математика это моя песня, мой мир, моя отдушина. слова "экспоненциальный рост" и "я тебя по игреку продифференцирую" для меня наполнены отчетливым смыслом. для меня очевидна ирония превращения неуязвимой экспоненты в беззащитную презренную константу при выборе иной переменной для ифференцирования. я смеюсь, когда шутят математики. причем в гробовой недоуменной тишине, как правило. да, я давно уже поняла, что попытки обсудить красоту палиндромов и изящество некоторых заковыристых графиков мгновенно включают белый шум и нервный смех в головах окружающих, поэтому я просто тихонько прячусь в уголке с задачником сканави - нам вместе хорошо. купила себе, кстати, новое издание в жесткой обложке. предыдущее растрепалось и почило в бозе переездов.
алгебра была моей психотерапией в тяжелых старших классах. ничто так не отвлекает от неудобной влюбленности, как парочка уравнений с параметром. и с дробями. и еще неравенство. ну, вы поняли. то есть ни черта вы не поняли, конечно, и сейчас крутите пальцем у виска. но - это моя жизнь. я помню тригонометрию и доказываю в уме простенькие математические закономерности, если забыла книжку, а мне долго ехать в метро.
вот вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что в любом году апрель и июль начинаются с одного и того же дня недели? а если год високосный, то еще и январь? а еще сентябрь и декабрь тоже начинаются с одного и того же дня недели, но уже с другого? конечно не замечали, а я в таком мире живу. и даже знаю, почему так происходит.
и именно поэтому я не могу учить детей математике. все логические умозаключения давно уже канули в черный ящик. я знаю как минимум три способа сложения двузначных чисел и всеми ими пользуюсь. когда я все три рассказываю тариэлу, он, бедный, слышит все тот же белый шум. а я злюсь - мне не понятно, как такие вещи можно не понимать. что сказать, мне больше повезло с педагогами. осознание этого нехитрого факта привело к тому, что, уйдя на семейное обучение, мы решили отдать математику на аутсорсинг. тем более что третьеклассников у нас набралось сразу трое - тариэл, лиза и федя. да и педагог был присмотрен. педагог - волшебная и прекрасная наша елена сергеевна - вела математику еще у мужа в школе. да и вообще, человек близкий, уважаемый и очень достойный.
первое задание по математике оказалось вполне себе литературным ))). дети удивились: и это - математика?!?!?!?
я очень хотела, чтобы тариэл занимался математикой с еленой сергеевной дополнительно. для общего развития, потому что школьный учебник моро - это совершенный антоним какого бы то ни было развития в принципе. но сначала был первый класс. а там - ни-ни. что вы, что вы, адаптация же! а во втором классе начался бассейн. школа-бассейн-домашняяработа-спать. вот какой был у нас график во втором классе. и какая уж там адаптация? какая математика? какая олимпиада? я вас умоляю. задача была - выжить. у меня в первую очередь.
итак, третий класс, семейное обучение и математика с педагогом. как мы будем организовывать учебное пространство и познавательные процессы??? уходя на семейное обучение, мы не имели об этом ни малейшего представления. мы смелые, да. сильные птицы. да.
нас организовала математика.
дети учились по два полных человеческих часа (120 минут) один раз в неделю. за это время елена сергеевна проходила в ними несколько уроков. и давала большое домашнее задание. не меньше 20ти номеров. но и не больше 30ти - справедливости ради надо заметить ))). если дети чего-то там прохлопали ушами на занятии, то при выполнении домашнего задания мы, родители, дообъясняли им все это. мамы и папы вспомнили формулы ))). и уравнения. и много чего еще. семейное обучение как оно есть ))).
и вот так иногда бывало )))
дети начали заниматься в самом конце сентября. к концу марта третий класс был пройден. еще месяц ушел на повторение, экскурсию и всякие приятные бонусы ))). дети, кстати, благодаря таким большим домашним заданиям учатся планировать свое время - они понимают, что им надо делать, условно говоря, шесть номеров в день. и как-то стараются этому распорядку соответствовать.
а это прекрасное задание - построить план московского кремля, нанеся его башни на координатную плоскость.
в качестве учебника был выбран петерсон. если честно, другой альтернативы не было. конечно, лично мне очень хотелось натолкать в ребенка под самую крышечку и еще немного сверху, и еще чуть-чуть и кирпичиком сверху прижать. и вот это вот еще в тележку положить - пусть катит рядом. ну, пригодится же. тем более, что в этом столько красоты! необходимо было найти некий компромисс между вот этим прекрасным желанием и необходимостью как-никак все же взаимодействовать с институтом школы, в частности - сдавать итоговые тесты, а в перспективе и егэ. именно поэтому еленой сергеевной были отвергнуты замечательные советские учебники, ибо отрываться от реальности и парить в эмпиреях можно только до какого-то предела. и предел этот называется итоговая аттестация.
итак, петерсон. федя с самого начала учился по петерсону, ему было проще. а вот тариэл с лизой после примитивного сложения-вычитания двузначных чисел в дебильноватом моро сразу огребли манипуляции с пяти- и шестизначными числами. было тяжело. но было и прекрасно - как только стало понятно, что не так страшен черт, как нам рассказывали маркетологи. в общем, все справились. я очень довольна итогами года и страстно надеюсь, что в этом году мы продолжим по старой схеме. система оказалась на редкость удобной, удачной и эффективной.
любимые примеры тариэла )))
по иронии судьбы, дети сдали экзамен в школе на четверки. понимаю огромное огорчение елены сергеевны - дети не получили возможность показать то, чему научились, при этом где-то сваляли дурака и, скорее всего, ошиблись в вычислениях. нам, кстати, так и не показали тесты - мне очень было интересно, где же дети накосячили. я примерно даже представляю где. там была одна задача с табличным представлением данных. подозреваю именно она и оказалась камнем преткновения. в этом году нам сдавать что-то вроде егэ - теперь и после четвертого класса такая радость наступила. думаю, надо будет уделить больше внимания выполнению этих самых итоговых тестов. просто чтобы дети были готовы и опять не наошибались в каких-нибудь ерундовых задачах.