить бесконечно.

Зритель потерял интерес к нашему театру. Доля доходности спектаклей, поставленных художественным руководителем театра - А. Галибиным, составила 14,5 % в общем доходе от показа спектаклей в 2009 году, а доля количества зрителей - 13, 6 %, в то время как количество показов этих спектаклей составляет 23,7 % от общего количества показов всего репертуара. Администрация кое-как заполняет зал "бесплатниками" - знакомыми, пенсионерами, студентами…

Вопрос зрителя в случае театра, репертуар которого много лет строился по случайному принципу, всегда очень сложен. Формирование лица театра, поиск своего зрителя - процесс долгосрочный, необходимым условием которого является слаженная работа всех структур театра. Но за последнее время в театре второй раз меняется дирекция, трижды менялся билетный стол, администрация, плановый отдел, бухгалтерия, сменился PR-отдел. В связи с этой дестабилизацией процесс возвращения зрителя в театр происходит непросто. Тем не менее, в театр начала ходить молодежь, к последним премьерам театра очевиден интерес театральной общественности, как критики, так и зрителей.

Театр все более начинает походить на "подвальный кружок" самодеятельности, где звучит ненормативная лексика, и пять рядов публики уже означают аншлаг. Известно много случаев, когда из любительского коллектива вырастал профессиональный театр (тот же Станиславский начинал, как любитель), но чтобы профессиональный театр опускался до любительского, "подвального" - такое случается впервые.

Логотип, созданный великим театральным художником Давидом Боровским, к которому в течение десятилетий привык зритель, Галибин заменил отвратительным брендом (где изуродован лик создателя театра и фамильярно сокращены инициалы К.С. Станиславского), не обсудив новый логотип, не только с коллективом, а даже с Худсоветом.

Смена стиля и логотипа является естественным следствием обновления жизни в театре в целом. Разработка логотипа была обоснована стремлением сделать лицо театра современным, стильным, узнаваемым. Художественный совет был в курсе происходящих изменений.

А между тем, "творчество" А.В. Галибина очень недешево обходится государству. Только на аренду квартиры в 2008-2010 годах и январе-мае 2011 г. из бюджета потрачено 2125,0 тыс. рублей, в качестве ежемесячных премий за 2009 год и за период январь-апрель 2010 г. начислено 750,1 тыс.руб. и годового вознаграждения 53,1 тыс.руб., всего 2083,0 тыс.руб. И это не считая гонораров за постановку спектаклей и подобных выплат в 2010 и 2011 году, сведений о которых мы в настоящее время, к сожалению не имеем.

Я действовал в рамках закона и согласно своему трудовому договору с Департаментом культуры города Москвы.

Господин Галибин А.В. в нарушение Устава Театра без разрешения Художественного совета единолично, в устной форме разорвал контракт по постановке спектакля "Марлени", чем был нанесен материальный ущерб Театру в размере 1576,2 тыс.руб.

Репетиции спектакля «Марлени» были остановлены в связи с нарушением договорных отношений. Помощником Режиса Обадиа г-жой Е. Вергасовой были нарушены авторские права и произвольно переписан текст пьесы.

Все указанные нами факты (и множество других мелких и крупных финансовых нарушений) отражены в Акте Контрольно-счетной палаты Москвы. Который был передан в Следственный комитет РФ, Генеральную прокуратуру РФ, Министерство внутренних внутренних дел РФ.

В ответ на вопросы, сформулированные в акте Контрольно-счетной палаты города Москвы от 15.07.2010 № 1945-0/01-43, был составлен отчет, направленный начальнику Департамента культуры города Москвы Худякову С.И. директором театра Колосовым И.Ю.

У Галибина А.В. не сложились не только профессиональные, но и человеческие отношения. За три года ему не удалось создать творческой созидательной атмосферы в театре и это является главной причиной, по которой мы не можем с ним работать.

Дальнейшее пребывание А.В. Галибина на посту художественного руководителя практически лишает нас надежды на восстановление творческого потенциала нашего родного театра, препятствует его художественному развитию и в конечном счете приведет театр к краху.

Несмотря на кризис и сложное финансовое положение театра, только за один первый год моего руководства было выпущено пять премьер. В последние годы театр начал активно выезжать на гастроли, впервые за много лет состоялись показы спектаклей за рубежом - в Риге, в Бразилии. Велась политика по формированию труппы - в театр пришли молодые артисты, в Щукинском училище был набран курс с тем, чтобы в дальнейшем свежие актерские силы влились в труппу. К театру стали проявлять внимание фестивали - в рамках Чеховского фестиваля вышла премьера "Братьев Ч.", собравшая многочисленные положительные отклики прессы и зрителей. Вместе с «Не верю» в театр пришла команда молодых творческих людей: от драматурга Михаила Дурненкова, специально для театра написавшего пьесу, до режиссера Марата Гацалова (лауреата «Золотой Маски»-2011) и художницы Ксении Перетрухиной. В их работе над спектаклем была создана уникальная творческая атмосфера, которой в театре не было давно.

Наконец, у театра впереди - большие планы, в том числе копродукция с зарубежными фестивалями, участие в президентской программе культурного сотрудничества между Россией и Польшей, приглашение молодой режиссуры, а также сотрудничество с уже хорошо известными московскими режиссерами, готовым к постановке классической драматургии в Театре Станиславского. Все это, а также кропотливая и непростая работа на протяжении моего трехлетнего руководства является прямым свидетельством того, что творческая жизнь здесь налаживается и Театр Станиславского только начинает свой путь к реабилитации после долгих лет безвременья.

Просим Вас оказать содействие коллективу театра и ходатайствовать перед Департаментом культуры Правительства Москвы о прекращении исполнения обязанностей художественного руководителя театра Галибиным А.В.

Народный артист России Коренев В.Б.

Заслуженный артист России Гейхман М.Ш.

Заведующая литературно-драматической частью, заслуженный работник культуры России Л.А. Гарон

Заслуженный артист России Дуванов Ю.Ю.

Заслуженная артистка России Лушина Л.А.

Заслуженная артистка России А.К. Константинова

Заслуженная артистка России, доцент кафедры актерского мастерства Театрального института им. Б.В. Щукина Павленкова Н.Н.

Артистка Низовская С.С.

Артистка Буркова М.Г.

Артист Горин В.В.

Артист Елсуков Е.С.

Артист Дудиков К.И.

Артистка Ухарова Т.С.

Артист Богданов К.В.

Руководитель музыкальной части Шевлягина Е.Г.

Артистка Коренева И.В.

Артист театра и кино Бадов В.Х.

Артист театра и кино Ремизов М.Г.

Артист театра Самарин Е.А.

Художник-декоратор, заслуженный работник культуры России Короткова Н.И.

Заведующий художественно-постановочной части Иванов А.А.

Машинист сцены Федоров К.В.

Заведующий монтировочным цехом Белозеров В.М.

Ведущий светооператор Слабоспицкий К.И.

Осветитель Князятов О.А.

Монтировщик Галкин А.В.

Монтировщик Кулаков А.С.

Начальник отдела снабжения Романовский Г.А.

Старший билетер Маврушина Л.С.

Начальник осветительного цеха Плетнева С.В.

Звукорежиссер Васютин В.Н.

Письмо от имени группы артистов и сотрудников театра в защиту художественного руководства А.В. Галибина от 21 июня 2011

Заместителю мэра по социальной политике

Л.И. Швецовой

Уважаемая Людмила Ивановна

Группа актеров и сотрудников театра обращается к Вам с просьбой помочь в ситуации, сложившейся в театре им. К.С. Станиславского, художественным руководителем которого является А.В. Галибин.

Хотим обратить Ваше внимание на факты, изложенные ниже.

За последние три года в театре стали происходить заметные положительные явления: возрос интерес критики к спектаклям и жизни  театра в целом, стал формироваться свой зритель, регулярно выходили премьеры, стала развиваться гастрольная политика, в том числе и зарубежная. В театр стали приходить молодые актеры, что благоприятно сказывается на формировании основного состава труппы.

В сезон 2008-2009 года было выпущено 5 премьер, 3 из них в постановке А.В. Галибина. Активно в этих спектаклях была задействована молодая часть труппы театра.

В сезон 2009-2010 года, несмотря на финансовый кризис, театр выпустил 3 премьеры, 2 из которых в режиссуре А.В. Галибина. В результате сотрудничества с Международным фестивальным центром им. А.П. Чехова, в рамках Международного Чеховского фестиваля, был выпущен спектакль «Братья Ч.», высоко оцененный московской, а также международной театральной общественностью.

В сезон 2010-2011 года театр продолжал свой поиск и выпустил 2 премьеры, одна из которых посвящена 150-летнему юбилею К.С. Станиславского. Начались репетиции спектакля по пьесе М.А. Булгакова «Иван Васильевич», где также заняты студенты 3-го целевого курса Щукинского училища (художественный руководитель курса А.В. Галибин).

К сожалению, творческая атмосфера, которая создавалась с таким трудом, стала разрушаться с 2010 года, когда появилось письмо в Литературной газете от имени части труппы и сотрудников театра. С этого момента проявились и стали очевидны те проблемы, которые годами накапливались в коллективе.

В течение 10 лет с периодичностью раз в три года менялись художественные руководители театра. Отсутствие стабильности сказалось на репертуарной политике. Из театра ушла целая плеяда молодых и талантливых актеров.

За последние полтора года Департамент по культуре города Москвы дважды менял директоров театра, которые в свою очередь меняли бухгалтерию, билетный стол, администрацию, кассиров театра, что не могло не сказаться отрицательно на продаже и распространении билетов в городе.

В феврале 2011 года коллектив театра обращался с письмом в Департамент по культуре города Москвы, в профсоюз, а также в Правительство Москвы с просьбой способствовать стабилизации обстановки в нашем театре. Ответа мы, к сожалению, не получили.

Нас волнует будущее. У нас по-прежнему есть надежда на возрождение былого имени театра им. К.С. Станиславского. Мы верим в политику, проводимую художественным руководителем, и просим Вас содействовать в продлении его полномочий сроком на три года для создания полнокровной творческой и рабочей атмосферы в театре.

Артистка Дубова А.О.

Режиссер-постановщик Ибрагимов Р.Т.

Артистка Майст Т.А.

Помощник режиссера Варфоломеева С.В.

Заведующая труппой Фирсова Н.Ш.

Главный художник театра Дзуцева Е.А.

Актриса Рахимова Д.Ф.

Актриса Розанова Л.И.

Актриса Назарова Т.Б.

Актер Усердин А.Н.

Режиссер-постановщик Гацалов М.М.

Редактор литературно-драматической части Банасюкевич А.В.

Помощник режиссера Галеева К.Р.

Системный администратор театра Капустин Е.В.

Помощник художественного руководителя по творческому развитию театра Матвиенко К.Н.

Артист Немыкин Д.А.

Артистка Марис Л.Е.

Открытое письмо Руководителя Департамента культуры города Москвы Худякову С.И. от 17 января 2011 года

Уважаемый Сергей Ильич!

Мы, актеры и сотрудники Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, решили обратиться к Вам с просьбой услышать нас и нашу позицию по поводу обстановки внутри нашего творческого коллектива.

Год назад началась неприятная для всех нас история с письмом части труппы и коллектива в различные инстанции, связанная с внутренним конфликтом в театре. Спустя несколько месяцев, после многочисленных проверок, публикаций в газетах, смены директора, после очевидного - и для зрителей, и для профессионального сообщества - успеха спектакля Александра Галибина "Братья Ч.", вышедщего в сотрудничестве с Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова, нам показалось, что "гражданская" война кончена и можно спокойно работать дальше. И действительно, с осени 2010 года появилась четкое и небеспочвенное ощущение перспективы театра. Впервые за долгое время наш театр стал ездить по гастролям (Сочи, Рига, Бразилия, Зеленоград, Санкт-Петербург). Вышел спектакль Владимира Петрова "7 дней до Потопа" по пьесе братьев Пресняковых, в котором занята большая часть труппы. Появились предложения о серьезных международных проектах. Ведутся переговоры с режиссерами на будущий сезон. Наконец, понемногу стало налаживаться и материальное положение артистов.

Мы не пишем отчет о своей работе, мы приводим факты. Мы понимаем, что сразу, в одночасье, вернуть театру былую славу непросто. Но этот процесс начался. Мы видим, что конфликт только разрушает то, что с таким трудом строится годами. Нам казалось, что после работы Комиссии и продления контракта с худруком конфликт себя исчерпал, и в театре начали устанавливаться нормальные творческие и человеческие отношения. Художественный руководитель предлагает свое видение дальнейшего развития театра. Но мы понимаем, что в театре всегда находятся несколько человек, которых мне устраивает политика художественного руководства и администрации.

К Вам продолжают поступать письма о якобы неблагополучной ситуации в театре. В связи с этим нам совершенно ясно, что момент равновесия, гармонии, установившейся в театре, - свидетельство нашей доброй воли и вполне прагматичного стремления к порядку, здоровому творческому климату внутри театра, которому мы отдаем столько времени и сил. Мы просим Вас защитить наш театр от втягивания в новую волну раздоров и интриг.

Мы надеемся на понимание коллег, руководства, профессионального сообщества - если мы не можем расслышать друг друга, то кто же за нас сделает это?

Артистка Розанова Л.И.

Помощник художественного руководителя по творческому развитию театра Матвиенко К.Н.

Главный администратор театра Кучеренко М.А.

Администратор театра Камашкина А.С.

Помощник режиссера Галеева К.Р.

Артист Чеботарев Д.Ю.

Артистка Рахимова Д.Д.

Помощник режиссера Варфоломеева С.В.

Главный администратор Шпанова Е.А.

Артистка Савицкова И.В.

Артистка Марис Л.Е.

Артистка Майст Т.А.

Артистка Райкина П.К.

Редактор литературно-драматической части Банасюкевич А.В.

Режиссер-постановщик театра Ибрагимов Р.Т.

Артистка Головина

Артистка Капалева А.

Артист Шахет М.

Заместитель художественного руководителя по связям с общественностью Михайлова М.В.

Начальник ПСО Кузнецов А.В.

Заведующая труппой Фирсова Н.Ш.

Артистка Гринева И.А.

новости, события, Коренев, конфликт, Галибин

Previous post Next post
Up