в контексте развития и изменения традиционных жанров.
В конце эпохи Мэйдзи (1868-1912) Япония вступила на путь империалистического развития. Война с Китаем 1894-1895 гг. повлекла за собой экономический кризис 1897 г., что и содействовало данному переходу. Военно-феодальный характер японского империализма стал проявляться, в том числе в активной подготовке к русско-японской войне, которая состоялась в 1904-1905 гг., и завершилась победой Японии, давшейся ей нелегко. Послевоенный этап характеризуется улучшением всех сфер деятельности в стране, происходит укрепление позиций на территориях Китая и Кореи; Япония наконец становится причисленной к «великим державам».
Многие художники, основной этап творчества которых пришелся на вторую половину XIX в., продолжают свою деятельность и в XX в. В условиях постоянно меняющихся событий в стране, художники продолжали работать, создавая как станковые гравюры, так и работы для различных газет и изданий. В это время продолжают работать Тоёхара Тиканобу (1838-1912) и Кобаяси Киётика (1847-1915), для которых начало века было последним этапом творчества. Тем не менее, они активно занимаются изданием гравюр на интересующие их темы, в частности на военную тематику.
*** 1 ***
Тоёхара Тиканобу продолжает работать в театральном жанре, изображения женщин и детей, образов прошлой о современной жизни Японии. Но наиболее актуальными его работами в это время стали произведения, посвященные Русско-японской войне (1904- 1905). Для подобного жанра было характерно панорамное изображение, композиция триптих, разделенная на три листа. Масштабные батальные сражения изображены экспрессивно, иллюстрирующие взрывы, стрельбу и активные военные действия; особенно впечатляющими стали сражения на воде. Так композиция «Русско-японское морское сражение: Великая битва за пределами Порт-Артура» (1904), состоит из трех листов и иллюстрирует жестокую схватку русских и японских моряков. Кто-то терпит кораблекрушение и падает в морскую пучину, где-то прогремел взрыв, море бушует; видны эмоции на лицах, хотя и выполненные несколько карикатурно, но это уже не застывшие «маски», как в гравюрах мастеров эпохи Эдо (1603-1868). Также можно заметить характерное для батальных гравюр этого времени текстовое сопровождение, которое описывает время и место действий, и что в них происходило. Но здесь имеются подписи только на японском языке (в отличие от ряда работ других художников, которые дублировали текст и на английском языке), что говорит о том, что художник был в меньшей степени ориентирован на Запад. Менее масштабная, но разработанная с точки зрения пространственных построений работа - «Поражение русских во время нападения на Анджу» (1904) (фото). Здесь работа интересна тем, что мастер обращается к западной системе перспективных построений; можно увидеть четкое разделение на планы и более размытое изображение силуэтов по мере их удаления от переднего плана.
Продолжение следует...
- Е. О. Тягунова -