Творчество японских мастеров гравюры укиё-э в начале XX в. Часть III

Sep 04, 2020 13:21

в контексте развития и изменения традиционных жанров.

В то же время, начало XX в. стало этапом для творчества художников, чьи учителя работали в начале эпохи Мэйдзи; они продолжали традиции предыдущей эпохи, но с некоторыми изменениями. Одним из таких представителей был пасынок и ученик одного из самых известных художников эпохи Мэйдзи Цукиока Ёситоси (1839-1892) - Цукиока Когё (1869-1927).




В свое время учился у еще одного известного художника эпохи Огата Гэкко (1859-1920) и у самого Ёситоси, впоследствии унаследовав его школу. Художник работал в разных жанрах, например - цветы и птицы, пейзаж; делал работы на темы японо-китайской и русско-японской войны; а также изображал императора и его семью.

Тем не менее, мастер прославился больше как художник театра Но. Он создал три крупных серии гравюр. Первая серия (1879-1902) под названием «Иллюстрации театра Но» («Ногакудзуэ») состояла из 261 гравюры горизонтального формата. Вторая серия «Сто гравюр театра Но» («Ногаку хякубан») состояла из 120 гравюр в основном вертикального формата. Последняя серия «Большая коллекция изображений театра Но» («Нога тайкан»), включавшая 200 гравюр, была закончена уже учеником Мацуно Сюфу (1899-1963) после смерти Когё в 1927 г.; гравюры горизонтального формата. В первой серии, обычно основной актер на гравюрах сопровождался одним или двумя другими; иногда присутствовал различный реквизит и декорации; Когё также изображал актеров-музыкантов. Обычно в правом углу художник подписывает название пьесы, список актеров и их ролей, и краткое описание сюжета. Иногда включал в гравюру своеобразные «окна», в которых изображаются части истории, не входящих в саму сцену, но ей предшествующие. Например, гравюра с персонажем «Дампу» (фото), где показаны главные действующие лица, а в левом углу, как бы отворачивая страницу, на которой изображены герои, появляется фрагмент с морским пейзажем и новым персонажем, возможно как-то связанным с данной сценой. Гравюры этой серии - это изображения без фона, или с небольшими декорациями, где показаны какие-либо действия актеров, связанных с их ролью.

Вторая серия кардинально отличается от первой: основной актер почти всегда находится в центре внимания, фоны и костюмы актеров часто содержат насыщенные цвета. Примером может служить «Цутигумо» (1922), где актер представлен в пышных одеждах ярких цветов в экспрессивной позе. Гравюры последней серии имеют тенденцию к упрощению, а изоляция фигур становится менее выразительной.

Когё создал большое количество работ, которые отличались изысканностью исполнения и проработкой деталей. Кроме того, отличался особым вниманием к костюмам актеров в своих гравюрах, по которым можно изучать особенности театра Но и обилие актерских амплуа. Театральные гравюры, созданные художником, служат изящными и красивыми записями обычаев и представлений этого театрального жанра, которые сами по себе являются произведениями искусства.

Продолжение следует...
- Е. О. Тягунова -
Часть I
Часть II

искусство, укиё-э, живопись, гравюра, Япония

Previous post Next post
Up