Выступление Бориса Кима (Qiwi)

Jun 28, 2011 20:34


1 июня 2011 года основатель Qiwi Борис Ким выступил на конференции «Есть ли будущее у традиционных банков: online vs offline?». Организатор: http://www.tcsbank.ru

image Click to view




Вообще зал надо приветствовать. В зале так много знакомых лиц, которые, как мне кажется, могут нам, сидящим в президиуме, больше рассказать о традиционных и нетрадиционных банках, чем мы.

Но, тем не менее, у меня несколько коротких тезисов. Во-первых, мы должны понимать, что никто из нас не любит платить. Мы не любим платить - мы любим покупать. И поэтому банк 2.0 должен быть… необходим как воздух. Он должен быть доступным и незаметным. Доступным - это значит, повсеместно. И здесь очень важная вещь, которую я хотел сказать. Это не значит, что у него не должно быть наземной инфраструктуры. Например, мы считаем, что система Qiwi - это абсолютно онлайн-система, хотя понятно, что у нас есть огромное количество терминалов, нетерминальных точек, которые расположены вполне себе на земле, но все, чем мы занимаемся - мы преобразуем наличные в цифровую безналичность. И в этом смысле мы - онлайн-банк.

Вообще есть две тактики. Первая - можно сидеть и ждать у себя в отделении, пока клиент придет. Но эта монополия банков разрушается повсеместно в том числе и в России. Поэтому, надо не ждать, пока клиент придет, а идти за ним в те места, где этот клиент водится. А водится он в мобильном телефоне, в социальных сетях, вообще в интернете, в розничных сетях, супермаркетах, в салонах сотовой связи. И мы, Qiwi, пытаемся быть везде, где есть наш клиент.

И наша задача заключается просто в том, чтобы процесс расставания с деньгами был если не приятным, то хотя бы менее болезненным. Второй тезис заключается в том, что рынок платежных услуг перестает и уже перестал быть рынком продавца. Потому что сейчас очень высока конкуренция, которую банки испытывают со стороны альтернативных провайдеров платежных услуг. И сейчас их можно получить не только и не столько у банка, но и у своего сотового оператора, и у своей социальной сети, у поисковика, у интернет-портала. Кто только сейчас этим не занимается.

То есть война за потребителя превратилась в такую войну, в которой, собственно говоря, непонятно, кто твой союзник, кто - противник. И где проходит, собственно говоря, линия фронта. Так вот эти социальные сети, ритейлеры крупные, они, конечно, являются очень грозными противниками для традиционных банков, потому что у них огромная клиентская база и вследствие того, а может быть здесь и причина и следствие перепутаны, они умеют работать с розничным клиентом.

Есть ли шанс у традиционных банков в связи с этим? Мы еще обсудим вообще, что такое традиционные банки. Но в целом, если говорить о традиционных банках, таких как, скажем, Сбербанк или ВТБ24, то, конечно, шанс есть просто по той причине, что они сидят на деньгах. У них есть зарплатные, так называемые, схемы, модели или зарплатные услуги и есть кредитование клиентов. Соответственно, у них есть вот этот источник денег, к которому все должны обращаться.

Помимо наличных очень быстро растущий сегмент - это банковские карты. Сейчас 90% средств банковских карт обналичивается, но это может меняться. И если банкам традиционным удастся оседлать эту волну, то у них есть шанс выжить. Однако времени остается на самом деле не так много, потому что так называемые альтернативные провайдеры платежных услуг быстро становятся мейнстримом во всех странах. И они тоже достраивают свои инфраструктуру. Они уже представляют не только платежные услуги, они начинают предоставлять как минимум кредитование в форме овердрафта, то есть залезают на территорию традиционных банков. Это всякого рода услуги типа Pay Pal Bill Me Later или Facebook Credits Pay Later и т.д.

Я отдельно хотел бы сказать, что, на мой взгляд, неправильно думать, что наши клиенты (с Георгием хотел бы чуть-чуть поспорить), любят поговорить и поэтому традиционным банкам можно быть спокойным. Современный клиент и, особенно, будущий клиент, наиболее интересный для банков. Он очень сильно отличается от традиционного клиента, который действительно любил постоять в очередях, любил поговорить. Этот клиент стремительно уходит в прошлое. И для современного человека на самом деле не факт, кто более бездушный: терминал самообслуживания или операционист, который в традиционном отделении банка. Поняв это, традиционные банки имеют очень хорошие шансы на выживание.












На конференции «Есть ли будущее у традиционных банков: online vs offline?» 1 июня 2011 года выступили Георгий Горшков (ВТБ24), Борис Ким (Qiwi), Алексей Левченко (Ренессанс Кредит), Алексей Марей (Альфа-банк), Виктор Орловский (Сбербанк), Оливер Хьюз (ТКС Банк). Остальные видеоматериалы смотрите летом 2011 года на канале http://www.youtube.com/tcsbank, текстовые материалы в блоге ТКС http://tcsbank.livejournal.com по тегу "конференция".

Фоторепортаж: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.10150293305776808.388283.335007141807.

По окончании конференции Олег Тиньков презентовал новую коммуникационную стратегию ТКС Банка:
http://www.youtube.com/watch?v=XtKW8u6WV74

Участники конференции увидели новый рекламный ролик на песню "Кино" "Дальше действовать будем мы":
http://www.youtube.com/watch?v=McRmbXWhLwQ

qiwi, конференция, платежи через интернет

Previous post Next post
Up