ЗАНИМ АТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА ОТ ЛОПАТНИКОВА

Mar 15, 2013 00:11

Оригинал взят у sl_lopatnikov в Как работает НЛП?
.
Я уже как-то посвятил немалый текст обсуждению роли языка в мышлении, с отсылкой к гипотезе Сепира -Уорфа.

Пожалуй, полезны примеры.

Из старых примеров.

Всего-то и было опущено хрущевскими теоретиками в марксовом определении  два слова: было "оплата по качеству и количеству общественно-необходимого труда",   а стало "короче": "оплата по качеству и количеству труда"... Казалось бы пустячок. А получилось, что платить надо пропорционально количеству пролитого пота. Последствия подмены были катастрофическими. "Говорящий класс" опустили по доходам с первого места на четвертое среди всех отраслей... и превратили ее из защитников и пропаганлистов советской власти в ее врагов...[Spoiler (click to open)]
Или, скажем, употребление слова "репрессии". Всего-то и опущено одно слово "незаконные"... Но одно дело незаконные репрессии - примеров которых так и не смогли привести в сколько-нибудь заметном количестве ни хрущевские, ни последующие геббельсы. Другое дело превратить словупотреблением репрессии вообще - необходимый элемент правосудия, - в синоним "незаконных репрессий"... Вуаля! - Жертвами сталинских репрессий стали и воры, и убийцы и заговорщики, и шпионы, и предатели - и в эту замечательную категорию зачисляется кто угодно... И поди, разбери...

Теперь вот из более свежего: "гомофобия"... Это просто верх НЛП, во-первых, "гомо-" как известно в составных словах означает "подобный". Например, в математике - термин "гомоморфизм" означает отображение с сохранением структуры  опеределенных на множестве операций, то есть "подобие". Или "гомогенный" - то однородный, когда каждая часть подобна другой... Ну а "фобия" - это , из психиатрии: "Фобия - это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций." То есть "гомофобия" - иррациональный страх подобных! - То есть в одном слове замечательно обозначается, во-первых, что гомосексуалисты ПОДОБНЫ ЛЮДЯМ и, во-вторых, ПСИХИ - это те люди, кто испытывает иррациональный СТРАХ - не БРЕЗГЛИВОСТЬ, а именно СТРАХ! - перед гомиками.

Да и гомосексуализм, как не трудно сообразить, некорректный термин.   Вот скажем, правильнее было бы называть их, скажем, "сексопатами", по аналогии, например, с "метеопатами", поскольку гомосекусализм - это очевидная сексуальная патология.

Вот я предлагаю, сделать СЛОВАРЬ - лингвистических мин: слов и словосочетаний, искажающих мышление и ПОДОБРАТЬ К НИМ СООТВЕТСВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ.

Например "репрессированные" - это ЛОЖНЫЙ  термин. Горадо более правильный термин - НАКАЗАННЫЕ. Тогда хочешь - не хочешь придется говорить о "несправедливо наказанных Сталиным", а не просто о "наказанных". А коли так, то сразу ж возникнит вопрос о справедливости/несправедливости наказаний. А это качественно меняет дело.  Воров и убийц в "жертвы" тогда не запишешь, и т.д.


Послесловие
Интересная статья и многоаспектная.
Исходная линия - воздействие нейро-лингвистического программирования на состояние социума вещь неоспоримая.
Смещение акцентов, ложные аналогии, корректировка в сторону выхолащивания смысла идеологических установок и трудов классиков, всё это как клавиши-ноты, нажимая на которые, меняют партитуру внутренних идеологических установок социума.
Добавлю к этому очень характерное со времён Перестройки явление, образно названное Сергеем Черняховским "неясным брендом".
По сути, политическая жизнь и борьба со времён последней четверти двадцатого столетия, а если брать в мировом масштабе, то и гораздо раньше, проходит под флёром "неясных брендов".
Так началась сама Перестройка, так и теперь продолжается самоидентификация политических групп, течений, партий.
Понятие "репрессии" стало таким неясным брендом со времён двадцатого съезда.
Подтвержу слова Лопатникова о том, что репрессии в предыдущий период были просто синонимом понятия "наказание", видно, это было данью увлечения иноязычными терминами.
У меня есть брошюра Жданова, вот такая.


Я уже цитировала её несколько лет назад на форуме "Завтра" к вопросу о репрессиях.
К сожалению, найти её сейчас не могу, интернет-жизнь привела дом в неподобающее состояние, увы...
Но по памяти скажу, что ознакомившись с организацией работы в деревне, Жданов поразился и возмутился.
Он говорил о нереально большом числе репрессий, которые заменили воспитательную работу с кадрами, приводил жуткие цифры по районам в некоторых из которых был репрессирован практически весь управляющий хозяйственный и партийный аппарат.
Так что же за таким репрессивным ужасом стояло?
А стояли именно "наказания".
Выговоры простые и строгие, с занесением в личное дело и без, партийные взыскания, исключения из партии на общих собраниях, снятие с должностей.
Это совсем не касалось никаких уголовных дел или политических судебных процесов.
Это были обычные рабочие репрессии, которые налагались за неправильную хозяйственную и идеологическую политику в среде слабо подготовленных кадров.
В некоторых районах аппарат был "репрессирован" стопроцентно!
Вот на каких дрожжах взошёл перестроечный "неясный бренд" репрессий...
Вопрос с оплатой труда в СССР для меня не так однозначен, как его трактует Лопатников.
Я могу согласиться, что с хрущевских времён, со времён первой перестройки, сознательно были снижены зарплаты профессионалам-гуманитариям.
Это, если принять политику в сфере оплаты труда как подготовку следующего этапа перестройки, было в контексте вышедшей в русском переводе в 69-м году "Игры в бисер" Гессе.
Гуманитариев изолировали в Касталии.
И вместо властителей умов и разработчиков и пропагандистов  идеологий они стали разрушительной силой, ломающей структуру СССР изнутри.
Это не было ошибкой советской власти, это было подрывным шагом внутренних врагов.
А внутренних врагов советского строя, белой гвардии, белой кости в СССР хватало, слишком малый исторический срок был для социальной адаптации.
И масса этих белогвардейцев проникла в верхний эшелон власти.
Не приму как сознательную политику противопоставление рабочих и инженерных профессий.
Здесь вопрос вообще сложнее.
Всеобщее образование, престиж высшего образования, создали избыточность инженерных кадров, причём эту избыточность поддерживала несовершенная кадроая политика на предприятиях и в институтах.
Она должна была быть гибкой и соответствовать решению текущих задач, коллективы должны были как расти, так и сокращаться, для высвобождаемых кадров должна быть предложена карта вакансий, это необходимое условие для решения проблемы научного и производственного застоя.
Но тогда для этого не хватало ни информационных мощностей, ни жилищных фондов для подвижной рабочей силы.
И инженерные кадры становились путами на промышленности, вместо избавления от излишков, предприятия, напротив, всеми силами боролись за заполнение вакантных штатных единиц.
А рабочие профессии теряли престижность, поэтому сладким пряником для них стала зарплата.
Хотя я считаю, что принижать роль рабочих профессий недопустимо, это высоколобый снобизм.
Талантливый станочник иногда стоит десятков инженеров.
Так что вилку инженер-рабочий в СССР следует рассматривать как несовершенство методик оценки клада и трудности растущей экономики.
И уж заодно затрону прозвучавшую в обсуждениях тему нации, народа и национализма.
Здесь во многом согласна с негативной оценкой национализма, который будучи этническим фактором в многонациональной стране является идеологией разрушения.
И национальная политика СССР была уникальной.
Она позволила впервые в истории создать многоэтническую НАЦИЮ, не общность, а именно нацию, потому что в приведённые определения нации я обязательно включаю идеологию.
Нации без идеологии существовать не может, это симулякр.
И СССР единственный в истории обладал нацией на своей территории.
И смог, идеологически сплотив все народы в монолит, сохранить историческую культуру и язык каждого, самого малого народа.
Потому культура СССР сверкала многоцветьем граней как бриллиант под лучом света.

философия, социология, капитализм, РФ, труд, Лопатников, оплата труда, психология, национализм, лингвистика, Гессе, идеология, нация, социализм, СССР, репоессии

Previous post Next post
Up