tbv

О рыночных ценностях

Mar 18, 2012 01:20

Почитал текст одного гарвардского философа: он очень старался, и редкий случай, я сумел читать американский текст до конца, было не совсем уж скучно, как обычно. Правда, тема мне близкая. Основной вывод:

«Некоторые считают, что за триумфом рынка в последние годы стоит человеческая жадность, которая привела к безответственным рискованным спекуляциям. Но это в лучшем случае лишь частичный диагноз.

Жадность, разумеется, сыграла свою роль в финансовом кризисе, но на самом деле происходило и происходит нечто гораздо более масштабное. Важнейшим процессом за последние тридцать лет было не нарастание жадности, а распространение рынков и рыночных ценностей и их проникновение в те сферы жизни, которые традиционно регулировались на основе некоммерческих, нерыночных принципов и норм. Чтобы справиться с ситуацией, необходимо не просто обуздать жадность - необходимо публичное обсуждение роли рынка; мы должны решить, где ему место - и где проходит черта, за которую его нельзя допускать».

Литература, вне всякого сомнения - это та область, которая всю столбовую дорогу человеческой цивилизации регулировалась «нерыночными нормами». Внедрение в нее рыночных принципов ее убило.

Сандел в этой статье приводит дикий совершенно факт: в Америке "to encourage reading, schools pay kids $2 for each book they read". Это отчаянная попытка спасти чтение, но при этом какая фантастическая глупость: платить детям за прочитанные книги, и каждый год равнодушно наблюдать, как прекрасные писатели гибнут, отправляясь в офисы менеджерами по продажам.

В тысячу раз умнее было бы детям эти деньги не давать (это только придаст этому вкус обязаловки), а потратить их на - ну я не знаю, хоть лишний выходной в неделю, если уж всю неделю - это слишком тяжко для американской цивилизации. Для писателей. За один день в неделю они ничего толкового, разумеется, не напишут - но хоть не заржавеют как писатели до полной умственной смерти. Но сейчас они работают в офисах, а в Америке там не принято лениться. Пишут, соответственно, столько же, сколько негры на сахарных плантациях писали.

И при этом в школах пытаются приохотить детей к чтению, впихивая им двухдолларовики. Я много раз сравнивал, сравню еще раз. Писатель зреет примерно 20 лет, пока начинает писать хорошие книги (некоторые исключения бывают на бурных общественных сломах, их не берем).

Он начинает работать в 20 и обычно едва только дозревает к 40 (если, конечно, интенсивно работает с 20). Достоевский первую свою хорошую вещь написал в 45, Толстой - в 37, Пруст - в 40, в общем это нормально.

ТРЕБОВАТЬ от писателя, чтобы он начал ПРОДАВАТЬСЯ сразу в 20 (или 25, или 30) - это все равно что посадить персиковое дерево, и подождав две минуты, начать грызть его корни. И еще жаловаться, что невкусно. А в Америке детей еще пытаются деньгами стимулировать, чтобы они эти грязные корни грызли!
Previous post Next post
Up