Интереснейшее
интервью с основателем «Фаланстера» Борисом Куприяновым - еще один случайно выживший (ментально) в современной среде идеалист из 90-х. У нас была великая эпоха, это да. Все, что сейчас нам остается - это общаться с этими людьми, чудом сохранивших «дух 90-х».
Но интересна не его идеалистическая позиция, у меня самого такая же (еще и более экстремистская). Интересны факты, потому что русскую литературную среду он знает отлично:
-Иногда складывается не вполне понятная ситуация…
- Какая?
- Ну, вот, например, на одной международной выставке в большом городе с интереснейшей историей мне бросилось в глаза тотальное отсутствие любопытства у наших писателей. Их совершенно не интересовало, что происходит за стенами гостиницы и выставочного помещения.
Тридцать писателей выпивали и обсуждали гонорары, говорили не о культуре, а о том, кто из них более успешен. Критерий успешности - деньги! Меня это удивило страшно, я таких разговоров в издательских и даже книготорговых кругах не замечал. В тех кругах спорят, что актуально, какие книги сейчас в России нужны… получается, такой «Разговор книгопродавца с поэтом» наоборот.
Самое обидное, что многие из этих писателей пишут книги не ради денег, а по велению души. И вот такая трансформация: писатель начинает воспринимать себя как цеховика, как производителя какого-то продукта. Автор сам ставит себя в положение предпринимателя, он «удовлетворяет спрос». Если сейчас нет или очень мало текстов, которые поднимают важнейшие вопросы современности - это связано именно с таким превращением.
Чему уж тут удивляться!.. Наблюдал и я известных русских писателей вблизи. Я всегда говорил, что вторжение рыночных механизмов в литературу быстро заканчивается умерщвлением последней. Кстати, он хвалит норвежскую систему, где «издательства могут существовать только за счет того, что продают книги библиотекам» и при этом «любая книжка, выпущенная по-норвежски, должна попасть в библиотеки».
Ну и наконец, о критиках:
«У нас крайне мало авторитетных книжных критиков, которые действительно читают книги и разбираются в том, что читают».
Ну да. Если ты критик - зачем тебе еще и «действительно» что-то читать?..