«Сакутэйки» - древнейшее руководство по устройству японских садов. IV

Feb 01, 2018 18:09

В заключительной записи раздела «Запреты» Тосицуна говорит: «Создавать сады, учась только у природы, без знания запретов - безрассудство».

Далее он продолжает: «К началу реконструкции сада дворца Кая-но-ин не осталось ни одного мастера, который мог бы искусно выполнить работу по установке камней, поэтому Удзи-доно (1) был вынужден лично руководить работой (2)».




Тосицуна неоднократно посещал дворец и имел возможность лично наблюдать за процессом создания сада.

Таким образом, садовым мастерам периода Хэйан предъявлялись серьёзные требования: было уже недостаточно наблюдать за природными пейзажами и воссоздавать их образы в саду.

Незнание запретов указывает на то, что они держались в тайне и были доступны узкому кругу лиц, в основном представителям знати и буддийским монахам. Тосицуна оговаривает, что многие секреты узнал из личных бесед с монахом по имени Энъ-эн Адзяри (3) (?-1040) и изложил в той форме, в которой они были переданы ему учителем. В какой-то мере «Сакутэйки» можно считать коллективным произведением, где Тосицуна выступил в роли составителя. Увековечив секреты своих предшественников, он смог сохранить преемственность знаний о садоустройстве, что делает его рукописи важнейшим источником по исследованию истории японского сада.

«Сакутэйки» явно демонстрируют существовавшую в то время в садовом искусстве приверженность древнекитайским верованиям и религиозно-философским традициям. В частности, при расстановке камней, устройстве ручьёв и размещении растений автор неоднократно ссылается на принципы геомантии (фэншуй), сведения о которой (согласно «Нихон сёки») были привезены в Японию ещё в 602 г. монахом из Пэкче по имени Квангын (яп. Канроку).

С введением системы рицурё, заимствованной из Китая в конце VII в., геомантии стало придаваться государственное значение. При министерстве центральных дел существовало управление геомантии (4) (онъё-рё), в обязанности которого входило составление астрономических и метеорологических прогнозов, ведение календарей, предсказание будущих событий и т.д. Оно также отвечало за проектирование садов и одобрение садовых проектов, давало указания по размещению камней и водоёмов на участке (5).

В соответствии с верованиями, бытовавшими в Китае, запрещалось высаживать дерево в центре прямоугольного участка, так как это могло создать в жизни хозяев трудности (дерево, стоящее в центре участка, образует иероглиф комару - «трудность»). Более того, считалось плохой приметой высаживать дерево в проёме ворот (по аналогии с иероглифом кан- «досуг, пренебрежение») и размещать жилые строения по центру участка (по аналогии с иероглифом тораварэру- «заключённый»).

Детальное описание того, как должен двигаться поток воды в пространстве сада, какие растения, в каком количестве и в каком месте должны быть посажены, говорит о том, насколько важными были эти вопросы для садостроителей, заботящихся о благополучии владельцев.

Продолжение следует...
- Мостовой C.А. -
Первая часть
Вторая часть
Третья часть

(1) Фудзивара-но Ёримити.
(2) Согласно сведениям из исторических источников можно предположить, что реконструкция дворца и сада Кая-но-ин проводилась после пожара в 1039 г.
(3) Известный художник периода Хэйан. Вместе со своим отцом Фудзивара-но Ёсити-ка ушёл в монахи в 986 г. Энъэн был также талантливым мастером садов. В 1021 г. в саду дворца Кая-но-ин руководил работами по установке камней.
(4) В некоторых русскоязычных источниках упоминается как астрологическое управление.
(5) Наряду с управлением геомантии существовало управление садами при министерстве Двора (энтиси), отвечавшее за поддержание императорских садов (прудов, огородов, фруктовых садов и др.) в надлежащем состоянии.

искусство, история, эстетика, буддизм, философия, Япония

Previous post Next post
Up