Японские вазы

Jul 21, 2014 12:10

Японские вазы известны во всем мире своей утонченной красотой, необычностью, изяществом формы, мастерством изготовления. Антикварные вазы и современные произведения традиционного гончарного искусства Японии зачастую одинаково необычны и поэтому привлекают неизменное внимание ценителей восточной эстетики и философии. Японские вазы традиционно предназначались для украшения особой ниши «токонома», характерной для японского интерьера - но они отлично впишутся и в современный городской интерьер европейского жителя, привнося ноту экзотики, неординарности, индивидуальности. Любопытно поговорить о том, какова история японских ваз, и их характерные особенности - ведь японские вазы - это настоящая живая легенда средневековья!





Керамика - одно из древнейших искусств Японии: ее история уходит корнями в эпоху Неолита (11 тыс. до Н.Э.). Интересно, что японцы с самой седой старины пошли в керамике своим, особым, путем - как, впрочем, и во многих других сферах жизни! Древнейшая глиняная посуда Японии (глиняная керамика периода Дзёмон - 6 тыс. лет до н.э.) разительно отличались от иностранных аналогов изящным оформлением. Такие глиняные изделия были украшены необычным рисунком: на них по мягкой глине веревкой выдавливались «пунктирные» орнаменты и рисунки. Затем такая посуда просто обжигалась в костре, поэтому такие произведения были не очень прочными. Использовались они и для приготовления, и для хранения пищи, и для воды. Постепенно стиль Дзёмон достиг своего расцвета - изделия стали более смелыми по украшению, форма зачастую была весьма экстравагантна. В поздний период керамика Дзёмон опять стала строгой по оформлению. Позднее (IV-III в. до н.э.), в период Яёй, появился другой тип глиняных изделий, которые украшались простым и скромным орнаментом, либо вовсе не были украшены. Творческая мысль японской керамики словно заснула, и глиняные изделия служили в основном утилитарным целям: приготовление пищи, погребения, хранение пищи…

Так продолжалось до самого XVII в., когда началось бурное развитие гончарного искусства. Однако уже в древние века в Японии сформировалось несколько центров гончарного мастерства, так называемые «Шесть древних печей»: Сигараки, Тамба, Бизен, Токонаме, Эчизен, и Сэто. Они до сих пор являются местами производства культовой керамики. Особое важна была печь в Сэто, где впервые стали глазировать изделия. По легенде, родоначальник этой линии, Като Сирозаёмон Кагемаса (также известный как Тосиро), изучал керамическое дело в Китае, и привез секретные техники глазирования в Сэто в 1223 году.

В начале Тоширо только копировал китайские изделия, но постепенно выработал целый ряд собственных техник. Он производил керамику с разной глазурью: пепельной, черной, белой и медной зеленой - а также неглазурованные более простые предметы. Его изделия стали насколько популярны, что выражение «Сэто-моно» - «изделие из Сэто» стало в Японии синонимом слова «керамика»! В конце XVI в провинции Мино появилось еще несколько известных центров гончарного дела, которые специализировались на «модной» глазурованной посуде и вазах: Желтый Сэто (Ки-Сэто), Сино, Черный Сэто (Сэто-Гуро), и Орибе. XVI век ознаменовал собой перелом в эволюции вкуса японцев в отношении изделий из керамики. Если раньше высоко ценились и активно закупались за рубежом произведения в китайском духе - богато украшенные вазы и другая керамика, то теперь победила «дзенская простота» и собственный, национальный колорит в изделиях из глины. Фактически, это был своего рода Ренессанс японского керамического искусства - период, когда мастера по всей стране стали изобретать, творить, вносить инновации, которые обессмертили имена мастеров и представляют лицо японской керамики по сей день. Именно в этот период сформировались три основные школы японской керамики. Как гласит японская поговорка, «Сначала - Раку, потом - Хаги, потом - Каратсу». Эти три школы и в наши дни наиболее знамениты и уважаемы.



Школа, которая производила вазы и чайную посуду в стиле Раку, создавалась под патронажем Сэн-но Рикю - знаменитого мастера чайного дела. Этот патриарх японской чайной церемонии и традиции дзенской простоты «ваби-тя» непосредственно участвовал в создании керамики, которая - живая легенда! - так же узнаваема сейчас, как и тогда (в те дни изделия стиля Раку называли «суперсовременными»!). Под присмотром Сэн-но Рикю создавались вазы с минималистичным, но очень утонченным оформлением, зачастую подражавшие ассиметрии и простоте самой природы. Использовались в основном приглушенные цвета и техники, имитировавшие несовершенство и даже «технический брак» в оформлении изделий.

С середины XVII века в Японии вслед за Китаем стали активно производить фарфор. Процесс «одомашивания» фарфора особенно подстегнули перебои с производством фарфора в Китае в связи с рядом восстаний: многие китайские гончарные мастерские, работавшие на экспорт в Японию и в Европу, были разрушены. Япония возмещала дефицит экспортного фарфора, снабжая Европу уже достаточно утонченными изделиями, со своеобразным национальным колоритом. Из центров, которые производили вазы и другие изделия «для себя», не на экспорт, самым знаменитым стал центр Арита, из которого керамика поступала во внутренний торговый порт Имари - так сейчас эту посуду и называют: «Имари» или «Арита», или еще иногда «Ко-Имари» («старый Имари»). В Имари самой известной была семья мастеров Набесима, открывшая свою фирменную мастерскую. В те дни керамика Набесима была доступна исключительно знати: это была продукция экстра-класса для самых утонченных ценителей и богатых коллекционеров.



В XVII веке жил и другой прославленный мастер - Нономура Нинсей из Киото (тогда столица Японии). Он изобрел метод производства надглазурной эмали и в целом усовершенствовал японские техники глазурования. Его основной ученик - Огата Кензан - продолжил дело учителя, и разработал собственный авторский метод производства керамической посуды и ваз. Его «кьояки» - «эмаль из Киото» - стала знаменитой на всю страну. Несмотря на растущую конкуренцию со стороны фарфора (в его производстве выделялся мастер Окуда Эйсен), надглазурные эмали из Киото стойко держали свои позиции. Другими выдающимися мастерами этой традиции стали Мокубей, Нинами Дохачи (два ученика Окуда Эйсена) и Еираку Хозен. Однако в XVIII-XIX веке фарфор все же «победил» в целом по стране, во многом благодаря тому, что были обнаружены новые месторождения сырья для его более обширного производства. Вазы и чаши из фарфора постепенно потеснили более «грубые» изделия Раку и Сино, и им подобные, хотя и не вытеснили эти совершенно особые вазы полностью. Многие бывшие центры производства глазурованной керамики полностью перешли на производство фарфора: как для внутренней дистрибуции, так и для производства на экспорт, в Европу - которая уже тогда с восхищением закупала японский фарфор и керамику.

Множество центров, которые появились по всей стране в связи с возросшим спросом на фарфор, называли «Новые печи»: они производили уже доступный, «народный» фарфор для всей страны. Вазу «нового фарфора» на свою полку в «красный угол» могли поставить многие, многие люди. В XX веке появилась тенденция возвращения к истокам, к природе, прозвучал призыв к сохранению национальных особенностей японской керамики. Эта волна зародилась в 1920х годах, во многом благодаря стараниям мастеров Сёдзи Хамада и Каваи Кадзиро. Они глубоко изучали традиционные средневековые методы производства японских глазурей, и постарались сохранить эти исчезающие техники для потомков. Была также создана правительственная организация в поддержку этого движения, и секреты средневековых мастеров удалось сохранить. Так, например, в наши дни центр керамики Тамба (в г. Кобэ) производит керамические вазы и посуду на каждый день в полном соответствии с техниками периода Сёгуната Токугава (XVII в.), хотя иногда они делают исключение и производят по старым технологиям вазы и другие изделия новых, современных форм. Большинство средневековых стилей производства ваз и другой посуды - например, кроме Тамбы, в Окинаве, где работал мастер Канесиро Дзиро, и в центре керамики в Кюсю, где традиционно делали вазы и посуду в «деревенском» стиле - сохранились практически в первозданном виде до наших дней: настоящее «японское чудо» аутентичной керамики!

В наши дни японская традиция производства изящных декоративных ваз в основном сосредоточена в нескольких центрах керамики: это Сига, Ига, Каратсу, Хаги, и Бизен. Особым почетом у ценителей пользуются мастера Ямамото Масао из Бизена, и Мива Уюсетсю из Хаги - они признаны «Мукей Бунказай» - «живым сокровищем», «культурным достоянием нации». Другие знаменитые центры производства керамики в наши дни: Киото (керамические вазы в стиле Раку), Мино (вазы и чайные принадлежности в древнем стиле Сэто), Орибэ (зеленая глазурь), и Сино (где делают драгоценную молочную глазурь). Центр Арита выделяется как император среди благородных вельмож, т.к. здесь не прекращалась от отца к сыну традиция производства «той самой» средневековой керамики; в наши дни носителем традиции является Сакайда Кикьемон XIV. В Кюсю тоже есть свой «патриарх» - Имаизуми Имаемон XIII! Оба они принадлежат к влиятельному «керамическому клану» Набесима и официально объявлены «живыми сокровищами нации» («Мукей Бунказай»).



Начиная с 1980 года, в Японии продолжается производство как традиционной керамики, так и создание работ в китайском стиле. Например, большой популярностью пользуются вазы в стиле «теммоку» - с шоколадно-коричневой глазурью. Впервые такие изделия (обычно - чайные чаши) привозили с собой монахи, побывавшие в Китае, и этот стиль до сих пор считается воплощением эстетического идеала изящной простоты («Ваби-Саби») Дзен-буддизма. Но конечно же продолжаются и инновации японского керамического искусства. Так, например, ныне живущий мастер Хидеяки Миямура (род. в 1955 г.) изобрел, на основе техник XII - XII вв., новый метод глазурования - глазурь «звездную ночь» на темном фоне, а также голубую глазурь «заячья шерсть». Другими выдающимися примерами современной японской глазури являются вазы из г. Фукуока - эта керамика называется «Коисивара-яки». Здесь делают и вазы, и чайные чаши, и чайники, и чашки для сакэ в особом стиле, в основе которого - простота и неискусность. Эта школа уходит корнями в корейское искусство керамики шестнадцатого века. Нельзя не упомянуть и школу Онда-яки с о.Кюсю - средневековая традиция здесь тоже передавалась непрерывно, от отца к сыну, но главное они - трудно поверить! - до сих пор принципиально избегают использовать электричество на всех этапах производства своей керамики. Выдающийся пример невероятно «зеленого» производства японских ваз! Знамениты своими изящными вазами также центры керамики в Айси (стиль Токонаме-яки), и Мие (Йоккайси-Банко-яки), который поддерживает традиции XIX века.



Японская керамика прошла большой и славный путь, обогатив художественную традицию множеством самых изысканных приемов и техник. Японские керамические вазы, наряду с Китайскими - настоящий символ, манифест изящества, непосредственного восприятия красоты. Японские вазы могут служить как для цветов (икебана), так и в качестве самостоятельного, в высшей степени утонченного предмета интерьера в любом доме. Удивительно, но японская ваза смотрится изящно и в старинной «токономе» - в окружении раздвижных дверей и складных ширм традиционного японского дома - и просто на низком деревянном столике в современном интерьере, в Европе и в России!

Керамические вазы - бесценное сокровище японской культуры, которое доносит до нас живое дыхание средневековья.

Источник

банко-яки, фарфор, Мастер, история, публикации, посуда, керамика, Япония, Сэн-но-Рикю

Previous post Next post
Up