Георгий Горшков, руководитель розницы ВТБ24, выступает на конференции «Есть ли будущее у традиционных банков: online vs offline?». Организатор:
www.tcsbank.ru:
Click to view
Я хотел Олега Тинькова поблагодарить за такую дискуссию, потому что на Западе она идет достаточно давно. Вместе с этим российский розничный банкинг развивался двумя основными направлениями - это традиционный универсальный банк с большой сеткой отделений. По этой модели развивался исторически Сбербанк. По этой же модели развиваются до сих пор банки, которые появлялись в конце 90-х: это и Росбанк, и Альфа-банк. По этой же модели пошел ВТБ24 в свое время.
Параллельно этому направлению в самом начале 2000-х начали появляться банки-монолайнеры. Это и «Русский стандарт», и «Хоум Кредит», и «Ренессанс Кредит». Это банки, которые сделали своей основной моделью модель легкого розничного банка практически без отделений. Если вы вспомните «Русский стандарт» начало 2000-х, то это, по сути, головной офис в Москве, ни одного филиала по стране. И при этом 15-20 млн карточек, разосланных по всей Российской Федерации. И операционно, технологически все это можно было поддерживать - погашение кредитов. Работали через почту России, позже через собственную сеть кэш-инов. И это такая вторая модель: не строить десятки, сотни отделений, а дистанционная работа. В то время пока еще без интернета. Был колл-центр, но не было интернета практически такого активного.
Дальше начинает развиваться интернет, начинает развиваться модель интернет-банкинга и туда уже активно идут все банки, которые более технологически продвинутые. Это, в первую очередь, такой пионер дистанционных услуг как Альфа-банк, наиболее активный игрок, по крайней мере, в крупных городах. И остальные банки начинают подтягиваться. В том числе и ВТБ24 в этом году начинает активно инвестировать и в интернет-банк и в мобильный банк. Я надеюсь, что клиенты в ближайшее, все наши 8 млн клиентов, в ближайшие 12 месяцев увидят эффект.
И дальше появляются такие суперинтересные игроки как «Тинькофф Кредитные Системы», которые в себе совмещают интернет и такую лайт-технологию подачи заявлений на все продукты, онлайн-технологию обслуживания и модель, которая была раньше присуща только монолайнерам - это модель дистанционной доставки продуктов и сервисов. Известно, что на Западе такие модели достаточно широко представлены практически на всех рынках. Самый визуально заметный пример - это проект ING Direct. Есть и другие проекты: более успешные, менее успешные.
Надо сказать, что модель, похожую на ING Direct, для себя выбрал ВТБ при развитии розницы на западных рынках. В прошлом году мы запустили директ-банк во Франции. Очень успешно. Банк работает и собирает депозиты от французов. В этом году мы уже запустили пилот в Австрии и Германии. Работаем на этих двух европейских рынках с 2011 года. Также модель успешно развивается.
Будут ли отделения банков в будущем? Я практически уверен, что будут, потому что, особенно в такой стране как Россия, всегда остаются люди, которые любят поговорить. И другой вопрос - насколько банки смогут подстроить свою экономическую модель, чтобы отделения были менее затратны для розницы. Это отдельный вопрос, это задача каждому бизнесмену из каждого отдельно взятого розничного банка. Но будут ли отделения? Конечно, будут. Наиболее эффективные банки, которые хотят покрыть максимальную географию в стране, будут развивать разные форматы отделений. Это и большие отделения - флагманские на центральных улицах больших городов. Это и совсем микро-отделения или отделения, похожие на bank at work на предприятиях.
Но будут ли развиваться интернет технологии и технологии директ-банкинга? Конечно, будут. Это самый быстрорастущий рынок в мире. Если отвлечься от банков и посмотреть на, в принципе, электронные платежи в мире, то вы увидите, что самый быстро растущий сегмент финансовых услуг - это электронные кошельки. Здесь сидит Борис Ким, он наверняка на эту тему немножко поговорит. Но, тем не менее, если вы посмотрите на структуру платежей, которые делают наши с вами клиенты и клиенты других банков по всему миру, то размер кэша, размер наличных в мире до сих пор в мире еще очень велик. Более половины всех транзакций, не в объеме денег, а в штуках транзакций, например, в Соединенных Штатах - это снятие наличных в банкоматах.
Чеки, которые еще есть в Америке и Англии, сокращаются достаточно медленно, хотя все государства прилагают максимум усилий для того, чтобы чеки сокращались быстрее. Карточки растут. Растут чуть быстрее, чем сокращается кэш. Но самый быстро растущий сегмент - это электронные кошельки, электронные платежи. Это компании типа PayPal и другие платформы, которые в ближайшее время буду развивать и Google и другие активные интернет-игроки. Вот, собственно, мой прогноз: в России отделения, безусловно, останутся. Они будут, может быть, более разнообразными по форматам. Может быть, кто-то придумает Starbucks пригласить к себе в партнеры. Может, кто-то сделает полностью автоматизированное отделение. Интернет-технологии будут развиваться гораздо быстрее и, особенно, в крупных городах и в таких сегментах, которые мы называет средним классом или молодыми профессионалами. Естественно, это люди, нацеленные на развитие интернета.
Вот, собственно, такое короткое резюме.
Георгий Горшков, руководитель розницы ВТБ24
Георгий Горшков, руководитель розницы ВТБ24
Георгий Горшков, руководитель розницы ВТБ24
Алексей Марей, руководитель розницы Альфа-банка; Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка; Оливер Хьюз, президент банка "Тинькофф Кредитные Системы".
Игорь Виттель, телеведущий РБК-ТВ, модератор дискуссии; Борис Ким, основатель Qiwi; Алексей Левченко, председатель правления «Ренессанс Кредита»
На конференции «Есть ли будущее у традиционных банков: online vs offline?» 1 июня 2011 года выступили
Георгий Горшков (ВТБ24),
Борис Ким (Qiwi),
Алексей Левченко (Ренессанс Кредит), Алексей Марей (Альфа-банк), Виктор Орловский (Сбербанк), Оливер Хьюз (ТКС Банк). Остальные видеоматериалы смотрите летом 2011 года на канале
http://www.youtube.com/tcsbank, текстовые материалы в блоге ТКС
http://tcsbank.livejournal.com по
тегу "конференция".
Фоторепортаж:
http://www.facebook.com/media/set/?set=a.10150293305776808.388283.335007141807.
По окончании конференции Олег Тиньков презентовал новую коммуникационную стратегию ТКС Банка:
http://www.youtube.com/watch?v=XtKW8u6WV74 Участники конференции увидели новый рекламный ролик на песню "Кино" "Дальше действовать будем мы":
http://www.youtube.com/watch?v=McRmbXWhLwQ