Чем можно заняться: Спортивные соревнования

Nov 25, 2018 22:33




Современная спортивная индустрия генерирует миллиарды долларов прибыли в самых различных нишах. Миллионы людей ежедневно занимаются спортом, тратя на это не только деньги, но и существенную часть своего ценного свободного времени. За последние 70-80 лет появилась даже целая прослойка профессионалов, которая зарабатывает деньги исключительно на том, что участвуют в спортивных состязаниях. Причем доходы некоторых спортсменов сопоставимы с доходами самых известных голливудских звезд. Толчком к развитию спорта послужила индустриальная революция, которая оторвала человека от земли и дала ему больше свободного времени. Постепенно, с каждым годом спорт привлекал все больше и больше людей, на первых порах это были аристократы и богачи, но постепенно к спорту стали приобщаться и люди со средним достатком, а затем и выходцы из самых бедных слоев. Причем для последних спорт становился мощным социальным лифтом, чтобы вырваться из нищеты. Спортивные состязания не являются следствием популярности спорта, люди выявляли сильнейшего еще во времена Древней Греции и Рима. Но в отличие от древних времен, современные соревнования стали отличным источником заработка для их организаторов, так как увеличилось число спортсменов, готовых платить деньги за участие в соревнованиях, и, конечно, появилась многомиллионная аудитория болельщиков, готовая платить деньги за просмотр соревнований. И с каждым днем популярность спорта только растет, так как невероятную популярность набирает здоровый образ жизни.

1. Отрасль: спорт; индустрия развлечений
Порог вхождения: средний. Спортивные мероприятия требуют больших временных и финансовых вложений, чтобы начать получать прибыль. Многие проекты едва окупаются.
ОКВЭД: 93.19 - деятельность в области спорта прочая.

2. Типы компаний:
Любительский спорт:
а) Организатор локальных турниров
Все локальные турниры, в первую очередь, ориентированы на участников соревнований, нежели на зрителей, поэтому при планировании спортивного мероприятия необходимо просчитывать бизнес-модель таким образом, чтобы получать прибыль от стартовых взносов и маркетинга, т.е. рекламы спонсоров. Зрители должны наблюдать за участниками турнира бесплатно. В тоже время организатор просто обязан сделать мероприятие не скучным выяснением отношений среди спортсменов, а шоу с привлечением ведущего, музыкантов, актеров, танцоров или чирлидерш. Особенно, это актуально для таких видов спорта, где участники улетают со старта и появляются спустя полчаса на финише (бег, велогонки или ориентирование). Удерживание бесплатной аудитории полезно для спонсоров, которые дают деньги за рекламу. И чем больше людей увидят или услышат ее, тем больше денег можно получить. Во-вторых, локальные соревнования привлекают участников с друзьями и семьями. Пока спортсмен в поте лица бьется за победу, его компания развлекается в фан-зоне. Если праздник удался, то у участник обязательно вернется в следующий раз. Кроме того, яркая и веселая обстановка может завлечь на следующий турнир новых клиентов, которые увидят или услышат от знакомых, как классно все организовано.
В бизнесе по организации локальных спортивных турниров для любителей главное выбрать специализацию, а затем методично развивать бренд соревнований из года в год. С первого раза заработать денег не получится, тут бы хорошо, если выйти в плюс. Но если из года в год будет все получаться, то спустя некоторое время, особенно, если турнир станет традицией, может прийти финансовый успех.
Во-первых, нужно выбрать вид спорта. Здесь нужно ориентироваться на массовость, чтобы привлечь как можно больше участников, на наличие спортивных объектов в городе, чтобы вообще была возможность турнир провести. Если говорить об индивидуальных видах спорта, то самыми популярными являются бег, лыжные гонки, ориентирование, триатлон, велоспорт, плавание, шахматы, настольный теннис, горные лыжи и сноуборд. Если же выбирать из командных видов спорта, то лучше всего выбрать футбол, баскетбол, волейбол или хоккей. То есть, грубо говоря, выбрать вид спорта, для участия в котором не нужно быть семи пядей во лбу. Если же развивать менее популярные виды спорта или более технически сложные как, например, бокс и различные виды единоборств, гимнастика, теннис, гребля или парапланеризм с регби или бейсболом, то тут нужно проявить креативность в способах привлечения участников, а также, возможно, предоставить клиентам необходимый инвентарь. Помимо классических видов спорта можно придумать компиляцию из спортивных состязаний по типу бега в мешках, поднимание тяжестей (огромных покрышек от самосвалов), отжиманий или подтягиваний, полосы препятствий или турнира по компьютерным играм (а че, тоже спорт). Креативить можно сколь угодно, главное, чтобы людям нравилось.
Выбрав вид спорта, нужно определиться с календарем, чтобы он не совпал с другим популярным соревнованием, которое оттянет всех клиентов. Для этого, желательно договориться с федерацией, чтобы они включили мероприятие в свой график. Затем нужно определиться с целевой аудиторией: делать турнир для детей, для молодежи иди для всех возрастов. Потом стоит решить, с какой периодичностью проводить старты. Раз в год, два раза в год или сделать турнир в несколько этапов с начислением очков. Опять же, здесь стоит исходить из спроса. Лучше всего, начинать организацию соревнований без какого-то плана на продолжение и смотреть, насколько люди будут хотеть повторить участие снова, какие будут отзывы итп.
Когда все будет продумано, то начинается самое сложное - непосредственная организация. Массовость соревнований требует обеспечение общественной безопасности, что придется согласовывать с местными органами власти и полицией. Затем необходимо продумать место проведения соревнований. Если планируется перекрытие улиц или трассы, то придется все это заблаговременно согласовывать, а также через СМИ уведомлять жителей города. Важно продумать логистику, места для зрителей, а также даже встречу иногородних участников на вокзале. Бюджет мероприятия может включать в себя аренду спортивного объекта. Если же соревнования будут проводится в общественных зонах (бег, велогонки, лыжи итп), то эта статья расходов отпадает, но тут все зависит от вида спорта. Например, турнир по баскетболу 3х3 или даже мини-футболу можно легко провести на городской площади с помощью быстро возводимых площадок. При желании, даже хоккейный турнир можно таким образом организовать. Также в бюджет должны входить расходы на персонал, судей, шоуменов, волонтеров, стартовый пакет для участников, форма для команд, чтобы они различались, может быть, спортивный инвентарь (как в случае развертывания мобильной площадки по баскетболу 3х3, например). А также много денег уйдет на рекламу мероприятия, чтобы о нем узнало как можно больше людей и изъявило в нем участвовать. Здесь придется активно штурмовать социальные сети, используя все возможные инструменты SMM, но также придется потратиться на расклейку афиш и даже радио или ТВ рекламу. Особенно стоит обратить внимание на тематические форумы и сайты города места проведения и близлежащих городов, а также на местные спортивные клубы и секции. Обязательно нужно нанять фотографов или даже видеоблогеров для съемок видео или фотоотчетов, которые надо будет разместить в соцсетях после проведения мероприятия.
Я рекомендую перед тем, как рисковать и проводить массовые мероприятия, попробовать свои силы в организации мелких турниров с копеечными взносами, чтобы отточить мастерство и учесть возможные ошибки. Даже организация соревнований на 10-20 участников неизбежно заставляет учитывать десятки мелочей, на которые участники обращают внимание. А при большем масштабе таких мелочей будет сотни. Если организация будет ужасной, то есть шанс навсегда отпугнуть клиентов от следующего турнира. Кроме того, организация одного массового соревнования это, все-таки, большие расходы. Например, триатлон в Бронницах в 2014 году обошелся организаторам в 2 млн. руб., а принес он доход в сумме 750 тыс. руб. Одной из ошибок такой организации является сильное занижение цены. Во всем мире люди платят за турниры типа Iron man или легендарные марафоны в Бостоне или Лондоне от 100 до 700 евро. А в России многие старты обходятся от 500 до 2000 руб. с участника или 7-10 тыс. руб. с команды, при этом расходы на организацию сопоставимы с европейскими. Поэтому в первое время стоит цену не завышать для изучения спроса, но постепенно, с ростом популярности бренда соревнования, стоит ценник начать повышать. Между прочим, чем дороже стоимость участия, тем больше шансов привлечь серьезных атлетов, которые заметят серьезность намерений организатора и решат принять участие. Я бы хотел отметить, что организация массового турнира должна начинаться чуть ли не за год до его проведения. Работа со спонсорами, органами власти, тренинги с волонтерами, продумывание PR-кампании - все это требует много времени и решать эти задачи в последний момент не получится.
б) Организатор корпоративных турниров
Подход в организации корпоративных соревнований имеет важные и существенные отличия от организации массовых состязаний для неопределенного круга лиц. Заказчиком и плательщиком будет выступать компания, которая желает организовать досуг для своих сотрудников в виде спортивного праздника. Именно поэтому маркетинг услуг компании будет направлен на работу с постоянными клиентами, портфолио проведения состоявшихся соревнований и отзывов и рекомендаций. Кроме того, организацию турниров для корпоративных клиентов можно проводить круглый год, работая с целым пулом заказчиков. По сути, компания-организатор выступает в качестве event-агентства, специализирующегося на спорте. Если массовые соревнования проводятся один, два раза в год, в течение которых проводится работа со спонсорами и пиаром, то корпоративные мероприятия можно проводить хоть раз в неделю, были бы заказы. С организационной точки зрения такие ивенты ничем не отличаются от массовых, так как необходимо все продумать до мелочей, чтобы и участники, и их гости смогли получить максимальное удовольствие. То есть нужно не просто создать условия для соперничества, но и продумать элементы шоу. Такие мероприятия можно назвать корпоративом, только со спортивным уклоном, а это означает, что еще нужно продумать питание и перекусы для спортсменов и зрителей, а также, возможно, банкет по окончании всего действа. С развитием бизнеса и увеличения количества клиентов, можно задуматься о проведении лиг, где будут соперничать различные клиенты друг с другом. Особым шиком является приглашение в качестве звезды известного спортсмена, за деньги, конечно, но это дает лишний повод заявить о себе, как о серьезной компании. Корпоративные клиенты предпочитают, в основном, командные виды спорт, в первую очередь, футбол. Но спросом пользуются волейбол и баскетбол. Другие виды спорта либо не требуют привлечение event-менеджера (например, побегать в лесу с банкетом после или провести турнир по пинг-понгу в собственном актовом зале корпорация может и сама организовать), либо требуют особой физподготовки, которой у рядовых сотрудников нет. Но если предложить клиентам провести мультиспортивный турнир типа спартакиады, особенно, если компания будет соперничать с другими клиентами, то можно и расширить количество видов спорта, но это налагает и большее количество расходов, так как нужно арендовать больше спортивных объектов либо организовывать спортивный лагерь. Event-агентство можно организовать на небольшие деньги, которые придется потратить на аренду офиса, закуп офисной техники и наем персонала. Деньги для организации турнира можно получать сразу с клиента в виде предоплаты. И не стоит забывать при кризисы. Когда компания терпит убытки за отчетный год, то меньше всего возникает желание потратить лишние деньги на спорт для сотрудников.
в) Организатор локальных спортивных шоу
Я решил выделить такую форму бизнеса отдельно, чтобы не путать спортивные состязания и основанные на спорте мероприятия, целью которых развлечь зрителя. То есть в отличие от локальных турниров, организуемых, в первую очередь, для участников, спортивные шоу устраивает для зрителей. Здесь имеются определенные сложности с извлечением прибыли. Локальное шоу не покажут по телевизору, всего его зрителя - это все те люди, что живут в городе, поэтому о телеправах не может быть и речи. Кроме того, в этом случае спортсмены получают гонорары от организаторов, а не наоборот. Остается только продажа билетов и маркетинг в виде рекламы спонсоров. Первые шоу стоит приурочивать к массовым гуляниям, договариваясь с городом о включении его в официальный перечень мероприятий. Возможно, в первое время можно даже сделать его бесплатным для просмотра. При наборе популярности, хороших отзыва, можно уже проводить шоу в обычное время и за плату. В качестве спортивных шоу можно организовывать показательные бои, танцы на льду, акробатические трюки, трюки с использованием велосипедов, мотоциклов, скейтов и так далее. Главное - это свобода творчества, новизна шоу, его продуманность для массового зрителя. Я не буду подробно останавливаться на организации таких шоу, так как это скорее уже больше бизнес по организации концертов.
г) Организатор официальных соревнований
В принципе, можно организовать бизнес по помощи в организации официальных спортивных стартов для федераций. Придется поделиться частью прибыли с федерацией, но оно того стоит. Во-первых, не нужно ломать голову с местом проведения, с судейским составом, участниками и так далее. На организаторе лежит задача привлечь зрителей и спонсоров, чтобы мероприятия принесло больше денег, чем оно приносило, когда эти занималась сама федерация. В этом и состоит суть такого партнерства, чтобы все могли заработать. Не секрет, но региональные соревнования, типа чемпионата области, ужасно освещаются в СМИ и не собирают толпу зрителей, что, по понятным причинам, не привлекает спонсоров. Федерации отлично живут за счет взносов спортсменов и откатов, а также от «добровольно-принудительного спонсорства со стороны сырьевых полугосударственных корпораций. Но если убедить главу спортивной федерации отдать на аутсорсинг часть организаторских функций, то есть шанс создать нечто стоящее. Важно все сделать грамотно, чтобы у федерации больше не возникало вопросов, привлекать ли в следующий раз организатор или нет.
д) Организатор локальных мультиспортивных соревнований
Если позволяют финансы и организаторские способности, то можно попробовать запустить идею частной спартакиады регионального масштаба. По сути, этот тот же проект локальных соревнований, только более масштабный за счет участия спортсменов по различным видам спорта. Можно попробовать создать региональный мультиспортивный бренд по различным видам спорта, в которых будут участвовать состоявшиеся спортсмены, но это задча очень сложная, так как вряд ли в конкретном городе существует необходимая инфраструктура, скомпонованная в одном месте. Другой вариант - это создание полноценного спортивного комплекса или спортивного лагеря, куда стоит приглашать к участию любительские команды, которые будут участвовать во всех соревнованиях, борясь за победу в общем зачете. Такой турнир должен быть направлен на привлечение семей, молодежи или корпоративных участников, которые будут защищать цвета своей команды. В спортивную программу лучше всего включать самые популярные и доступные виды спорта, для которых не требуются специальные навыки (бег, легкая атлетика, плавание, велоспорт, футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, гребля, шахматы итд). Главное все эти соревнования проводить в одном компактном месте. Например, в загородном клубе, лагере, где можно разместить участников в номерах, накормить их и организовать вечернюю шоу-программу. Строительство или размещение спортивных объектов по самым популярным видам спорта и закупка соответствующего инвентаря вряд ли потребует существенных затрат, ведь никто не заставляет строить олимпийскую деревню с олимпийскими объектами. Такой турнир лучше всего проводить в пределах одного уик-энда с пятницы по воскресенье. Я расцениваю такое мероприятие как большой семейный праздник, у которого могут появиться поклонники, жаждущие продолжение в следующий раз, если мероприятие пройдет успешно. Сарафанное радио и грамотная работа пиарщиков может разнести весть об играх и за пределы региона, что позволит привлекать и иногородних участников, а там глядишь, и в обозримом будущем гости из зарубежья будут приезжать. Конечно же, за участие в таких играх придется выложить кругленькую сумму, но такое мероприятие стоит расценивать как небольшой отпуск с активной и насыщенной программой. Но нельзя превращать это в товарищеские встречи, дух соперничества и желание защищать цвета своей команды должны превращать игры в мощное зрелище с болельщиками и разочарованиями от поражений и с большой радостью от побед. Призовой фонд, конечно же, обязателен.

Профессиональный спорт:
а) Организатор профессиональных турниров по индивидуальным видам спорта
б) Профессиональная лига по игровым видам спорта
в) Организатор профессиональных спортивных шоу
г) Организатор масштабных мультиспортивных соревнований
Профессиональные соревнования и лиги - это уже массовые и ориентированные на зрителя мероприятия, в которых уже большое внимание уделяется зрелищности. Здесь уже не нужно придумывать программу соревнований таким образом, чтобы ублажить спортсменов. Здесь уже нужно думать, как затащить зрителя на трибуны и к экранам телевизора или монитора. Многие виды спорта просто созданы для шоу: единоборства, командные виды спорта, теннис, автоспорт и фигурное катание. Но это не значит, что остальные виды спорта должны прозябать исключительно в статусе некоммерческих турниров. Даже из соревнований по гребле или плаванию можно сделать качественное шоу, правда, для узкого круга болельщиков и зрителей, не тсоит про это забывать. Учитывая ориентацию на зрителя, структура доходов кардинально меняется. Основным источником доходов профессиональных соревнований становятся продажа прав на телетрансляции (почти 60-70%), платные трансляции в интернете, затем идут спонсорские контракты, продажа билетов на трибуны, мерчендайз и лицензирование, франчайзинг. В первые годы существования соревнования придется активно вкладывать в его раскрутку, чтобы повысить его статусность и заинтересовать участие в них звезд. За это порой приходится платить. Это только турниры с давними традициями привлекают к участию самых сильных спортсменов, получая за это прибыль в виде взносов за участие. А города активно борются и платят за то, чтобы именно у них состоялось престижное шоу. Города Европы платят огромные деньги организаторам Tour de France за право проложить трассу Большой петли. И не секрет, что за право принимать ЧМ по футболу велась грязная закулисная борьба, которая затем вышла наружу в виде коррупционного скандала в FIFA. В первые годы придется платить за все: за наращивание инфраструктуры, оснащенность спортивных арен самым современным инвентарем и телевизионным оборудованием, за гонорары спортсменам-участникам, за приглашенных звезд. И не только за участие звезд в борьбе за призы, а даже за то, чтобы известный человек просто засветился на трибунах. Придется много денег вбрасывать на маркетинг, чтобы увеличить посещаемость и создать продукт, который не стыдно предложить ТВ-каналу. В современном мире интернета видеохостинги типа YouTube, Вконтакте и Одноклассники - это отличная площадка для того, чтобы создать армию поклонников до подписания контрактов с телеканалами. Раскрутка через интернет с освещением турниров, с прямыми трансляциями, которые изначально можно сделать бесплатными, это основа будущего успеха, хотя до выхода на ТВ соревнования не достигнут своего максимума в аудитории. Хотя есть примеры. Федерация гандбола России успешно транслирует гандбольные матчи сборной через VK и собирает почти 500 тыс. просмотров за матч финала четырех. Причем, если для ТВ нужно несколько профессиональных камер (около 6 штук), то для ВК достаточно одной сверху. Это намного дешевле, чем пытаться влезть в телек без серьезной аудитории, зато намного эффективнее продвигать турнир в массы. Для обслуживания профессионального соревнования нужны не только живчики-организаторы, но и менеджеры проектов, телеоператоры, фотографы, пиарщики и многие другие. Нужна целая команда. Нельзя забывать и про конкуренцию. Создавать новые продукты стоит в тех видах спорта, которые еще не добились широкого признания на ТВ. Организовывать новую профессиональную лигу по футболу или хоккею - это мертвые проекты, так как РФПЛ и КХЛ очень популярны. Самыми перспективными направлениями в России являются боевые искусства, особенно смешанные единоборства, бег, триатлон, велоспорт, соревнования по силовой атлетике (типа the Strongest man), полосы препятствий, авто и мотоспорт, фигурное катание, беговые и горные лыжи, сноуборд, пляжный волейбол, футбол 8х8, регби. По-моему мнению, нет никакого смысла даже пытаться конкурировать с текущими лигами и турнирами по футболу, хоккею, баскетболу, волейболу, гандболу, теннису, мини-футболу. Не стоит забывать и про экзотические виды спорта, обладающие зрелищностью, но не сильно освещаемые в России. Например, Американский футбол как один из самых зрелищных видов спорта, приносящий миллиарды лиге NFL, может быть интересен зрителям, если начать активно его популяризировать, с разъяснениями запутанных правил для непосвященных. Медленно, но верно лига начнет раскручиваться и займет свою нишу.

В целом, процесс развития бизнес проекта в виде спортивного турнира, будь он с любительским статусом или профессиональным - это долгий и упорный труд, рассчитанный на десятилетия. Быстрых денег в этом бизнесе не заработать. Да и поддержание наплаву уже заматеревшего бренда - это тоже тяжелая задача, так как со всех сторон его будут подпирать конкуренты.

3. Приблизительный список предлагаемых продуктов:
Организация соревнования включает в себя следующие стадии:
- разработка программы соревнований, календаря, согласование соревнований со спортивными федерациями и местными органами власти, написание правил турнира;
- координация и логистика, размещение иногородних участников;
- предоставление персонала для соревнований, в том числе и судейского состава;
- разработка стиля, бренда, логотипа, регистрация товарного знака;
- реклама и освещение турнира в СМИ и социальных сетях;
- заключение спонсорских контрактов, разработка спонсорских пакетов;
- изготовление баннеров, афиш, флайеров, бейджей, грамот, дипломов, медалей, кубков;
- аренда залов, площадок и оборудования для соревнований;
- привлечение переводчиков;
- фото-, аудио- и видеосъемка, ведение спортивных интернет- и телетрансляций;
- кейтеринг и питание, подготовка стартовых пакетов для участников, продажа напитков (чая, кофе, пива);
- организация зрелищной программы для зрителей, привлечение ведущих, артистов, музыкантов;
- разработка сайта со спортивной статистикой, развитие собственного YouTube-канала, интервью со спортсменами, онлайн-жеребьевка;
- продажа прав на телетрансляции, привлечение звезд для участия в турнире или в качестве гостя;
- разработка мерчендайза и продажа прав на изготовление продукции с брендом и логотипом турнира;
- продажа франшиз

4. Квалификация и персонал.
Первое, что нужно принять как должное - организация даже самого захудалого турнира не возможна в одиночку. Бизнесмен должен собрать крепкую команду единомышленников, чтобы турнир состоялся. В первую очередь, в штате компании на постоянной основе нужны event-менеджеры, обладающие организаторскими талантами, а лучше и опытом в проведении массовых мероприятий. Также стоит включить в список постоянных работников маркетолога-пиарщика или несколько таких штатных единиц, которые будут заниматься раскруткой, SMM, а также работой со спонсорами. Никого особенного образования все эти специальности не требуют, нужны активные и ответственные люди с подвешенным языком и способностями организовывать и управлять людьми. Непосредственно на соревнования нужно привлекать волонтеров, ведущих, контролеров-распорядителей, фотографов, чирлидеров, медработников, судей, хронометристов, артистов.

Продолжение статьи - Части 5-11

Спорт, Индустрия развлечений

Previous post Next post
Up