Какой ступени ты достиг сегодня?
Возможно, вы когда-нибудь слышали о Като Ломб - это известная венгерская переводчица и писательница, которая была одной из первых синхронных переводчиков в мире. Она совершенно свободно говорила, читала и писала на русском, английском, французском и немецком. Не считая родной венгерский. Кроме того, понимала итальянскую, испанскую, японскую, китайскую, польскую речь, и достаточно уверенно могла изъясняться. Со словарем читала на болгарском, датском, румынском, словацком, украинском, латыни. Итого - 16 языков в арсенале.
Поражает тот факт, что большинство из языков, которыми владела Като Ломб, она освоила полностью самостоятельно. Свой метод она описала в книге «Как я изучаю языки». Основой ее подхода к учебе стал принцип «полного погружения в язык»: изучение грамматики параллельно с чтением текстов в оригинале и заучиванием наиболее употребляемых словосочетаний.
Но как? Как ей все это удалось? Вот ее секреты:
1. "Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Особенно хорошо заниматься по утрам".
Это, безусловно, самый простой и самый сложный совет! Изучение языка подобно занятию спортом - мышцы нуждаются в постоянной тренировке. Даже 5 минут в день хватит для поддержания своего уровня знаний и медленного, шаг за шагом, продвижения вперед (я подробно рассказывала об этом
тут). Но не стоит обольщаться и ждать ошеломляющих результатов. Хотите получить ощутимый эффект? Тогда я бы рекомендовала помимо ежедневных 5-10-минуток устраивать 40-60 минутные занятия хотя бы 1-2 раза в неделю для более глубокого погружения.
2. "Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не «форсируй», но и не бросай учебу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д."
Занятия должны приносить хотя бы минимальное удовольствие. Если процесс вам постоянно в тягость - сложно рассчитывать на хороший результат.
3. "Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста."
Именно поэтому полезно учить стихи и слова песен. Легко ли запомнить разрозненные слова, записанные в столбик: favourite, of, day, your, to be, week, what, the? Вряд ли. А как насчет фразы: "What is your favourite day of the week?" Гораздо проще.
4. "Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимально возможном количестве случаев".
То же, что и в предыдущем пункте. Отдельные фразы запоминаются легче и, главное, они УЖЕ готовы к употреблению.
5. "Старайся мысленно переводить все, что возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы."
Может, не всем это покажется отдыхом. Но это неплохой способ провести время в период вынужденного ожидания - в очереди, в пробке и т.п.
"6. Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное."
Очевидно, что сложнее переучиваться, чем сразу учить правильный вариант.
7. "Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, единственного числа. Например: «I am only pulling your leg» (Я тебя просто дразню)."
В этом есть логика: большую часть фраз вы будете употреблять именно от первого лица. Особенно если речь идет об общеупотребительных разговорных конструкциях. Зачем заучивать фразу: ”to pull someone's leg”, как в примере выше, если вы никогда - никогда! - не будете употреблять ее в инфинитиве?
8. "Иностранный язык - крепость, которую необходимо штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями - носителями языка."
Именно так мы
создадим вокруг себя языковую среду, которая будет вдохновлять и подпитывать нас ежедневно.
9. "Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять."
К сожалению, именно боязнь ошибок, идущая еще со школьной скамьи, создает на ровном месте языковой барьер даже у тех, кто обладает неплохим словарным и грамматическим запасом.
10. "Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам."
Прекрасные советы, не правда ли?
И еще кое-что интересное о Като Ломб:
Когда 86 -летняя Ломб встретила своего 54-летнего друга, она сказала ему: «Стив, ты так молод! Столько лет впереди, столько языков еще можно выучить!».
В 90 лет она по-прежнему сохраняла ясный ум и прекрасную память: в этом возрасте Ломб начала изучать иврит и планировала учить арабский.
И небольшой бонус!
Здесь можно почитать книгу Като Ломб:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/lomb/ А здесь еще 5 полезных сайтов для изучения английского:
1)
cdlponline.org - сайт с озвученными статьями от калифорнийского проекта дистанционного обучения, для уровней Pre-Intermediate-Intermediate. После каждой статьи есть интерактивные упражнения на закрепление ключевых слов из статьи.
2)
learnamericanenglishonline.com/ - сайт от американского преподавателя, много грамматики, понятные видеоуроки.
3)
britishcouncil.org/learnenglish - сайт Британского Совета. Лексика, грамматика, игры, тесты, аудио и видеопрограммы.
4)
voanews.com/russian/learning-english/ - уроки английского языка для начинающих «English USA - Так говорят в Америке», подготовленный Русской службой «Голоса Америки».
5)
homeenglish.ru/ - русскоязычный сайт, где есть грамматика и лексики, стихи, сказки, юмор, разговорник и много другое.
Автор статьи:
teach_learn