Творчество японских мастеров гравюры укиё-э в начале XX в. Часть II

Aug 30, 2020 13:03

в контексте развития и изменения традиционных жанров.

Кобаяси Киётика - художник, который особенно прославился в жанре карикатуры. Это были работы, связанные с японо-китайской и русско-японской войной; они получили большую популярность, благодаря своей комичности и живости изображения. Серии представляли собой комические изображения врага-китайца и русского и являли собой насмешку над тем самым врагом, над китайским и русским народом, руководством и армией.




Гравюра «Закроем рот Порт-Артуру» (1904) (фото) иллюстрирует, как японские военные заколачивают кораблями, будто сваями, «рот» Порт-Артуру, который представлен в виде русского-моряка. Как и во всех гравюрах этой серии представлен пояснительный комментарий, который с иронией описывает происходящие события. Высмеивались и действия царя Николая II, он также изображен комично; так, в работе «Мечты русского генерала» (1904) Николай II представлен сидящим на груде корзин в грустных размышлениях о военных действиях. Интересно, как художники этого времени видят русский народ - все светловолосые, усатые и с красными щеками, своеобразный стереотипный образ. Работа имеет текстовое сопровождение, а также перевод названия на английский язык: Dreams of a Russian general.

После войны с Китаем Киётика вновь обращается к жанру пейзажа, но уже его творчество не обладает той популярностью, которую имела в начале эпохи Мэйдзи. Он создает несколько серий, в которых видно влияние Хиросигэ. Работы на русско-японскую войну уже не имели такой популярности, в том числе и из-за развития фотографии. Тем не менее, Киётика по большей части известен благодаря своим карикатурам, в которых он умело и с юмором передавал особенности людей, разных национальностей и их нравов.

Продолжение следует...
- Е. О. Тягунова -
Часть I

искусство, укиё-э, живопись, гравюра, Япония

Previous post Next post
Up