Предисловие
Как дилетанту в вопросе, но пытающемуся разобраться, мне всё же трудно отделить философию фашизма от национал-социализма.
И несомненно замечая, и даже указывая на определённые признаки в нашей действительности, я спорила с Глобалистом-72, что эти режимы просто ментально будут отвергнуты народом на уровне подсознания.
Но реальность не на моей стороне.
Автор блестяще препарировал властную политику на предмет её соответствия всем классическим признакам фашизма.
Да, мы вписались в этот режим.
И теперь надо задать себе вопрос - в каких целях?
Текстом ниже я показывала, что Россия вписана в глобальный капиталистический проект не только в экономическом плане, где для нас отведена роль мировой кочегарки, а и в социальный проект, делающий население покорным стадом, управляемым обученной за рубежом элитой.
Рассмотренные признаки фашизма также говорят о том, что индустриальное модернизирование не предусмотрено.
Так происходит от того, что фашизм прошлого века и наш существуют в разных экономических эпохах.
Германский фашизм, преобразованный в национал-социализм сложным комплексным проектом, поддержанным мировым капиталом, был нацелен на мощный промышленный рывок для уничтожения альтернативного капитализму проекта.
Теперь враг уничтожен, мировой уклад выровнен и никакого развития в РФ не предусматривается, кроме содержания трубы в порядке.
Поэтому, наш российский фашизм является только консервантом установившегося статус-кво.
Позволяющего элите выдаивать недра и создавать симулякр возрождения.
Итак, все признаки совпали, за исключением сомнительного последнего.
Но тут в комментарии верно сказал Глобалист-72:
"Пункт 14-й будет реализован с повсеместным внедрением религии с культом жертвенности за веру и загробным миром (не уходить в небытие)".
Оригинал взят у
vegall в
Россия и фашизм. Upgrade. Примерно полтора года назад я опубликовал в ЖЖ статью «
Россия и фашизм», в которой попытался проанализировать российскую социально-политическую атмосферу на наличие в ней признаков фашизма. Классификация самих признаков была взята из эссе Умберто Эко «
Вечный фашизм». Тогда я пришёл к выводу, что из 14-ти признаков у нас имеется на лицо только 8. С тех пор многое изменилось: Россия успела воспрянуть и получить под дых. Нас круто развернуло к чему-то страшному и непонятному, и, похоже, стало серьёзно заносить. Можно ли это назвать фашизмом? Сегодня из 14 признаков я выделил 13.
Давайте попробуем разобраться.
- Качественный (квалитативный) популизм
Суть квалитативного популизма сводится к тому, что лидер, вождь нации, доводя до сведения масс свои решения и установки, в явной или неявной форме делает акцент на том, что проводит в жизнь волю большинства, вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются - часть за целое, pars pro toto - играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный. При всем декларативном стремлении к диалогу и взаимодействию с обществом и оппозицией, российское руководство испытывает глубокую неприязнь к любым формам парламентаризма и плюрализма. Однако необходимость соответствия международным стандартам цивилизованной демократии толкает власть на режиссирование политической жизни страны со всеми необходимыми декорациями и поворотами сюжета.
- Элитаризм
Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. Элитаризм стал реальностью в последнее десятилетие, хотя основа элитаризма в России была заложена ещё в ельцинские времена. Впрочем, между элитаризмами 90-х и 00-х есть, как минимум, два отличия. Во-первых, элитаризм 90-х складывался стихийно и не имел, так скажем, теоретического обоснования, «политического алиби», то есть не был легитимирован и оставался на задворках коллективного подсознательного. Однако в нулевые годы элитаризм начал пробивать себе дорогу на подиум и усилиями многочисленных либеральных оракулов оформился в виде респектабельной «философии успеха». Во-вторых, та условная граница, которая в девяностых ещё отделяла финансовую элиту от политической постепенно начала стираться, и в путинскую эпоху элита предстала в виде консолидированной, единой группировки, свободно конвертирующей власть в деньги и собственность и обратно. Кстати, именно элитаризм (наличие «успешного», «прогрессивного» класса, касты «лучших из лучших») делает возможным конструирование фасада «обновлённой демократической России», критически необходимый в деле привлечения инвестиций. Элитаризм интерпретируется как симптом здорового, развитого общества.
- Неприятие критики
Несмотря на регулярные призывы к диалогу и признание права оппозиции на существование и политическую активность, подобные заявления имеют чисто декларативный характер. Политическая дискуссия, политическое интервью - жанры, оставшиеся в прошлом. Дискуссия предполагает различность мнений, открытое высказывание альтернативных точек зрения, что для власти неприемлемо. Даже если допускается существование оппозиционных взглядов, блокируются все попытки их актуализации в виде публичного политического дискурса. Такие попытки представляются в виде асоциальных (и потому аморальных) действий, направленных на разрушение единства общества, а их инициаторы маргинализируются. Подобные формы активности объявляются провокативными, и массам внушается мысль, что любое несогласие есть предательство.
- Фрустрированный средний класс
Класс, пострадавший от какого-либо экономического либо политического кризиса, рассчитывающий на лидера, вождя, способного волевыми решениями оградить общество от всевозможных - реальных и мнимых - угроз. Класс, не способный к проявлению каких бы то ни было форм солидарности. Власть признаёт легитимной лишь те формы общественной солидарности, которые отвечают её политическим интересам. Важно отметить, что фрустрированный средний класс может иметь место даже в экономически развитом обществе. Общество перепотребления представляет собой постоянно воспроизводимую совокупность изолированных, фрагментированных, отчуждённых, фрустрированных субъектов-потребителей.
- Одержимость идеей заговора
Как известно, ничто так не сплачивает нацию, как образ врага, поэтому в основе фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Сочлены должны ощущать себя осаждёнными. Идея заговора позволяет политическим лидерам отыгрывать роль защитников Отечества от внешних и внутренних угроз. Периодически применяемая воинственная риторика призывает общество «быть на чеку», оправдывает реальные расходы на мнимую милитаризацию (разворовывание военного бюджета), но самое главное - поддерживает иллюзию цельности общества, вуалируя тот факт, что часть элиты уже давно играет на стороне того, кто объявлен врагом.
- Иррациональное сочетание нарциссизма и комплекса неполноценности
Постоянное самоуничижение, бравирование явными недостатками (например, русским алкоголизмом, коррупционностью) в сочетании с уверенностью в собственной непобедимости. Этот признак вкупе с одержимостью идеей заговора позволяет рисовать врагов в одно и то же время как и чересчур сильных, и чересчур слабых.
- Культ действия ради действия
nbsp; Культ действия ради действия вообще присущ любой забюрократизированной системе и является условием её существования. Здесь действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думанье - немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Это одна из возможных причин вымывания, обесценивания, разрушения всего, что связано с интеллектуальной культурой и способно формировать и укреплять атмосферу для культурного развития, культурного прогресса. Опустошённая область заполняется эрзац-культурой, масс-культурой, не требующей рефлексии, интеллектуальных, духовных усилий. «Администраторами» это рассматривается как положительный эффект, снижающий вероятность появления альтернативных официальным точек зрения, а для политической системы характерна глубокая подозрительность по отношению к интеллектуальному миру.
- Неприятие пацифизма
Взращиваемая СМИ и убогой культурой дискретность мышления вынуждает обывателя делить мир на «наших» и «ненаших», хороших и плохих, своих и врагов. Позиции должны быть определены строго в данной системе координат, а любое отклонение резко осуждается. Сохранение нейтралитета недопустимо, пацифизм однозначен братанию с врагом.
- Культ традиции
Политическая эксплуатация культа традиции в России началась ещё в позднемедведевские времена, но заметно активизировалась с третьим приходом Путина. Модернизационная риторика отошла на задний план, хотя и не исчезла совсем. Таким образом, в официальной политической риторике установилось характерное для фашизма пренебрежение к противоречиям: модернизация через возвращение к корням, либерализация через консерватизм, секуляризация через клерикализм и т.д. Здесь всякий выгодный для власти тезис является истинным, даже если он глубоко противоречит другому выгодному для власти тезису. Такое положение вещей возможно потому, что власть объявляется - гласно или негласно - носителем высшей истины.
- Неприятие модернизма
Неизбежным следствием традиционализма становится открытое неприятие любых модернистских практик - начиная от современного искусства, заканчивая сетевой демократией. Преклонение перед технологиями носит исключительно внешний характер, скрывая глубинный страх всего нового, всего того, что может разрушить устоявшийся порядок вещей. В этом смысле зияющий пустотой наукоград Сколоково можно считать материальным выражением, фасадом этого глубинного страха инновационности в чём-либо. Фашизм наслаждается лишь внешним аспектом своей индустриализации, в то время как основой его идеологии является теория «крови и почвы».
- Расизм
Расизм в России носит сложный характер: здесь можно говорить скорее о социально-политическом расизме, где субъектом расизма является представитель «клана», а объектом - бесправный гражданин. Главный объект социально-политического расизма - несогласный, думающий, здравомыслящий человек. Короче говоря тот, кто пытается быть полноценной личностью.
- Культ мужественности
Культ мужественности как открытое пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма чрезвычайно актуален в позднепутинскую эпоху. Физическим воплощением этого культа является сам дуче.
Для мужественности, возведённой в культ характерно отсутствие всяческого Сомнения. В России воплощением культа мужественности является образ Настоящего Мужика. Настоящему Мужику «всё и так понятно», сомнение признаётся невозможным, даже позорным, оно неприемлемо и остаётся уделом слабаков и неудачников, непонимающих «как оно всё на самом деле». Настоящий Мужик не утруждает себя формулированием аргументов, его задача (и прерогатива!) - выносить вердикт, отдавать приказ, демонстрируя тотальную (и от того абсурдную) компетентность. Короче говоря, главным признаком мужественности, возведённой в культ, является категоричность в суждениях и оценках.
- Использование Новояза
Новояз впервые был описан Оруэллом в романе «1984». Вообще, характерен почти для всех диктатур, но сейчас - в эпоху постмодернизма с его тотальным смешением языковых форм - выделение его как отдельного признака не представляется актуальным, ибо в современном мире сам по себе язык это один сплошной Новояз.
Однако вместо Новояза можно выделить новую форму ведения политического диалога, точнее, форму имитации этого диалога. Главной чертой этой формы является постоянное дискурсивное уклонение. Искусством дискурсивного уклонения в совершенстве владеет как сам фюрер, так и его приспешники. Оно является основой вполне реального, практического уклонения от ответственности за любое действие или бездействие.
Единственный признак, который мне показался не актуальным:
- Культ героизма и смерти
В сытом обществе культ героизма перемещается из области реальных социальных практик в область мифическую, развлекательную - комиксы, кино, ТВ, спорт. Героизм и непосредственно связанная с ним смерть вступают в критическое противоречие с пропагандируемым гедонизмом, культом наслаждения. Рискованность и авантюризм поощряются лишь в игровых формах, не нарушающих «порядка и стабильности».