Актуальной задачей для ряда гуманитарных дисциплин является исследование традиционных производств и ремесел, которые сохраняются и функционируют сегодня в развитых странах. К таким производствам, в частности, относится гончарство, ориентированное на определенный комплекс технико-технологических принципов и приемов работы с природным глинистым сырьем как основным материалом для изготовления керамических изделий. Современная Япония дает интересный пример существования непромышленного гончарства в обществе с высоким уровнем экономики. История керамики на Японских островах насчитывает более 14 тыс. лет, но основной пласт технологических и художественных традиций гончарства сформировался в IX-XVII вв., в процессе становления и развития государственности, торгово-экономических отношений, национальной культуры.
Консервации многих традиций японского гончарства вплоть до середины ХХ в. способствовало сохранение патриархальных устоев хозяйства и быта в сельской местности и городах. Еще одним, специфическим, фактором можно считать широкое распространение в повседневной культуре чайной церемонии, требовавшей особого ансамбля керамической посуды. Свою роль сыграло развернувшееся в 1920-1930-х гг. по инициативе интеллигенции движение Мингэй, направленное на сохранение национальных традиций, поддержку и развитие старинных японских ремесел. Это был своего рода ответ на чрезмерное увлечение в тот период культурой Запада, тесное сближение с которым началось в конце XIX века.
Интерес западного искусства и науки к традиционному гончарству Японии обозначился в конце XIX - начале XX в. и сохранился на протяжении последующих десятилетий. В российской науке также существуют исследования по истории, производственным и художественным традициям японского гончарства.
Основными объектами данного исследования являются восемь гончарных мастерских, принадлежащих индивидуальным предпринимателям и мелким компаниям, в префектуре Симанэ на западном побережье о. Хонсю. Становление и развитие профессионального гончарства здесь происходило в период Эдо (1603-1868). Симанэ не относится к «классическим», древним районам традиционной японской керамики, и потому научная информация о местном гончарстве на английском и русском языках практически отсутствует. В ходе исследования собраны данные об организации гончарства, технико-технологических и художественно-стилистических особенностях, ассортименте продукции, ее роли в повседневной культуре.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОНЧАРСТВА
Основной формой социальной организации гончарного ремесла в префектуре Симанэ является усадьба-мастерская, принадлежащая на правах собственности конкретному мастеру или его семье. Гончарство часто является наследственным занятием: технологические навыки и секреты, как и право на владение мастерской, передаются из поколения в поколение по мужской линии. Так, мастер Араи Коити, которому принадлежит мастерская «Цубаки-гама» в г. Гоцу - представитель четвертого поколения гончаров, а его сын и внук также занимаются гончарством. Мастер Оно Томохико из г. Мацуэ представляет пятое поколение. Известный далеко за пределами Симанэ мастер Нагаока Кукио, владелец мастерской «Рокудзан-гама» - гончар в 12-м поколении. Его предки поселились в Симанэ (прежнее название - Идзумо) 200 лет назад, прибыв сюда из г. Хаги в соседней префектуре Ямагути, где ранее на протяжении нескольких поколений занимались изготовлением чайной посуды.
Территория гончарной усадьбы-мастерской включает жилой дом и производственные помещения и объекты. Коллектив мастерской составляет обычно 2-5 человек, это члены семьи и наемные рабочие или ученики мастера. Глава семьи и, соответственно, мастерской является одновременно ведущим мастером и организатором производственного процесса. Иногда в мастерской работает лишь 1 человек - ее владелец, который без помощников ведет весь технологический цикл, за исключением обжига. В гончарных мастерских работают преимущественно мужчины. В Симанэ отмечена и такая форма организации, как гончарная артель, включающая несколько мастерских. Это, например, артель «Сюссай-гама» в г. Идзумо, созданная в 1947 году. Артель, в которой работают более 20 человек, возглавляет представитель семьи гончаров Татано.
Обучение гончарному делу происходит чаще всего в рамках семьи, владеющей мастерской. Сыновья под руководством отца еще в школьные годы начинают постигать основы ремесла. После окончания школы и нескольких лет работы в мастерской, они могут продолжить обучение у какого-либо известного мастера за пределами своего города или префектуры. Такая практика достаточно распространена в Японии. Например, мастер Фукума Сюдзи, владелец мастерской «Юмати-гама» в г. Мацуэ, несколько лет провел на Окинаве, где обучался у известного гончара Киндзо Дзиро, а позднее был учеником знаменитых Каваи Кандзиро и Хамада Сёдзи. Семейные традиции не являются обязательным условием для специализации в гончарстве. Так, мастер Морияма Масао, выбрав для себя это занятие после окончания школы, в течение нескольких лет обучался у Каваи Кандзиро, жившего в Киото, а затем открыл собственную мастерскую в Симанэ.
Продолжение следует...
- Жущиховская И.С. Традиции прошлого в современном гончарстве Японии -